Файл: Гуманистические, экономические и политические основы конституционного строя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 639

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новая российская государственность радикально меня­ет отношения личности и государства. Не человек создан для государства, а государство для человека — таков теперь главный принцип их отношений. В этом состоит гуманисти­ческая сущность Конституции и всего нового конституцион­ного права России. При этом акцент делается не на коллек­тивном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий. Безусловно, коллективизм необходим для достижения определенных целей, но, понимаемый с чрез­мерным универсализмом, он в состоянии подавить инициа­тиву и способности отдельного человека, привести к цар­ству серости и посредственности. А индивидуализм, напротив, раскрывает потенциал общества, и задача права содей­ствовать проявлению энергии каждого человека.[8]

Приоритет человека перед государством позволяет осоз­нать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициа­тивы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморе­гулирования, т. е. не нуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затро­нуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Та­кое понимание соотношения человека, общества и государ­ства подчеркивает гуманистическую сущность конституци­онного строя.

Выражение "высшая ценность"[9] — это не юридическая, а нравственная категория. Но когда она попадает в конститу­ционный текст, то превращается в категорию правовую, т. е. в обязательное правило для всех членов общества — как об­леченных, так и не облеченных властью. Последующие гла­вы Конституции, и особенно гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина", подчинены этому принципу, раскрывают и детализируют его. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы человека и гражданина "определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность за­конодательной и исполнительной власти, местного самоуп­равления и обеспечиваются правосудием". Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механиз­ма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с прицепом целесообразности при решении того или иного вопроса при­оритет должен отдаваться правам и свободам.


Основные обязанности государства в этой сфере сво­дятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Признание означает закрепление в Конституции и зако­нах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъем­лемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение требует от государственных органов не толь­ко воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

Защита предусматривает действия судебных и адми­нистративных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание со­ответствующих правовых гарантий.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценно­стью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Отде­лить такую ограничительную, а по существу правозащит­ную, деятельность государственных органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает очень трудно, но без такой четкой границы деятельность государства грозит вы­родиться в произвол. Государство, кроме того, должно сле­дить за законопослушанием своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Конституционная обязанность признавать человека, его права и свободы высшей ценнос­тью реализуется через сложный и разветвленный механизм власти; по существу, в этом механизме участвуют все го­сударственные органы и вся правовая система страны.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявля­ется в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанностей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме.[10] Разница между правами человека и правами гражданина, может быть, не столь и велика, но только гражданство предоставляет права в сфере осуществления государственной власти (напри­мер, право избирать и быть избранным в органы государ­ственной власти). Преимущество гражданства также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который пре­доставляется гражданством, наполнен гарантиями, реали­зация которых во многом зависит от должностных лиц госу­дарства. Это превращает институт гражданства в важную часть проблемы "человек — государство" и ставит его ос­новные положения в разряд основ конституционного строя[11].


В тоталитарный период человек рассматривался как принадлежность государства, от которой государство было вправе по своему усмотрению избавиться. В соответствии с таким подходом власти произвольно высылали из страны и лишали гражданства многих граждан, в том числе выдаю­щихся деятелей культуры, за выступления в защиту демок­ратии. Гражданство искусственно увязывалось с ложно трак­туемым патриотизмом, вследствие чего зачастую станови­лись невозможными воссоединение семей, изменение граж­данства, выезд за границу.

Ныне положение радикально изменилось. Конституция (п. 3 ст. 6) установила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изме­нить его. Разумеется, в определенных случаях нельзя обой­тись без прекращения гражданства, но основания для этого должны быть ясно указаны в Федеральном Законе «О гражданстве РФ». Ни при каких обстоятельствах гражда­нина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных оснований. Такие основания необходимы и для при­обретения гражданства.

1.3 Суверенитет народа

Эта категория относится к числу обязательных исход­ных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе ре­волюционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII—XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разрабо­танное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было использова­но в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следова­тельно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.

Конституция РФ дает достаточные основания для разрешения противоречия «двух суверенитетов». В ст. 3 говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ»[12]. Народ, следовательно, понимается как единственный и неделимый субъект – источник права. Любая нация реализует свои национальные интересы в рамках этого конституционного понятия, она, безусловно, защищена от любой формы дискриминации, а тем более угнетения со стороны кого бы то ни было. Однако это не означает, что лю­бая нация вправе создать свое государство, суверенитет по смыслу ст. 3 Конституции принадлежит не отдельным час­тям населения, а российскому народу в целом.


В конституционной теории развитых стран понятия "на­ция" и "народ" фактически отождествляются. В некоторых конституциях о суверенитете народа или нации вообще не упоминается (США), в других закрепляется суверенитет народа (Италия), в-третьих есть упоминание о "националь­ном суверенитете" (Франция), но трактовка этого термина сливается с понятием "суверенитет народа".

Суверенитет народа неразрывно связан с правами и сво­бодами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Верховную власть народа нельзя себе предста­вить иначе, как власть, осуществляемую отдельными людь­ми — здесь коренится и определенная возможность манипу­лирования интересами и волей народа со стороны ложных пророков и потенциальных тиранов. Народ осознает себя но­сителем суверенитета только в отдельные периоды обще­ственного развития — лучше, когда это происходит в кон­ституционно обусловленных формах (референдум, выборы), хуже, когда возникают взрывы возмущения против насилия или массовое сопротивление несправедливой власти, чре­ватые кровопролитием и гражданской войной. Народ никог­да не бывает един в своих целях, ибо различны интересы его социальных групп, поэтому отличать реализацию суве­ренитета народа от эгоистических устремлений к власти опыт­ных демагогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени.

Отсюда исключительная важность правовой детализа­ции принципа народного суверенитета, создания надежных гарантий для реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав человека и гражданина — самая важная из этих гарантий.

Суверенитет народа, или народный суверенитет, это первоисточник власти. Воля народа является подлинным и един­ственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной вла­сти. В силу естественного права, заложенного в понятие народного суверенитета; народ вправе оказать сопротивле­ние любой попытке насильственного свержения конститу­ционного строя. Захват власти или присвоение вла­стных полномочий преследуются по федеральному закону". Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры[13].

Осуществление власти народа происходит в двух формах:

1) непосредственно,

2) через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум – это осуществляемое путем тайного голо­сования утверждение (или не утверждение) гражданами про­екта какого-либо документа или решения, согласие (или не­согласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства.


Другая форма непосредственного волеизъявления народа — свободные выборы. Выборы — это участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они имеют смысл только тогда, когда являются свободными, предоставляют гражданам возможность выбрать одного из нескольких кан­дидатов, а их результаты не фальсифицируются. Периоди­ческие выборы — важная основа конституционного строя и высшей легитимности власти.

Совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов образует избирательное право, являю­щееся составной частью (институтом) конституционного права.

Формой опосредованного осуществления власти народа являются органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления. Эти органы прямо или косвенно фор­мируются с участием граждан, т. е. на основе выборности или подчиненности выборным органам.

Таким образом, предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно.

1.4. Политические и экономические основы конституционного строя

Как уже отмечалось, гражданское общество не явля­ется сферой конституционного права, оно учреждается са­мими людьми и строится на принципах свободы и саморегуляции. Однако деятельность людей требует от государства определенных гарантий, и прежде всего — в экономичес­кой и политической областях. Государство закрепляет эти гарантии и устанавливает определенный порядок их обеспе­чения, опирающийся на незыблемые права и свободы чело­века и гражданина.[14]

Государственное регулирование экономической деятель­ности в правовом государстве, в отличие от тоталитарного, не учреждает экономический строй общества, а только ох­раняет его главные устои, основанные на правах и свобо­дах. Эти устои не порождаются какой-то одной политичес­кой идеологией, они носят гуманистический и демократи­ческий характер.

На тех же основах строится отношение правового госу­дарства к политической деятельности людей. Государство не может учреждать политическую систему, ибо она основе создается свободной инициативой граждан. В то же время свободу и здесь требуется регулировать и охранять, и вмешательство государства в политические отношения ог­раничено этими целями.