Файл: Гуманистические, экономические и политические основы конституционного строя.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 649
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Гуманистические, экономические и политические основы конституционного строя
1.1 Понятие и юридическая природа конституционного строя
1.2 Права и свободы человека как высшая ценность государства
1.4. Политические и экономические основы конституционного строя
Глава 2. Конституционные характеристики строя РФ
2.1 Демократическое и правовое государство
2.2 Федеративное государственное устройство и республиканская форма правления
2.3 Социальное и светское государство
Глава 3. Основы организации государственной власти и местного самоуправления
3.2 Принцип разделения властей
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, — ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен, так как сам принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника — основного представителя общества, обладающего и политическими правами.
2) Для фактического осуществления этого принципа необходимы определённые объективные условия — достаточная степень развития производительных сил и отношений, а также субъективные — уровень политического сознания общества.
3) Теория права предлагает разные варианты механизма действия принципа разделения властей.
На протяжении XIX—XX вв. разделение властей завоевывало все более широкие позиции, превратившись со временем в общепризнанный принцип цивилизации и демократии.
Разделение властей, однако, было отвергнуто марксизмом-ленинизмом. В соответствии с этим учением в России, а затем и в других странах было построено тоталитарное государство, отказавшееся от принципа разделения властей.[27]
В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР, но нарушения этого принципа избежать не удалось, что породило глубокий конституционный кризис. Поэтому Конституция 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В ст. 10 говорится, что "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".
Более чем скромное наполнение столь сложного и важного принципа порождает вопросы, ответы на которые даются конституционными нормами, определяющими механизм государственной власти (главы "Президент Российской Федерации", "Федеральное Собрание", "Правительство Российской Федерации", "Судебная власть"). Следует помнить, что все эти высшие органы государственной власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.
Важной особенностью российской Конституции (хотя эта особенность присуща и ряду других стран) является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех властей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Это, однако, не означает, что создана некая фигура "дирижера", способного руководить всем "оркестром"[28]. Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов — Конституция строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд. В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент признается главой исполнительной власти (право назначать Правительство, право председательствовать на заседаниях Правительства и др.). Таким образом, конституционная конструкция власти "1+3" фактически оборачивается конструкцией "2+2". Здесь, впрочем, нет ничего необычного — соединение функций главы государства и главы исполнительной власти встречается часто (например, в США).
Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:
- законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом;
- исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;
- между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;
- судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;
- ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;
- споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т. е. Конституционным Судом;
- конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.
Хотя такое содержание принципа разделения властей в российской Конституции прямо не закреплено, оно, безусловно, присуще ей в силу логики закрепленных в ней правил взаимоотношения трех властей. Эти правила пока установлены только на федеральном уровне, но нет сомнения, что они будут продублированы и на уровне субъектов Федерации. Это предусмотрено ст. 77 Конституции РФ.
Может показаться, что соблюдение принципа разделения властей не является очень сложны В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР, но нарушения этого принципа избежать не удалось, что породило глубокий конституционный кризис. Поэтому Конституция 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В ст. 10 говорится, что "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".
Хотя такое содержание принципа разделения властей в российской Конституции прямо не закреплено, оно, безусловно, присуще ей в силу логики закрепленных в ней правил взаимоотношения трех властей. Эти правила пока установлены только на федеральном уровне, но нет сомнения, что они будут продублированы и на уровне субъектов Федерации. Это предусмотрено ст. 77 Конституции РФ.
Может показаться, что соблюдение принципа разделения властей не является очень сложным из-за очевидной рациональности его предписаний. Но на практике это не так. Столкновение политических интересов сплошь и рядом принимает форму борьбы полномочий, прав и компетенций. Создание действенного правового механизма разрешения таких конфликтов — важнейшее условие политической стабильности и исключения конституционных кризисов.
3.3 Органы государственной власти и местного самоуправления
Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3), признает и гарантирует его (ст. 12). Включение этих статей в число основ конституционного строя — свидетельство принципиального изменения отношения государства к местным органам власти, несомненный признак правового государства.10
Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция устанавливает, что оно в пределах своих полномочий самостоятельно. Установление "пределов полномочий" едва ли не самое сложное и деликатное дело, здесь возможна чрезмерная пестрота и разнообразие, поскольку установление общих принципов местного самоуправления, согласно Конституции (п. "н" ст. 72) входит в совместное ведение Федерации и ее субъектов. Однако несомненно, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью и решать ряд вопросов по развитию систем обслуживания населения. Вмешательство в эти вопросы органов государственной власти субъектов Федерации или самой Федерации недопустимо[29].
Наиболее сложная и трудная для усвоения часть ст. 12 Конституции гласит: "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Если бы законодатель имел в виду закрепление гарантии местному самоуправлению от вмешательства органов государственной власти, то он вполне мог бы ограничиться закреплением принципа самостоятельности. Очевидно, что здесь утверждается принципиальное различие между государственной властью и самоуправлением. Но в чем оно? То, что местное самоуправление есть тоже власть, вытекает из ст. 3 Конституции, но власть здесь понимается как власть народа, а не государства. Эта власть отличается от государственной тем, что она не может применять принуждение — для этого не предусмотрено правовых форм. Но можно ли отгородить местное самоуправление от государства, представить его как государство в государстве? Очевидно, нет, ибо тогда разрушается понятие суверенитета Российского государства, который распространяется на всю территорию России.
Ясно, что органы местного самоуправления не могут обойтись без издания нормативных актов — без этого их деятельность неминуемо выльется в произвол. Но если они издают правовые нормы, как это предусмотрено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. (ст. 19), то, следовательно, эти органы вправе применять принуждение. Чем же тогда они отличаются от органов государственной власти? Как видим, предложенное Конституцией решение вопроса о правовой природе местного самоуправления порождает много вопросов.
Представляется, что местное самоуправление, хотя оно не входит в систему органов государственной власти, по своей природе все же является частью государственной власти. Местное самоуправление действует в соответствии с конституциями и законами, а, следовательно, оно производно от государства. Статьей 12 Конституция как бы позволяет гражданскому обществу на местном уровне решать свои проблемы без вмешательства органов государственной власти, а только через собственные органы, но тоже наделенные властными полномочиями (нормотворческими и исполнительными, но не судебными). Это не суверенная власть, и она не может выходить за свои пределы — в противном случае правомерно вмешательство органов государственной власти. Каждый гражданин участвует в создании органов местного самоуправления, но этот же гражданин является субъектом всего российского конституционного права, он участвует в общенародном волеизъявлении (выборах) при создании органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Местное самоуправление поэтому не может быть ничем иным, как автономной по своим полномочиям и деятельности частью общей российской государственности и государственности субъектов Российской Федерации. Такое понимание местного самоуправления, похоже, утверждается в его практическом развитии.
В соответствии с такой природой местного самоуправления следует понимать муниципальное право, как совокупность правовых норм, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления. В своей основной части это — институт конституционного права, поскольку его основными источниками являются Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов Федерации, законы Российской Федерации и ее субъектов, Указы Президента России и др. Но в то же время источниками выступают акты самих органов местного самоуправления, вследствие чего муниципальное право предстает как комплексная отрасль. Эта отрасль имеет свою систему, принципы, гарантии и формы ответственности.
Заключение
Конституционный строй является одним из фундаментальных понятий в науке государственного права. Это объясняется тем, что в конституционном строе выражена сущность государства и, следовательно, он определяет содержание таких институтов права как конституционные права, свободы и обязанности граждан, раскрывающие взаимоотношения между государством и личностью, национально-государственное устройство, избирательная система и избирательное право, система и принципы организации и деятельности государственных органов.
Таким образом, под конституционным строем понимают совокупность политических, экономических, социально-правовых отношений, устанавливаемых и поддерживаемых Конституцией и другими законодательными актами Российской Федерации. Отличие данного понятия от государственного строя состоит в том, что конституционный строй, как следует из самого названия, основан на конституции, его признаками являются принципы разделения властей, суверенитета, неотчуждаемости прав и свобод граждан, в то время как государственный строй может и не иметь указанных признаков. Одним из первых в Конституции отражен принцип разделения законодательной исполнительной и судебной властей, их взаимодействия в процессе управления экономикой и обществом, установлен порядок осуществления определяющих государственных функций при главенствующей роли Президента России. Это чрезвычайно важно, так как в стране временами наблюдается несогласованность действий и даже противостояние ветвей и органов государственной власти. Благодаря тому, что этот принцип закреплен в Конституции и что в ней определены, установлены полномочия высших органов управления, дается в определенной степени сгладить противоречия и предотвратить нарастание напряженности, обеспечить устойчивое функционирование государственной машины управления.
Однако, основы конституционного строя закреплены в Конституции РФ, которая определяет главные черты государственного и общественного строя. Эти положения чрезвычайно важны и из-за их чрезвычайной важности нуждаются в особой защите. Это нашло свое выражение в Основном законе, который не допускает пересмотра парламентом этих положений. Данное конституционное установление дает стабильность Конституции и конституционному строю.
В любом обществе существуют необычайно многообразные общественные отношения: политические, экономические, национальные, трудовые, финансовые, моральные, нравственные, религиозные и многие другие. В результате развития общества и без того широкий круг этих отношений продолжает расти, а сами отношения все более усложняются. Эти неумолимо наступающие изменения в структуре и взглядах общества, а также неизбежный прогресс, появление новых политических партий, перемены в составе органов власти, трансформация названий субъектов Федерации порождают стремление пересмотреть положения, касающиеся конституционного строя, совершенствовать их. Выявляются и слабые места или даже недостатки, а то и пороки старой Конституции, препятствующие нормальному функционированию государства и общественной системы, ущемляющие права и свободы граждан. Следовательно, думается, необходимо рассмотреть перечень субъектов, которым дано право ставить вопрос об изменении или пересмотре положений Конституции, включив туда граждан РФ. А права и свободы граждан являются не менее важным принципом конституционного строя. В этом институте закрепляются взаимные права и обязанности государства и личности в отношении друг к другу. Вместе с тем личность в любом демократическом государстве является кардинальной политической и правовой категорией. Именно она составляет основу общества и государства, именно ее активное воздействие на государство определяет всестороннее развитие, характер и правовую природу государства.