Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы конфликтов в бизнесе
1.1 Понятие, причины и последствия конфликта
1.2 Виды и участники конфликтов
2. Управление поведением в конфликтных ситуациях в АО «Деметра»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Диагностика конфликтов на предприятии
2.3 Управление конфликтами на предприятии
2.4 Предложения по управлению и разрешению конфликтных ситуаций на предприятии
В коллективе АО «Деметра» немаловажную роль играют служебные, профессиональные традиции, ритуалы. По сути, это формы проявления коллективной деятельности. Коллективные традиции можно назвать исходным базовым элементом морально-психологического климата, так как они определяют отношение к выполняемой служебной деятельности.
Для повышения морально – психологического климата в коллективе АО «Деметра» предлагается:
- проводить совместные спортивные соревнования (будут участвовать сотрудники вместе с семьями);
- организовывать летние вылазки на турбазы, зимние вылазки на лыжах;
- проводить детские новогодние праздники (новогоднее представление для детей сотрудников).
Повышение уровня формирования профессиональной культуры и достоинства личности связано с множеством трудностей. Одна из таких трудностей - создание системы комплексной диагностики уровня профессиональной культуры. Поэтому создание такой системы диагностики является наиболее актуальной задачей. Это позволит не только выявлять уровень развития профессиональной культуры и достоинства личности, но и отслеживать динамику их становления.
Второе направление снижения конфликтов сотрудников АО «Деметра» – проведение специальных тренингов.
Различные социально-психологические тренинговые упражнения посредством моделирования проблемных ситуаций, деловые игры, а также консультирование сотрудников АО «Деметра», способствуют развитию таких профессионально важных качеств, как социальная отзывчивость, коммуникативная инициативность, психологическая устойчивость, стремление к объективности в принятии решений, владение навыками конструктивного диалога, способность к самоанализу собственных действий, а также росту социально значимой профессиональной мотивации.
Бороться с такими негативными эмоциями, как чувство агрессии, обиды, вины, неполноценности, нахлынувшими в конфликтных ситуациях, бесполезно, а вот научиться управлять ими можно. Именно тренинговые программы помогут сотрудникам АО «Деметра» держать эмоциональный удар со стороны недовольного собеседника и находить выход из сложных ситуаций.
Руководству АО «Деметра», чтобы предупредить и снизить уровень конфликтов внутри компании, уместно со своей стороны организовывать обязательные корпоративы и неформальные встречи между работниками; устанавливать только нормированный график работы с обедами, выходные и праздничные дни для персонала; соблюдать равноправное и объективное отношение к каждому работнику; предоставлять возможность подчиненным, менеджерам компании свободно мыслить, проявлять и реализовывать свой творческий потенциал в процессе работы, генерировать новые идеи.
Также надо учитывать мнение и предложения своих работников во время личного общения, проведения совещаний; делегировать часть своих полномочий подчиненным; разработать анкетирование персонала в конце каждого года или полугодия; ввести внутреннюю систему поощрений.
Кроме этого, во время проведения рабочих совещаний важно правильно доносить до персонала основные цели и миссии компании; держать фокус на мотивации работников, их вовлеченности, заинтересованности непосредственно рабочим процессом; способствовать личному развитию персонала.
Предложенные направления по совершенствованию управления конфликтами между сотрудниками АО «Деметра» можно представить на рисунке 6:
Повышать морально-психологический климат в коллективе
Проводить совместные спортивные соревнования для сотрудников и членов их семей
Направления
снижения конфликтности
Проводить новогодние праздники для детей сотрудников
Организовывать летние вылазки на турбазы, зимние вылазки на лыжах
Проведение социально-психологических тренинговых упражнений
Рис. 6. Основные направления снижения конфликтов в АО «Деметра»
Таким образом, разработанные мероприятия должны привести к снижению конфликтов между сотрудниками АО «Деметра».
Подсчитаем затраты на мероприятия по снижению конфликтных ситуаций.
Таблица 4
Смета затрат на осуществление мероприятий по снижению конфликтных ситуаций в АО «Деметра»
Статья затрат |
Сумма, руб. |
Проведение совместных спортивных мероприятий для сотрудников и членов их семей (закупка спортивного инвентаря, призов, памятных сувениров) |
45000 |
Проведение новогодних праздников для детей сотрудников (подарки, аренда помещения, украшение помещения) |
40000 |
Проведение социально-психологических тренинговых упражнений |
30000 |
Итого |
115000 |
Итак, затраты на осуществление мероприятий по снижению конфликтных ситуаций в АО «Деметра» составили 115000 рублей.
Предполагается, что запланированные мероприятия приведут к росту чистой прибыли предприятия на 1,5% относительно уровня 2016 года, то есть на сумму: 41597 тыс.руб. х 1,5% = 624 тыс.руб.
Экономический эффект составит:
Э = 624 тыс.руб. – 115 тыс.руб. = 509 тыс.руб.
Таким образом, снижение конфликтов в АО «Деметра» предлагается вести в нескольких направлениях:
- улучшение морально-психологического климата в коллективе АО «Деметра»;
- проведение социально-психологических тренинговых упражнений.
Затраты на предложенные мероприятия составляют 115 тыс. рублей, а экономический эффект выражается в росте чистой прибыли в сумме 509 тыс.руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во всех организациях вне зависимости от существующего управления присутствуют различные виды конфликтов. Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Исследование конфликтов в АО «Деметра» позволяет сделать следующие выводы.
Акционерное общество «Деметра» является одним из крупнейших хлебопекарных предприятий в Новгородской области.
Хозяйственная деятельность АО «Деметра» характеризуется следующими данными: за 2014-2016 года увеличилась себестоимость продукции, снизилась прибыль от реализации продукции, чистая прибыль. Как следствие, уменьшились показатели рентабельности.
Проведенный тест К.Томаса для выяснения поведения сотрудников АО «Деметра» в конфликтной ситуации показал, что большинство сотрудников склонны использовать стиль соперничества, что является опасным сигналом, так как соперничество часто вызывает максимальное сопротивление у партнеров по общению, так как противоречие разрешается в одностороннем порядке. Настораживает такой факт, как то, что никто из сотрудников АО «Деметра» не станет избегать конфликтов.
Анализ показал, что наибольшее количество конфликтов у сотрудников АО «Деметра» на протяжении 2014-2016 годов возникает по поводу взаимозависимости обязанностей.
Большинство организационных конфликтов сотрудников АО «Деметра» длятся не более 2 дней.
В АО «Деметра» используют следующие методы управления конфликтами:
- четкая формулировка требований, то есть разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного сотрудника и подразделения в целом, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей;
- использование координирующих механизмов, то есть строгое соблюдение принципа единоначалия;
- установление общих целей и формирование общих ценностей;
- использование системы поощрений, которая основана на критериях эффективности работы.
Проведенное исследование привело к разработке следующих направлений совершенствования управления конфликтами между сотрудниками АОО «Деметра»:
- улучшение морально-психологического климата в коллективе АО «Деметра», что предполагает проведение совместных спортивных соревнований для сотрудников и членов их семей, летних вылазок на турбазы, зимних вылазок на лыжах, новогодних праздников для детей сотрудников;
- проведение социально-психологических тренинговых упражнений;
- организовывать обязательные корпоративы и неформальные встречи между работниками; устанавливать только нормированный график работы с обедами, выходные и праздничные дни для персонала; соблюдать равноправное и объективное отношение к каждому работнику; предоставлять возможность подчиненным, менеджерам компании свободно мыслить, проявлять и реализовывать свой творческий потенциал в процессе работы, генерировать новые идеи.
Также руководству АО «Деметра» надо учитывать мнение и предложения своих работников во время личного общения, проведения совещаний; делегировать часть своих полномочий подчиненным; разработать анкетирование персонала в конце каждого года или полугодия; ввести внутреннюю систему поощрений.
Сделанные расчеты показали, что на реализацию предложенных мероприятий необходимы денежные средства в сумме 115 тыс. руб., а экономический эффект выражается в росте чистой прибыли в сумме 509 тыс. руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Значение, предмет и задачи конфликтологии. - М.: ЮНИТИ, 2015.
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2013.
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Структура конфликта // Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2014.
- Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. СПб.: Питер, 2015.
- Буртовая Е.В. Конфликтология. – СПб.: Лань, 2013.
- Вересов Н. Н. Формула противостояния, или Как устранить конфликт в коллективе. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2014.
- Григорьева Л.А. Поведение в конфликтных ситуациях // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1.
- Гительмахер Р. Б. Конфликт: социально-психологический аспект. Иваново: ИГУ, 2015.
- Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2014.
- Громова О. Н. Конфликтология. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2016.
- Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2014.
- Емельянов С. М. Управление конфликтами в организации. СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2015.
- Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
- Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 2015.
- Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Конвалова В.Г. Конфликтология: учебник.- М.: ИНФРА-М., 2014.
- Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2013.
- Кочергина А.А. Конфликты в организации и как стараться их не допустить // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 5.
- Кошелев А.Н., Иванников Н.Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2013.
- Лукин Ю. Конфликтология: управление конфликтами. – М., 2014.
- Машков В. Н. Психология управления. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2015.
- Менеджмент / Под. ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2014.
- Менеджмент: теория и практика в России. Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой.— М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2013.
- Основы конфликтологии. / Под ред. Кудрявцева В.Н. М.: Юристъ, 2014.
- Основы менеджмента. / Под ред. С. Г. Лопатиной. М.: Юрайт, 2013.
- Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2014.
- Регнет Э. Конфликты в организациях: формы, функции и способы преодоления. – М.: Гуманитарный центр, 2014.
- Ремезов В.Г. Методы решения конфликтов в организации и их влияние на эффективность труда // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 11.
- Руденко А.М., Самыгин С.И. Конфликтология. – Ростов на Дону, 2014.
- Спатарь А. В. Основы управления конфликтами в организации // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф.— Челябинск: Два комсомольца, 2015.