Файл: Материальная и иная помощь безработному и членам его семьи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 1427

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отношения по государственном социальному обеспечению граждан, принимавших участие в экономической деятельности до наступления обстоятельств, являющихся основанием для предоставления того или иного вида социального обеспечения, также не следует рассматривать в качестве алиментарных, поскольку источником финансирования социального обеспечения выступают налоги, уплачиваемые в том числе и с доходов указанных субъектов.

Таким образом, алиментарность не следует рассматривать как признак, характерный для социальных пособий, в том числе пособий по безработице. Прочие же признаки социального пособия, такие, как его предоставление в форме периодических либо единовременных денежных выплат в целях полного либо частичного возмещения утраченного гражданином заработка, позволяют сформировать лишь общее представление о пособии по безработице без учета его специфики как самостоятельной организационно-правовой формы социальной защиты безработных граждан.

Целью обеспечения безработных граждан пособием по безработице следует признать достижение двух взаимосвязанных целей, а именно компенсации материальной необеспеченности безработного гражданина в связи с его невозможностью трудоустроиться и создания материальных условий для поиска им работы.

При этом материальная необеспеченность безработных граждан может быть выражена как в утрате гражданином своего заработка или иного дохода, так и в отсутствии потенциального дохода.

Цели пособия по безработице позволяют выделить его основные функции, к числу которых следует отнести обеспечительную функцию, направленную на предотвращение снижения уровня жизни безработного гражданина и членов его семьи и стимулирующую функцию, направленную на стимулирование безработного гражданина к поиску им работы.

Ряд авторов, однако, выделяет и иные функции пособия по безработице. Так, А.Ю.Бондарь подразделяет их на обеспечительную, компенсационную, производственную и социально-психологическую, указывая, что обеспечительная функция пособия по безработице заключается в предоставлении достаточного уровня обеспечения безработным гражданам, а также членам их семей, в то время как сущность компенсационной функции заключается в возмещении утраченного вследствие безработицы гражданином заработка либо иного дохода[10].

Приведенные функции одновременно с тем отражают основные признаки пособия по безработице, что позволяет определить его как периодическую денежную выплату, предоставляемую гражданину, признанному безработным в установленном порядке, в форме частичной компенсации утраченного им заработка или иного дохода, позволяющую предотвратить резкое снижение уровня жизни безработного гражданина в период поиска им работы и стимулирующую его к трудоустройству.


Основанием для назначения пособия по безработице выступает непосредственно безработица, выраженная в форме отсутствия возможности получения гражданином подходящей работы при условии активного ее им поиска и готовности приступить к работе. Безработица как юридический факт представляет собой событие и выступает в качестве основы юридического состава, влекущего возникновение социально-обеспечительных правоотношений по предоставлению пособия по безработице. В то же время, однако, помимо наступления события безработицы назначение пособия по безработице предполагает также совершение гражданином определенных действий, а именно его обращение в органы службы занятости и вынесение ими решения о назначении пособия по безработице.

2.2.Порядок и основания назначения и выплаты пособий по безработице

Нормативную основу для назначения и выплаты пособий по безработице составляет ряд правовых актов. В первую очередь, следует обратить внимание на содержание части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, которая устанавливает право на обеспечение в случае утраты средств к существованию по независящим от воли человека причинам[11]. Статья 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в свою очередь, устанавливает право каждого человека на социальное обеспечение, в том числе социальное страхование[12]. В развитие указанных норм статья 7 Конституции РФ декларирует, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и стабильное развитие граждан. Право граждан РФ на социальное обеспечение предусматривается частью 1 статьи 39 Конституции РФ, что следует признать важным фактором социальной безопасности и стабильности общественного развития[13].

На сегодняшний день в Российской Федерации существует разветвленная система социальной защиты граждан, включающая в свое содержание в том числе основанные на части 3 статьи 37 Конституции РФ меры по защите граждан от безработицы. Меры, направленные на защиту граждан от безработицы, носят комплексный характер и реализуются через создание трудового законодательства, обеспечивающего гарантии от незаконного и необоснованного увольнения, материальную поддержку безработных граждан, а также содействие государства гражданам в реализации ими своего права по свободному распоряжению способностями к труду, выбору рода деятельности и профессии[14]. Выплата пособий по безработице, таким образом, представляет собой одну из гарантий социальной поддержки безработных граждан.


Условия предоставления гражданам пособия по безработице определяются в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в РФ», статья 3 которого устанавливает, что безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Пункт 3 статьи 31 Закона РФ «О занятости населения» предусматривает начисление гражданам пособия по безработице с первого дня признания их безработными. Решение о назначении гражданину пособия по безработице выносится органами службы занятости населения одновременно с решением о признании гражданина безработным на основании его личного заявления.

Статья 30 Закона РФ «О занятости населения» предусматривает начисление пособия по безработице гражданам, уволенным с работы по любым основаниям, если на протяжении 12 месяцев, предшествующих безработице, они имели оплачиваемую работу продолжительностью не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего времени в процентном отношении к среднему заработку гражданина за последние 3 месяца по его последнему месту работу. Средний заработок гражданина рассчитывается в порядке, предусмотренном Постановлением Минтруда России от 13.08.2003 №62. в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы. Средний заработок определяется в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 августа 2003 года № 62. При расчете пособия по безработицы не учитываются периоды получения работником пособия по беременности и родам, простоя по вине работодателя, а также невозможности выхода работника на работу в связи с забастовкой[15].

В соответствии с общим правилом пособие по безработице устанавливается в следующих размерах:

  • В первые 12 месяцев выплаты пособия по безработице — в размере 75% от среднемесячного заработка, начисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы
  • В последующие 4 месяца выплаты пособия по безработице — в размере 60% от величины среднего заработка за последние 3 месяца по последнему месту работы
  • В дальнейшем — в размере 45% от величины среднего заработка за последние 3 месяца по последнему месту работы, но не более максимальной величины пособия по безработице и не менее его минимальной величины, умноженной на соответствующий районный коэффициент
  • Во втором 12-месячном периоде выплаты пособия по безработице оно выплачивается в минимальном размере, увеличенном на размер районного коэффициента.

Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в течение 36 календарных месяцев.

Минимальный и максимальный размеры пособия по безработице устанавливаются ежегодно Постановлением Правительства РФ, и на 2018 год составляют 850 и 4.900 рублей в месяц соответственно.

Следует отметить, что до 2005 года размер пособия по безработице устанавливался в процентном соотношении к величине прожиточного минимума, исчисленного для соответствующего субъекта РФ. На 1 января 2018 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 №1490 средняя величина прожиточного минимума в Российской Федерации составляет 10.328 рублей, что существенно отличается от максимального размера пособия по безработице. Представляется, что указанная разница максимального размера пособия по безработице и средней величины прожиточного минимума представляет собой противоречие содержанию части 1 статьи 7 Конституции РФ, поскольку достойная жизнь человека и гражданина предполагает обеспечение достаточного жизненного уровня для гражданина и членов его семьи, включая питание, одежду, жилище и улучшение жизненных условий. Устранение указанного противоречия требует установления размера пособия по безработице в процентном соотношении к величине прожиточного минимума, исчисленного для соответствующего субъекта РФ. В то же время не следует устанавливать размер пособия по безработице равным величине прожиточного минимума в субъекте РФ, поскольку данная мера приведет к утрате пособием по безработице его стимулирующей функции, направленной на мотивацию гражданина к трудоустройству.

Изложенное позволяет констатировать социально-экономический характер пособия по безработице, выступающего основной государственной гарантией для безработных граждан РФ и обеспечивающего социальную защищенность населения.

Заключение

В соответствии с итогами проведенного в рамках данной работы исследования понятия и видов материальной и иной социальной помощи, оказываемой безработным гражданам и членам их семей, становится возможной формулировка следующих выводов.

Социальная защита безработных граждан, имеющая своей целью обеспечение гражданам, признанным безработными, достойного жизненного уровня и их мотивацию к трудоустройству, включает в свое содержание различные меры правового, организационного и экономического характера. В перечне экономических мер социальной защиты безработных следует выделить разработку экономических программ, направленные на оказание содействия занятости населения, налоговую и кредитную поддержку предприятий, сохраняющих ранее созданные рабочие места и разработку систем материальной компенсации гражданам в случае их безработицы.


Основной формой материальной помощи безработным гражданам выступает пособие по безработице, представляющее собой осуществляемую на периодической основе денежную выплату, которая предоставляется гражданину, в установленном порядке признанному безработным и представляет собой частичную компенсацию утраченного им вследствие безработицы заработка или иного дохода, целью которой является предотвращение снижения уровня жизни гражданина при безработице и одновременно с тем его мотивацию к трудоустройству.

Пособие по безработице назначается органами службы занятости населения при наличии сложного юридического состава, включающего в свое содержание как событие, так и действия. Событием, выступающим в качестве юридического факта, на котором основывается назначение и выплата пособия по безработице, выступает непосредственно факт безработицы, под которой следует понимать отсутствие у гражданина возможности получения подходящей работы при условии его поиска соответствующей работы и готовности приступить к ней. Действиями же следует признать обращение гражданина в органы службы занятости населения и принятие ими решения о признании гражданина безработным и назначении ему выплаты пособия по безработице.

На сегодняшний день пособие по безработице выплачивается в размере, определяемом в процентном соотношении к величине среднего заработка или иного дохода гражданина за последние 3 месяца на последнем месте его работы, однако размер пособия по безработице не может превышать его предельного размера, ежегодно определяемого Правительством РФ. Следует отметить, что до 2005 года размер пособия по безработице определялся в процентном соотношении с величиной прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. С учетом ежегодного роста величины среднего прожиточного минимума в Российской Федерации, существующее нормативное закрепление ограничения предельного размера пособия по безработице представляется нарушением нормы части 1 статьи 7 Конституции РФ, устанавливающей право граждан на достойную жизнь и свободное развитие.

Список использованных источников

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 // Российская газета. - 10.12.1998.
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - №17.
  3. Конституция РФ от 12.12.1993 (в ред.от 21.07.2014) // СЗ РФ. - 04.08.2014. - №31. - Ст.4398.
  4. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в РФ» (в ред.от 29.12.2017) // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 02.05.1991. - №18. - Ст. 566.