Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Краткая организационно-экономическая характеристика и анализ финансовых результатов (прибыли) ООО «Ваш Климат»).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность темы исследования. В современных условиях преобладания в экономике России рыночных отношений и конкурентной борьбы достижение высоких финансовых результатов становится важной целью хозяйственной деятельности предприятия. Она требует от предприятия повышения эффективности его деятельности, определяет способность к финансовому выживанию.
Главным источником финансирования предприятия является прибыль, ее распределение и использование. Это база создания и развития предприятия, которая обеспечивает интересы его владельцев и персонала, а также государства в целом.
В условиях трансформационной экономики прибыль предприятия зависит от многих факторов, основными из которых являются отраслевые особенности и специализация производства, форма собственности и организация ведения бизнеса, стратегические цели и политика. Однако следует заметить, что влияние основных факторов на увеличение прибыли возможно при условии равномерного состояния экономической системы рынка, характеризующейся сбалансированностью двух (или более) разноплановых факторов, например, равновесием спроса и потребления, прибыли и расходов. Заметное снижение экономической стабильности в мире и особенно в России, наблюдаемое сегодня, объясняет рост в течение последних лет внимания к исследованию влияния на формирование прибыли других, неэкономических, факторов: социальных, политических, институциональных, географических и ряда других. Последний глобальный финансово-экономический кризис выявил важное значение политических и социальных факторов в системе внедрения мероприятий антикризисной политики и политики экономического роста, одним из основных направлений которых является грамотное и обоснованное формирование, распределение и использование прибыли отечественных предприятий.
Цель исследования – рассмотреть прибыль предприятия, как фактор экономического роста предприятий, и механизмы ее распределения и использования.
Объект исследования – прибыль предприятия.
Предмет исследования – процесс формирования, распределения и использования прибыли предприятия.
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения исследования предстоит решить следующие задачи:
1. Выявить значение прибыли в деятельности предприятия и рассмотреть теоретико-методологические основы ее формирования, распределения и использования:
- рассмотреть экономическую сущность прибыли и порядок ее формирования, распределения и использования;
- изучить методику и экономическую значимость анализа прибыли предприятий.
2. Разработать предложения, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия путем совершенствования механизма управления его прибылью на примере ООО «Ваш Климат»:
- дать краткую организационно-экономическую характеристику и провести анализ финансовых результатов (прибыли) ООО «Ваш Климат»;
- разработать механизм формирования, распределения и использования прибыли ООО «Ваш Климат».
Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен темой, проблемами, целью и задачами исследования. В ходе проведения исследования использованы эмпирические методы, при помощи которых выявлены и обобщены факты непосредственного опыта и практики. Также были использованы теоретические методы исследования, при помощи которых раскрыта внутренняя структура процессов в управлении прибылью предприятий: теоретический анализ и синтез, конкретизация дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения, основной части (две главы), заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Значение прибыли в деятельности предприятия и теоретико-методологические основы ее формирования, распределения и использования
1.1. Экономическая сущность прибыли и порядок ее формирования, распределения и использования
Прибыль является важнейшей финансовой категорией, отражающей положительное значение финансового результата хозяйственной от деятельности организаций и характеризующей уровень эффективности производства. Сумма полученной прибыли свидетельствует об объеме и качестве продукции, удельном весе себестоимости в произведенном продукте (предоставленной услуге). Прибыль выступает источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, а также источником формирования бюджетов страны разных уровней.
Главными задачами, стоящими перед предприятием с целью управления формированием, распределением и использованием прибыли, являются:
- системный контроль над выполнением планов получения прибыли;
- выявление факторов формирования показателей прибыли и расчет их влияния;
- изучение направлений и тенденций распределения прибыли, выявление резервов.
На стадии продажи определяется стоимость товара, которая состоит из стоимости овеществленного прошлого и живого труда. Стоимостью живого труда отражается вновь созданная стоимость, разделяемая на два элемента. Первый является зарплатой работников, которые участвуют в производстве продукции. Величина данного показателя зависит от ряда факторов, обусловленных воспроизводством рабочей силы. Для предпринимателя она является частью издержек, связанных с производством продукции.
Вторым элементом вновь созданной стоимости отражается чистый доход, реализуемый лишь в результате продажи продукции. На уровне организации в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. Для определения прибыли выручка сопоставляется с затратами на реализацию и производство, принимающими форму себестоимости продукции. Если выручка превышает себестоимость, организация получает прибыль. Когда показатели выручки и себестоимости равны, то удалось лишь возместить затраты на реализацию и производство продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль в качестве источника производственного, социального и научно-технического развития.
Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений, выполняет следующие функции: оценочную, стимулирующую и хозрасчетную. Но и не исключена возможность наделения прибыли и другими функциями. Абсолютная величина прибыли важна в том случае, когда речь идет о финансовых ресурсах, которые могут быть использованы предприятием, обществом. Но для характеристики эффективности хозяйствования абсолютной величины прибыли недостаточно.
Таким образом, чтобы оценить результаты и эффективность хозяйствования, эффективность использования составляющих процесса производства, с помощью которых получена прибыль, ее сумму следует отнести к соответствующим показателям. В результате будет получен показатель эффективности или рентабельности.
Как видно, прибыль - один из показателей доходности деятельности организации, который говорит о его успешной деятельности, достигаемой, когда доходы превышают расходы. В противном случае организация получает убыток.
1.2. Методика и экономическая значимость анализа прибыли предприятий
Проведение анализа прибыли ставит пред организациями следующие задачи:
1. Дать оценку напряженности и реальности бизнес-плана по прибыли с учетом плана относительно выпуска продукции и изменений остатков нереализованной товарной продукции на начало и конец периода.
2. Осуществить проверку выполнения бизнес-плана по чистой прибыли в целом и в разрезе ее элементов.
3. Дать оценку изменениям прибыли в динамике за несколько лет в целях выявления ее тенденций и закономерностей (рассматриваются источники получения прибыли).
4. Рассчитывается влияние факторов на отклонение прибыли.
5. Выявляются причины возникновения убытков.
6. Выявляются резервы дальнейшего увеличения прибыли и на этой основе повышения уровня доходности (рентабельности) организации, разрабатываются мероприятия по мобилизации выявленных резервов и осуществляется контроль их выполнения.
Для осуществления анализа прибыли используются такие источники финансовой отчетности как Баланс; Отчет о финансовых результатах; Отчет о собственном капитале; Отчет о движении денежных средств. Для осуществления детальнейшего (более глубокого) анализа прибыли используются другие данные бухгалтерского учета; информация, содержащаяся в первичных документах о финансовых результатах деятельности организации [7, C. 89-91].
В прибыли отчетного периода находят отражение общие финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Важнейшей составляющей данного показателя является прибыль от продаж, которая обусловлена факторами реализации и производства продукции. Формирование прибыли от продаж происходит под влиянием следующих факторов (рис. 1):
Рисунок 1. Факторы, влияющие на формирование прибыли от продаж
Рассмотрим методику осуществления факторного анализа прибыли от продаж.
1. Определение общих изменений прибыли (ΔР) от продаж:
ΔР=Р1-Р0, (1)
где Р1 - прибыль отчетного периода;
Р0 - прибыль базисного периода.
2. Определение влияния изменений отпускных цен на прибыль (ΔР1):
ΔР1=Np1-Np1,0=Σp1q1-Σp0q1, (2)
где Np1=Σp1q1 – объем реализации в отчетном периоде по ценам отчетного периода (р – цена изделия; q – количество изделий);
Np1,0=Σp0q1 – объем реализации в отчетном периоде по ценам базисного периода.
3. Определение влияния на прибыль изменений в объемах продукции (ΔР2):
ΔР2=Р0К1-Р0=Р0(К1-1), (3)
где Р0 - прибыль базисного периода;
К1 - коэффициент увеличения объема реализации продукции.
К1=S1,0/S0 (4)
где S1,0 - фактическая себестоимость реализации продукции за отчетный период тарифах и ценах базисного периода;
S0 - себестоимость базисного периода.
4. Определение влияния на прибыль изменений структуры реализации продукции (ΔР3):
ΔР3=Р0(К2-К1), (5)
где К2 - коэффициент увеличение объемов реализации по отпускным ценам:
К2 = Np1,0/Np0, (6)
где Np1,0 – объем реализации отчетного периода по ценам базисного периода;
Np0 – объем реализации базисного периода.
5. Определение влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (ΔР4):
ΔP4=S1,0-S1, (7)
где S1,0 ‑ себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и на условиях базисного периода;
S1 ‑ фактическая себестоимость реализации в отчетном периоде.
6. Определение влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (ΔР5):
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (ΔР6). Сумма факторных отклонений выражается в общем изменении прибыли от реализации в отчетном периоде, что определяется по следующей формуле:
ΔP=P1–P0=ΔP1+ΔP2+ΔP3+ΔP4+ΔP5+ΔP6, (8)
либо
(9)
где ΔP – общие изменения прибыли;
ΔPi – изменения прибыли за счет i-го фактора.
Исходный момент при расчете показателей прибыли - оборот предприятия по реализации продукции. Выручкой от реализации продукции (услуг, работ) характеризуется окончание производственного цикла предприятия, возврат средств, авансированных в производство, в денежный эквивалент и начало нового оборота всех средств предприятия.
Общую схему распределения прибыли мы привели на рис. 2 [8, C. 224-227].
Рисунок 2. Механизм распределения прибыли предприятия
В распределении и использовании прибыли можно выделить два этапа. Первый этап - это распределение общей прибыли. На этом этапе участниками распределения являются государство и предприятие. В результате распределения каждый из участников получает свою долю прибыли [1, C. 121-127].