Файл: Теоретические основы налогообложения физических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Перспективы развития налогообложения физических лиц

Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет в 2017 году по сравнению с 2018 годом увеличилось на 850 млрд. рублей, или на 12 процентов. Удельный вес налога на доходы физических лиц в налоговых поступлениях консолидированного бюджета за данный период времени также вырос. С учетом того, что ставка налога на доходы физических лиц в 2017-2018 гг. не изменялась, рост налоговых поступлений, к примеру , обусловлен увеличением налоговой базы, основной причиной которой стало увеличение средней заработной платы госслужащим.[18] Удельный вес НДФЛ в общем объеме поступлений в Московский бюджет составляет пятой части от общего объема налога. В структуре поступлений налога на доходы физических лиц более 90 процентов приходится на налог, исчисленный от доходов физических лиц, полученных от налоговых агентов по ставке 13 процентов[19]. Налог на доходы физических лиц, исчисленный с доходов индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов снизился, что связано с сокращением численности индивидуальных предпринимателей. В целом сложившуюся тенденцию роста можно было бы оценить положительно, но анализ показателей формы №5-НДФЛ «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц» по Управлению ФНС Росси по за показал, что не все резервы поступления налога в бюджет использованы, на протяжении всех рассматриваемых лет имеет место задолженность, которая существенно уменьшила доходы консолидированного бюджета[20]. Основной причиной образования задолженности являются грубые нарушения налоговыми агентами расчетной дисциплины с бюджетом по налогам и сборам, когда налог удерживается с заработной платы работников, но не перечисляется в бюджет. Проведённый мною анализ действующей системы налогообложения доходов физических лиц позволил определить такие ее проблемы, как: высокая налоговая нагрузка на граждан, имеющих низкие доходы и средний уровень доходов; механизм предоставления стандартных и социальных вычетов по налогу на доходы физических лиц не отвечает принципу социальной справедливости; неэффективность налогового администрирования доходов физических лиц; уклонение налоговых агентов от уплаты налога в бюджет. При этом основным недостатком действующего механизма налогообложения доходов физических лиц считаем применение плоской шкалы налогообложения доходов, что является социально несправедливым, особенно по отношению к группам населения, имеющим низкий уровень доходов. Практика показала, цель введения плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц в России – увеличение уровня собираемости налогов, искоренение «серых» схем сокрытия реальных доходов работников на сегодняшний день так и не достигнуты[21]. Основными направлениями совершенствования налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации считаем необходимость введения необлагаемого налогом на доходы физических лиц минимума равного величине прожиточного минимума; пересмотр подходов к установлению ставок налога на доходы физических лиц, осуществив переход к прогрессивной шкале налогообложения; введение механизма налогообложения семейного дохода; корректировку системы налоговых вычетов; развитие институтов налогового контроля доходов физических лиц. При определении направлений совершенствования системы налогообложения доходов физических лиц необходимо учитывать то, что налог на доходы физических лиц является мощным рычагом воздействия не только на пополнение доходов бюджетов разных уровней, но и на социальную составляющую подоходного налогообложения физических лиц – регулирование уровня жизни населения. На основании проведенных расчетов считаем необходимым перейти от использования плоской шкалы налогообложения к введению прогрессии в налоге на доходы физических лиц через установление более высокой ставки по наиболее высоким доходам, обеспечивающей перераспределение, доходов различных групп населения и реализацию социальной справедливости. Изменение действующей системы налоговых вычетов, в первую очередь, порядка предоставления стандартных вычетов также считаем актуальным вопросом. Установление налогового вычета в твердой сумме, не индексируемой и не привязанной к прожиточному минимуму, считаю недостаточной, а содержание подобным образом установленного вычета на отвечающим принципу справедливости. Проведённые расчёты показали, что при использовании варианта установления стандартных вычетов, исходя из величины прожиточного минимума гражданина, как это принято в международной практике налогообложения, ежемесячная налоговая выгода налогоплательщиков-инвалидов составит 851 рубль, налогоплательщиков-родителей 425 рублей, что для инвалидов боевых действий в 2,2 раза выше, для инвалидов с детства – в 13,0 раз выше, для родителей одного несовершеннолетнего ребенка – в 2,3 раза выше, чем в настоящее время[22].


Заключение

Изучение теоретических основ подоходного налогообложения позволило нам сделать вывод о том, что начиная с 1991 года, когда экономика Российской Федерации перешла на рыночный путь развития, система подоходного налогообложения значительно изменилась. В результате за налогом на доходы физических лиц закрепилась роль устойчивого источника доходов бюджетной системы. Однако, действующие положения налогового законодательства в части налогообложения доходов физических лиц не позволяют в достаточной степени эффективно использовать механизм налогообложения доходов в решении определенных налоговой политикой Российской Федерации социально-экономических задач.

Проведённые мною расчёты показали, что при использовании варианта установления стандартных вычетов, исходя из величины прожиточного минимума гражданина, как это принято в международной практике налогообложения, ежемесячная налоговая выгода налогоплательщиков-инвалидов составит 851 рубль, налогоплательщиков-родителей 425 рублей, что для инвалидов боевых действий в 2,2 раза выше, для инвалидов с детства – в 13,0 раз выше, для родителей одного несовершеннолетнего ребенка – в 2,3 раза выше, чем в настоящее время[23]. Твёрдый размер и отсутствие системы корректировки социальных налоговых вычетов приводит к их обесцениванию в условиях сохраняющейся в Российской Федерации инфляции. Считаю необходимым законодательное закрепление в статье 219 Налогового кодекса РФ механизма обязательной ежегодной индексации социальных вычетов, а также изменить момент наступления права пользования налогоплательщиком вычетов не после окончания налогового периода, а в течении налогового периода. Таким образом, налог на доходы физических лиц может стать более эффективным рычагом воздействия на социальную составляющую подоходного налогообложения физических лиц.

Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
  2. Абдулгалимов А.М. Проблемы налогового регулирования инвестиционной активности реального сектора экономики и пути их решения // Сегодня и завтра российской экономики. 2010. №33. – С 83-88.
  3. Абдулгалимов А.М., Султанов Г.С., Сеферова З.А. Совершенствование системы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 (50). С. 37-40.
  4. Абдулгалимов А.М., Алиев Б.Х. Методологические аспекты реализации стимулирующего потенциала налоговых отношений // Налоги-журнал. 2008. № 5. С. 5-8.
  5. Алиев Б.Х., Арсаханова З.А., Султанов Г.С. О новом порядке налогообложения имущества физических лиц в РФ // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-2. С. 318-322.
  6. Алиев Н.О., Алиев О.М. Налогообложение в системе факторов, влияющих на банковскую деятельность / В сборнике: Математические методы и модели в исследовании государственных и корпоративных финансов и финансовых рынков Сборник материалов Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 243-246.
  7. Бескоровайная Н.С. Стратегия управления бюджетными потоками региона. // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия:Экономика.2005.№1.
  8. Бескоровайная Н.С. Факторы, определяющие эффективность бюджетной политики субфедерального уровня. // Актуальные вопросы современной науки.2008.№3.С.336-350.
  9. Глотова В.Г., Алиев Б.Х., Султанов Г.С. Стимулирующая роль налоговых льгот в механизме становления новых институтов территориального развития // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-2. С. 334-337.
  10. Мусаев М.К., Селимханов З.А., Султанов Г.С. Основные направления совершенствования и эффективности налоговых поступлений в бюджетную систему РФ // Экономика и предпринимательство. 2013. № 11-2 (40-2). С. 328-331.
  11. Синельников-Мурылев С., Баткибеков С., Кадочников П. Оценка результатов реформы подоходного налога в РФ. - М.: Институт экономики переходного периода, -2003. - 333с. 9. Султанов Г.С., Джардисов Д.Х. Применение налоговых льгот для стимулирования бизнеса в России и зарубежных странах / В сборнике: Актуальные проблемы обеспечения устойчивого экономического и социального развития регионов. сборник материалов 9-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2015. С. 35-36.
  12. Тютюриков Н.Н., Тернопольская Г.Б. Налоговая политика в странах ЕЭП. Программы и проекты // Финансы. 2013. №8. - C.46.
  13. Королюк Е.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие. Ставрополь, 2009. Королюк Е.В. Управление корпоративными финансами: учебное пособие. Краснодарский Центр научно-технической информации. Краснодар, 2009.
  14. Кучеров И.И. Теория налогов и сборов. (Правовые аспекты): монография. М.: ЗАО «ЮрИнфоР», 2013. С. 7.
  15. Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: учеб. пособие. М.: Изд. Дом «Городец», 2009. С. 6.
  16. Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир / пер. с нем.; общ. ред. Б.Е. Ланина. М.: Прогресс, 1992. С. 280.
  17. Податное дело и податная инспекция Калужской губернии за 1885-1910 г. Калуга, 1910. С. 50-51.
  18. Яценко И.А. Новое в налоговом законодательстве в 2015 г. / Научно-методический журнал «Концепт». – 2015. – Выпуск № 3. Т. 13. С. 2246-2250.
  19. Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы РФ, режим доступа: http://www.nalog.ru/rn23/taxation/taxes/imuch2016/ 7. Крючкова О.М. Бережная Е.В
  20. www.consultant.ru. - справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  21. www.nalog.ru.- официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
  22. Официальный сайт Министерства Финансов РФ, режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/

  1. www.consultant.ru. - справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  2. Кучеров И.И. Теория налогов и сборов. (Правовые аспекты): монография. М.: ЗАО «ЮрИнфоР», 2013. С. 7.

  3. Елинский А.В. Уголовно-правовые меры борьбы с уклонением от уплаты налогов (зарубежный опыт): монография. М., 2008. С. 8-9. 162

  4. Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: учеб. пособие. М.: Изд. Дом «Городец», 2009. С. 6.

  5. Податное дело и податная инспекция Калужской губернии за 1885-1910 г. Калуга, 1910. С. 50-51.

  6. О налогах на имущество физических лиц: Закон РФ от 09 декабря 1991 г. № 2003-1

  7. О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»: Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ

  8. Определение ВАС РФ от 27.10.2011 № ВАС-11450/11 по делу № А40-124539/09-54-801

  9. О налоге на имущество физических лиц: Решение Брянского городского совета народных депутатов от 26 ноября 2014 года №50

  10. О налоге на имущество физических лиц: Решение Клинцовского городского совета народных депутатов от 12 ноября 2014 года № 6-39

  11. О налоге на имущество физических лиц: Решение Красногорского поселкового Совета народных депутатов от 20 ноября 2014 года № 3-40

  12. Алиев Н.О., Алиев О.М. Налогообложение в системе факторов, влияющих на банковскую деятельность / В сборнике: Математические методы и модели в исследовании государственных и корпоративных финансов и финансовых рынков Сборник материалов Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 243-246.

  13. Глотова В.Г., Алиев Б.Х., Султанов Г.С. Стимулирующая роль налоговых льгот в механизме становления новых институтов территориального развития // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-2. С. 334-337.

  14. Алиев Н.О., Алиев О.М. Налогообложение в системе факторов, влияющих на банковскую деятельность / В сборнике: Математические методы и модели в исследовании государственных и корпоративных финансов и финансовых рынков Сборник материалов Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 243-246.

  15. Тютюриков Н.Н., Тернопольская Г.Б. Налоговая политика в странах ЕЭП. Программы и проекты // Финансы. 2013. №8. - C.46.

  16. Официальный сайт Министерства Финансов РФ, режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/

  17. www.nalog.ru.- официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

  18. www.nalog.ru.- официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

  19. www.nalog.ru.- официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

  20. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая: текст с изм. и доп. на 1 октября 2014 г. - М.: Эксмо, 2014. - 1050 с. - (Актуальное законодательство: библиотека «Российской газеты»).

  21. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая: текст с изм. и доп. на 1 октября 2014 г. - М.: Эксмо, 2014. - 1050 с. - (Актуальное законодательство: библиотека «Российской газеты»).

  22. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая: текст с изм. и доп. на 1 октября 2014 г. - М.: Эксмо, 2014. - 1050 с. - (Актуальное законодательство: библиотека «Российской газеты»).