Файл: Теоретические основы налогообложения физических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- в бюджетной сфере; - заняты индивидуальным предпринимательством;

- работают на условиях найма в крупных корпорациях, средних и малых предприятиях;

- заняты в общественных организациях, партийной работой. Кроме указанных групп населения есть граждане:

- граждане, занимающиеся домашним хозяйством;

- граждане, находящиеся в состоянии поиска работы – безработные; - студенты, школьники и дети дошкольного возраста;

- пенсионеры.

Все эти группы людей представляют граждан, занятых или же находящихся в отличном друг от друга состоянии. В этом и заключается особенность обеспечения возможности ими собственного существования. Объединяет их то, что они все являются потребителями, должны получать или же должны быть содержаны за счет средств родителей (детей), государства (пенсионеров, студентов, безработных и других социально нуждающихся групп населения)[14]. Следуя тому, что объектом данного исследования является налоговый фактор в развитии финансовой системы страны, нас может интересовать только то, что объединяет этих категорий граждан, это обеспечение денежными средствами населения для его достойного проживания. Для того чтобы дать характеристику влиянию налогообложения на доходы граждан, необходимо учитывать все факторы, участвующие в формировании конечного дохода граждан, остающегося после вычета всех обязательных расходов и уплаты, причитающихся с физических лиц, налогов. В предлагаемой таблице 3 данные, содержащие в 1-4 графах, не содержат подробностей, поэтому они носят теоретический характер, что позволяет сделать автору выводы об общем состоянии налогообложения доходов физических лиц в условиях, формируемых Налоговым кодексом Российской Федерации. Например, в строке 5 по графе 3, указывается, что граждане занимающиеся домашним хозяйством уплачивают имущественные налоги. Возникает вопрос, из каких средств, уплачиваются эти налоги, если они занимаются только домашним хозяйством и не имеют официального источника? Ответ на этот вопрос может быть таким, что граждане для своего существования должны иметь источники существования и этим источником может стать реализация выращенного на своем подсобном участке урожая.

Таблица 3

Обеспеченность граждан доходами при действующей в РФ системе налогообложения физических лиц

Группы населения

Источник дохода

Уплачивают налоги

Обеспеченность прожиточным минимумом

1

Занятые, в бюджетной сфере

Бюджетные средства

+

+

2

Занятые, индивидуальным предпринимательством

Коммерческий доход

+

+

3

Занятые, на условиях найма в крупных корпорациях, средних и малых предприятиях

Заработная плата, установленная работодателем

+

+

4

Занятые, в общественных организациях, партийной работой

Заработная плата, установленная работодателем

+

+

5

Граждане, занимающиеся домашним хозяйством

-

Имущественные налоги

-

6

Безработные

Государственное пособие

Имущественные налоги

-

7

Студенты, школьники и дети дошкольного возраста

Государственные и др. стипендии и государственное содержание

-

-

8

Пенсионеры

Пенсии, выплачиваемые государством и организациями

-

-


Отвечая на первый вопрос по поводу справедливости системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации, можно сказать, что несмотря на неполноту информации, содержащей в таблице 1, она дает основание говорить о том, что действующая система налогообложения физических лиц у нас в стране имеет недостатки, характеризующие ее как социально несправедливую систему налогообложения. В таблице приведены все группы населения и источники их доходов. По группам граждан, приведенных в строках 5 и 6 в графе 4, указывается, что эти группы населения, несмотря на то, что они не участвуют в процессе производства, не имеют источника заработанного дохода, считаются трудоспособным населением и налоговые обязательства с них не снимаются. Если ими не уплачивается налог на доходы физических лиц, поскольку они не получают доход, то эти граждане уплачивают имущественные налоги, в число которых по российскому законодательству входит: налог на землю, транспортный налог, налог на имущество. Полностью от налогов освобождены лица, не достигшие трудоспособного возраста: дети дошкольного возраста, школьники и студенты, обучающиеся в среднеспециальных и высших учебных заведениях, а также неработающие пенсионеры[15]. В соответствии с Законом Республики Дагестан «О прожиточном минимуме в Республике Дагестан» Правительство Республики Дагестан постановляет: Установить величину прожиточного минимума в Республике Дагестан за II квартал 2014 года на душу населения 7 268 рублей, в т. ч. для: - трудоспособного населения - 7 549 рублей, - пенсионеров - 5 783 рубля, - детей - 7 252 рубля. На основании постановления Правительства РФ от 06.09.2014 г. № 905 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения…» в Российской Федерации установлена величина прожиточного минимума в целом за II квартал 2016 г.на душу населения 8192 рубля, в т. ч. для: - трудоспособного населения - 8834 рубля, - пенсионеров - 6717 рублей, - детей - 7920 рублей.

Таблица 4

Размеры прожиточного минимума по РФ и РД за 2016 г. (руб.)

Категории населения

Размер прожиточного минимума в 2018 г.в руб.

Российская Федерация

Республика Дагестан

Разница прожиточного минимума в РФ и РД

На душу населения

8192

7 268

924

Для трудоспособного населения

8834

7 549

1285

Для пенсионеров

6717

5 783

934

Для детей

7920

7 252

668


Источник: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat

Данные, приведенные в таблице 4, показывают, оказывают, что по стране размер разнится, что соответствует среднемесячному доходу. В графе 4 таблицы 2, отражены данные, указывающие на разницу в величине прожиточного минимума по стране и в Республике Дагестан. В РД самый низкий по стране показатель среднемесячной начисленной заработной платы - 17 135 руб. Для сравнения этот показатель по стране составляет 29 960, а в Москве она равняется 56 262 руб., что в 3,3 раза выше, чем по Республике Дагестан[16]. Данные таблицы 4 свидетельствуют, что показатели прожиточного минимума по стране не одинаковые по регионам, и разницу видим весьма существенную. Этого нельзя допускать по причине того, что трудовая миграция населения из экономически неблагополучных регионов в более благополучные регионы создает социально неустойчивую обстановку в стране. Если сопоставить величину прожиточного минимума с размером среднедушевых денежных доходов граждан, что отражено в таблице 3 то получим, что почти 1/3 населения страны получает доход, равный сумме меньшей размера прожиточного минимума. Это свидетельствует о наличии в нашей стране десятки миллионов граждан (свыше сорока миллионов человек) в состоянии недостатка средств для проживания. Российская налоговая система не предусматривает освобождение доходов граждан, меньше прожиточного минимума, от налогообложения.

Таблица 5

Распределение населения по размеру среднедушевых денежных доходов

Распределение населения по размеру среднедушевых денежных доходов, в тыс. руб.

Среднедушевые денежные доходы населения РФ на первое января 2014 г. (в %% к итогу)

Все население

100%

до 3500,0

3.8%

3 500,1-5 000,0

5.6%

5 000,1-7 000,0

9.4%

7 000,1-10 000,0

14.6%

10 000,1-15 000,0

20.2%

15 000,1-25 000,0

23.5%

25 000,1-35 000,0

10.8%

свыше 35 000,0

12.1%

Источник: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat

Поэтому, согласно данным, приведенным в таблице 5, денежные доходы трудоспособного населения, находящиеся в пределах до 8834 рублей, т. е. ниже прожиточного минимума, облагаются налогом на доходы физических лиц. Кроме того, с этих граждан взимаются и другие налоги: налог на имущество, транспортный налог, земельный налог. В этой связи правомерным будет установление социальных гарантий для всех граждан, обеспечивающие им возможность получения дохода в размере прожиточного минимума. Для этого необходимо: во-первых, месячный доход гражданина не должен быть ниже прожиточного минимума; во-вторых, доход, равный прожиточному минимуму, не должен облагаться налогом; в-третьих, должна быть оказана государственная помощь гражданам, путем беспроцентного потребительского кредитования нуждающихся граждан на долгосрочной основе и освобождение их от уплаты налога в период возврата суммы кредита. В этой связи, нужно вспомнить и о том, что существует и такое понятие, как необлагаемый минимум оплаты труда за месяц. На наш взгляд, в условиях, когда граждане не обеспечиваются доходом, размер которого ниже прожиточного минимума, вести речь о показателе необлагаемый минимум оплаты труда за месяц не имеет смысла, поскольку сумма дохода не обеспечивает гражданину социальный минимум для существования. В этих условиях налогообложение дохода гражданина будет социально не справедливым шагом. В системе налогообложения доходов физических лиц, действующей в Российской Федерации, имеются недостатки. Главным из них считаем дифференцированный подход в применении налога на доходы физических лиц в разных регионах страны. Дифференцированный подход к применению налога на доходы физических лиц, может заключаться в использовании снижающих или повышающих размер установленной ставки налога коэффициентов. Коэффициент снижения ставки налога может быть установлен как частное от деления суммы прожиточного минимума сумму дохода конкретного гражданина, чей доход ниже прожиточного минимума.


2.2.Современные особенности налогообложения физических лиц в России

По данным Министерства Финансов РФ на 2016 г. 51,1 % от всех доходов государства составили налоги[17]. С развитием государства и экономики наблюдается неизменная тенденция усовершенствования налоговой политики. Рассмотрим изменения в области применения налога на имущество физических лиц в составе имущественных налогов в новом видение закона. В октябре 2014 г. Федеральным законом № 248-ФЗ, Налоговый Кодекс РФ дополнен главой 32 «Налог на имущество физических лиц», вступающий в силу с 1 января 2015 г. Органы власти 28 субъектов Российской Федерации согласно полномочий, предоставленных Налоговым Кодексом РФ, приняли решение о применении с 01.01.2015 г. кадастровой стоимости объектов в качестве налоговой базы. Кадастровая и рыночная стоимость зачастую не схожи. В основном, кадастровая стоимость не превосходит рыночную, так как рассчитывается не по определенному объекту, а по группе схожих объектов. В конечном итоге получается усредненная цифра, не учитывающая уникальные особенности определенного объекта. Адекватность восприятия обществом модифицированного налога на недвижимое имущество во многом зависит от точности кадастровой оценки, которая должна учитывать не только местоположения объекта налогообложения, но и его качественные характеристики. Например, рассмотрим две квартиры находящихся в соседних дома, первая расположена в ветхом многоэтажном доме, а вторая в доме бизнес- класса. Если рассчитать кадастровую стоимость этих квартир, мы получим цифру несоответствующую рыночной стоимости квартир. И если во втором случае эта цифра играет в пользу налогоплательщика, то в первом наоборот, так как кадастровая стоимость будет превышать рыночную. Прежде когда налог рассчитывался по инвестиционной стоимости, сумма налога была не велика, с введением нового расчета по кадастровой стоимости сумма налога резко возрастет и именно это обуславливает повышенное внимание к точности кадастровой оценке. Конечно же, массовая оценка недвижимости в принципе не может учесть всех фактов, влияющих на стоимость определенного объекта, однако основные характеристики - местоположение, тип дома и т.п. необходимо учитывать. В целях смягчения негативных последствий массовой оценки для налогоплательщиков предусмотрена возможность применения налоговых вычетов. То есть с нового года налогооблагаемая база уменьшается: на 10 кв. м. общей площади для комнат; на 20 кв. м. для квартир; на 50 кв. м. для жилых домов; в едином недвижимом комплексе с жилым помещением она уменьшается на 1 млн. рублей. Льготы, предоставляемые пенсионерам, инвалидам также претерпели изменения. Если до сих пор от уплаты налога освобождалось все имущество, то с 2017 г. под льготы попадает только одна квартира, одна дача, один гараж. Льготникам имеющим в собственности несколько домов, дач или гаражей придется платить и за «излишки». Первый платеж по новому порядку за период 2015 года нужно будет внести до 1 октября 2016 года. Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что совершенствование данного налога является неизбежным процессом, т.к экономика и политика всегда находятся в динамике и претерпевают определенные изменение.


Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) представляет собой налог, исчисляемый из учета общего дохода физического лица который взимается в виде денежной суммы за прошлый год. В 2016 году налогоплательщиками являлись резиденты РФ, физические лица, которые не являются такими, но вместе с тем получают прибыль на территории РФ. Объектом является полученный доход из разных источников в РФ (резиденты и не резиденты РФ), а также если доход, который получен не в России, но физическое лицо выступает как резидент РФ. Налоговая база представляет собой элемент, из которого исчисляется НДФЛ. К учету принимаются все полученные доходы независимо от формы (денежной или натуральной), а также любая материальная выгода. Последние два года характеризуются принятием множества законодательных поправок, причем большинство из них повышают налоговое бремя физических лиц. В связи с изменениями в 2016 году Налогового кодекса работники смогут получать у работодателя вычеты на основании пожертвований определенным организациям, негосударственных пенсионных выплат, добавленной пенсионной страховки, добавленной страховки на жизнь (в случае если она заключена не менее чем на 5 лет), дополнительной выплате по накопительной пенсии (с 2015 года), своего лечения и лечения несовершеннолетних детей. В 2016 году НДФЛ взимается отдельно с каждого дохода и по индивидуально установленным налоговым ставкам. Обычно от годовой прибыли выплачивается процентная налоговая ставка (13 % ). Также существуют другие категории налоговых ставок. К примеру, если от участия в играх и различных мероприятиях выигрышный или призовой фонд составляет более 4000 рублей. Тогда ставка составит 35 % от суммы выигрыша (приза). Доход от депозитных вкладов в банках, если процентная ставка составляет не менее 9 % годичной прибыли в иностранной валюте. В этой ситуации процентная ставка также равна 35 % от общего дохода. В случае экономии на % при получении кредита, который превышает установленный размер. Доходы от физических лиц, которые не являются резидентами РФ, их налоговая ставка составляет 30 % кроме дивидендов от финансовых вложений, тогда их налоговая ставка составит

9 % , а если нерезидент РФ - 15 % . Могут предоставляться налоговые льготы и налоговые вычеты, которые в свою очередь можно поделить на: стандартные, имущественные, социальные, профессиональные. Доходы, которые не облагаются НДФЛ. - Пособия и компенсации, которые выплачиваются по: беременности, родам и т.п. - Назначение пенсий (трудовых и государственных) по установленному законодательству - выплата алиментов и т. д. Также в 2016 году произошли изменения в подачи отчетности для подразделений, а именно налоговые агенты обязаны предоставлять информацию о НДФЛ отдельно по каждому подразделению. Документация предоставляется либо по месту основного учета либо по каждому подразделению отдельно (по месту их фактического нахождения). ИП оплачивающие единый налог и те, кто работает по платной системе только по месту осуществления своей деятельности обязаны предоставлять справки, а также отчеты по НДФЛ. В случае просрочки предоставления квартального отчета по НДФЛ взимается штраф в размере 1000 рублей (за каждый полный и не полный месяц после истечения срока уплаты). В случае если налоговые органы приостановили операции, по счетам включая электронные, если компания или ИП в течение 10 дней после последнего дня их сдачи не будут предоставлены взимается штраф в размере 500 рублей по каждому отчету и справке. С января 2016 года все предприятия должны предоставить электронные отчеты и справки в срок. За исключением фирм, в которых плавильщиков НДФЛ не более 25 человек. Они могут привозить либо отправлять документацию в контролирующие органы в бумажном виде.