Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие рекламы, ее основные аспекты
Глава 2. Правовое регулирование рекламной деятельности
Глава 3. Особенности правового регулирования в зависимости от способа распространения
Правовое регулирование рекламы в телепередачах и телепрограммах
Правовое регулирование рекламы в радиопередачах и радиопрограммах
Правовое регулирование в периодических печатных изданиях
Правовое регулирование наружной рекламы
Правовое регулирование рекламной деятельности на отдельные виды товаров
Глава 4. Государственное регулирование и контроль рекламной деятельности
4.1 Система государственного регулирования рекламы
4.2 Регулирование рекламной деятельности антимонопольными органами
Допускается проведение рекламных акций, с раздачей образцов алкогольной продукции в том случае, если данная организация осуществляет розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением всех необходимых требований, предусмотренных законом о рекламе. Принимать участие в проведении,а так же вовлекать в участие данных акций разрешается только совершеннолетним.
3.5.2 Реклама табачных изделий, табака и курительных принадлежностей
Табак – измельченные и высушенные листья от растения «табак», употребляемые в качестве курения.
Табачные изделия – изделия, содержащие табак.
Курительные принадлежности – различные принадлежности и приспособления, используемые в процессе курения.Примером могут служить: трубки, люльки, кальяны, сигаретная бумага, зажигалки, и т.д.
Правовое регулирование табачных изделий, табака и курительных принадлежностей проводится по тем же аспектам, что и для алкогольной продукции.
Реклама табачных изделий, табака и курительных принадлежностей не должна:
«1) содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
2) осуждать воздержание от курения;
3) обращаться к несовершеннолетним;
4) использовать образы несовершеннолетних.»[4]
Так же как и на рекламе алкогольной продукции, на рекламе табачных изделий необходима предупреждающая надпись о вреде курения, которая должна занимать не менее 10% от рекламной площади.
Рекламная информация о табаке, табачных изделиях и курительных принадлежностей не должна размещаться:
«1) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;
2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;
3) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
4) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
5) на всех видах транспортных средств общего пользования;
6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.»[4]
Что касается проведений акций по раздаче образцов табачных изделий, допускается проведение таких акций только теми организациями, которые осуществляют розничную торговлю данной продукции и реализуют свою деятельность в рамках закона о рекламе. Запрещается пробовать образцы табачных изделий несовершеннолетним и вовлекать их в участие по организации данных акций.
3.5.3 Реклама лекарственных и медицинских средств и медицинских услуг
Лекарственное (медицинское) средство – вещество или смесь, синтетического, либо природного происхождения, имеющее форму и применяемое в качестве лечения, либо профилактики различных заболеваний.
Медицинские услуги – услуга по осуществлению медицинской помощи по средством различных манипуляций, закрепленная документально в договоре между организацией, ведущей медицинскую деятельность и пациентом.
Подобно рекламе алкогольной продукции и табачных изделий правовое регулирование рекламы лекарственных средств и медицинских услуг проводиться по трем аспектам:
- регулирование по содержанию рекламы;
- регулирование по средству распространения рекламы;
- регулирование по рекламным акциям.
Рекламная информация о лекарственных средствах, медицинаских услугах не должна:
«1) обращаться к несовершеннолетним;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;
10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.»[4]
На пункт 6 не распространяются реклама средств для профилактики заболеваний.
Рекламная информация о лекарственных средствах и медицинских услугах должна содержать информацию о возможных противопоказаний к использованию, о необходимости в ознакомлении инструкции по применению или получению консультации у специалиста.
Если реклама распространяется в следующих местах:
- конференции и другие мероприятия, связанные с медициной;
- выставки медицинской техники и другие выставки, связанные с медициной,
- семинары, связанные с медициной, и т.д.
то наличие надписи о противопоказаниях не обязательно.
Проведение рекламных акций по распространению наркотических и психотропных средств категорически запрещается.
Глава 4. Государственное регулирование и контроль рекламной деятельности
4.1 Система государственного регулирования рекламы
Важнейшую роль в правовом регулировании рекламной деятельности играет государственное регулирование и контроль, т.к. в настоящее время рекламная деятельность все больше набирает обороты по развитию.
Государственное регулирование представляет собой несколько аспектов:
- нормативное регулирование,
-деятельность муниципальных органов по регулированию рекламной деятельности на своих территориях,
- деятельность административных органов по контролю за соблюдением законов, связанных с рекламной сферой и наказанию за их невыполнение,
- деятельность судебных органов по разрешению споров между участниками рекламной деятельности и привлечению к ответственности за нарушение законодательства в области рекламы,
- государственная регистрация сделок, связанных с рекламной сферой,
- управление государственной собственностью,
- налоговое регулирование,
Регулирование рекламной деятельности государством выполняет следующие цели:
«развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.» [4]
4.2 Регулирование рекламной деятельности антимонопольными органами
Действующим антимонопольным органом в России является ФАС – Федеральная антимонопольная служба, а так же ее территориальные подразделения.
Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 331.
Функции Федеральной антимонопольной службы в сфере рекламы:
- принятие нормативно-правовых актов,
-выявление нарушений законодательства,
- возбуждение дел по признакам нарушения законодательства.
Антимонопольные органы могут осуществлять следующие действия:
«1) выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
2) выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе;
3) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;
4) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) в случае, предусмотренном частью 3 статьи 38 настоящего Федерального закона;
5) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ненормативных актов органов местного самоуправления;
6) обращаться в соответствующий суд с заявлениями о признании недействующими полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
7) применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае, предусмотренном пунктом 1 части 20 статьи 19 настоящего Федерального закона;
9) выдавать органам местного самоуправления муниципального района или органам местного самоуправления городского округа обязательные для исполнения предписания об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции;
11) 1) организовывать и проводить проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе органами государственной власти, органами местного самоуправления, рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели).» [4]
Федеральная антимонопольная служба в настоящее время упорно занимается совершенствованием законодательство в связи с резким развитием рекламной деятельности.
Помимо Федеральной антимонопольной службы существует Экспертный совет по применению законодательства о рекламе. Экспертный совет необходим для качественного выполнения контроля над выполнением законодательства. В состав Экспертного совета входят: эксперты, юристы, ученые, журналисты, рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители, социологи, образовательные организации и др.
Задачи Экспертного совета:
- оценка и экспертиза рекламной информации,
- экспертиза соответствия заявленных сведений, представляемых в данной рекламе,
- оценка воздействия рекламы на потребителя,
- создание аналитических материалов для субъектов рекламной деятельности,
- разработка совершенствований по государственному контролю соблюдения рекламного законодательства.
Существует проблема регулирования рекламной деятельности антимонопольной службой и она заключается в том, что практически невозможно обнаружить и пресечь все нарушения в сфере рекламы. В связи с этим ставиться новая задача – передача части функций к саморегулируемым организациям.
4.3 Налоговое регулирование рекламной деятельности
Одной из главных аспектов государственного регулирования рекламной деятельности является налоговая система. С помощью налоговой системы государство воздействует на рыночные процессы, удовлетворяя потребности государства в финансах, а с другой стороны и создавая льготные условия доя определенных категорий социальных сфер экономики.