Файл: Материальная и иная помощь безработному и членам его семьи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 1418

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Состоянии рынка труда на соответствующей территории
  • Наличии вакантных мест или должностей и оплате труда с целью выбора работы
  • Возможностях профессиональной подготовки, переподготовки либо повышения квалификации
  • Порядке и условиях регистрации в целях поиска работы, регистрации в качестве безработного и перерегистрации
  • Правах и ответственности в сфере занятости граждан и защиты от безработицы

При регистрации в целях поиска работы безработными гражданами в органы службы занятости населения предоставляется справка о величине среднего дохода за последние 3 месяца на последнем месте трудоустройства, а также следующие документы:

  • Паспорт либо иной удостоверяющий личность документ
  • Трудовая книжка либо иные подтверждающие трудовой стаж документы
  • Подтверждающие профессиональную квалификацию документы

Граждане, которые ранее не работали либо не имеют профессии или специальности, предоставляют в орган службы занятости паспорт или иной удостоверяющий личность документ, а также документ об образовании.

Инвалиды, наряду с вышеприведенными документами предоставляют также трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда и индивидуальную программу реабилитации[4].

Обратившемуся в органы службы занятости населения в целях поиска работы должна быть предложена подходящая работа, под которой, в соответствии с Федеральным Законом РФ «О занятости населения» следует понимать работу, соответствующую профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условиям труда на последнем месте трудовой деятельности, состояния здоровья и транспортной доступности.

При этом к числу подходящей может быть отнесена как постоянная, так и временная работа. Временные работы, как правило, относятся к категории неквалифицированного физического труда.

Отметим, что подходящей может быть признана любая оплачиваемая работа, в том числе и временная, в отношении следующих категорий граждан:

  • Ранее не работавшие и не имеющие профессии или специальности
  • Отказавшиеся пройти повышение квалификации по имеющейся профессии, получить смежную профессию либо пройти переподготовку после окончания 12месячного периода безработицы
  • Состоящие на учете в органах службы занятости более, чем 18 месяцев, а также не работавшие на протяжении последних 3 лет

Не могут быть признаны подходящими следующие категории работ:


  • Связанные с переменой места жительства без согласия гражданина
  • Условия труда на которых не соответствуют правилам и нормам охраны труда
  • Величина оплаты труда на которых ниже средней величины дохода гражданина на последнем месте работы за последние 3 месяца

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости населения по месту жительства граждан в день их личного обращения с предоставлением всех требуемых документов.

В целях поиска подходящей работы органы службы занятости населения в течение 10 дней со дня регистрации гражданина должны предложить ему два варианта подходящей работы, включая временную. В случае, если гражданин ранее не работал или не имеет профессии либо специальности, органы службы занятости населения должны предложить ему два варианта профессиональной подготовки либо оплачиваемой работы, в том числе временной.

Также в целях содействия в трудоустройстве органы службы занятости населения вправе предложить гражданину план самостоятельного поиска работы.

Содействие гражданам в поиске подходящей работы осуществляется в соответствии с наличием у органа службы занятости населения сведений по вопросам занятости вакантных мест или должностей.

Не допускается направление граждан на рабочие места, расположенные за пределами транспортной доступности, которая определяется органами местного самоуправления с учетом состояния сети общественного транспорта в соответствующей местности.

Также не допускается направление граждан в организации в целях трудоустройства в отсутствие подтверждения такими организациями сведений о наличии у них вакантных рабочих мест или должностей.

Наконец, не допускается приглашение граждан в органы службы занятости населения чаще, чем 1 раз в 2 недели, кроме случаев приглашения в связи с предложением подходящей работы либо участия в программах содействия занятости населения.

Зарегистрированным в целях поиска подходящей работы безработным гражданам в случае отсутствия подходящей работы может быть предложено участие в общественных работах, имеющих оплачиваемый характер.

При невозможности предоставления безработным гражданам подходящей работы по причине отсутствия у них профессиональной квалификации либо в связи с отсутствием работы, которая отвечает профессиональным навыкам соискателя, а также в связи с утратой соискателем способности к выполнению работы по своей прежней профессии или специальности органами службы занятости вправе предложить указанным категориям граждан профессиональную подготовку, переподготовку либо повышение квалификации.


Органами службы занятости населения оформляется личное дело в отношении всех безработных граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы. В личном деле фиксируются все предложения работы органами занятости населения, включая предложения о предоставлении подходящей работы, направление к работодателям в целях трудоустройства, приглашение в органы службы занятости населения по вопросам трудоустройства, а также согласие либо отказ гражданина на предложения органов службы занятости населения.

Зарегистрированные в целях поиска подходящей работы граждане в день, установленный для их регистрации в качестве безработных, предоставляют в орган службы занятости населения следующие документы:

  • Паспорт либо иной удостоверяющий личность документ
  • Трудовую книжку либо иной подтверждающий трудовой стаж документ
  • Удостоверяющие профессиональную квалификацию документы

Датой регистрации гражданина в качестве безработного признается дата принятия органами службы занятости населения решения о признании гражданина безработным.

Не могут быть признаны безработными и зарегистрированы в качестве безработных следующие категории граждан:

  • Граждане, не достигшие возраста 16 лет
  • Граждане, получающие трудовую пенсию по старости либо выслуге лет
  • Граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, в том числе временной, либо граждане, ранее не работавшие и не имеющие профессии, отказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки или оплачиваемой работы. При этом гражданину не может быть дважды предложена одна и та же работа либо профессиональная подготовка по одной и той же профессии
  • Граждане, не явившиеся в органы службы занятости населения в целях поиска подходящей работы либо в срок, установленный для их регистрации в качестве безработных, без уважительных причин
  • Граждане, осужденные к исправительным работам либо лишению свободы на основании приговора суда

Лица, в отношении которых было вынесено решение об отказе в их регистрации в качестве безработных, вправе повторно обратиться в органы занятости населения через 14 дней с момента своего последнего обращения.

В случае отказа в регистрации гражданина безработным об этом делается отметка в его личном деле, а также осуществляется устное или письменной уведомление о принятом решении и причине отказа.


На признанных безработными граждан возлагается обязанность по прохождению перерегистрации в сроки, установленные органами службы занятости населения, но не реже 2 раз в месяц.

В ходе перерегистрации признанные безработными граждане предъявляют паспорт, трудовую книжку и иные документы, предусмотренные для регистрации граждан в качестве безработных.

Ранее не работавшие и не имеющие специальности граждане в ходе перерегистрации предоставляют паспорт либо иной удостоверяющий личность документ.

На безработных граждан возлагаются обязанности по активному содействию своему трудоустройству, а также соблюдению порядка и условий регистрации и перерегистрации в качестве безработных и информированию органов службы занятости населения о предпринятых самостоятельных действиях по поиску работы, в том числе временной.

Безработные граждане снимаются с регистрационного учета органами службы занятости населения в следующих случаях:

  • Признание граждан занятыми в соответствии с законодательством РФ
  • Прохождение гражданами профессиональной подготовки или переподготовки, а также повышения квалификации по направлению органов службы занятости населения
  • Неявка граждан в течение 10 дней со дня их регистрации в качестве безработных в органы службы занятости населения в отсутствие уважительных причин
  • Длительная неявка в органы службы занятости населения в отсутствие уважительных причин
  • Переезд гражданина на постоянное место жительства в другую местность
  • Установление злоупотреблений со стороны граждан
  • Вступление в законную силу приговора суда об уголовном наказании в виде исправительных работ или лишения свободы
  • Назначение гражданину пенсии по старости либо выслуге лет в соответствии с законодательством РФ

Безработные граждане снимаются с регистрационного учета на основании решения органа службы занятости населения.

Ответственность за организацию деятельности органа службы занятости населения по регистрации безработных граждан возлагается на руководителя органа службы занятости населения.

Глава 2. Материальная и иная помощь безработным гражданам и членам их семьи


2.1.Пособие по безработице как основания форма материальной помощи безработным гражданам

Существующая специфика связанных с функционированием рынка труда социальных рисков обуславливает существование в качестве способов их компенсации социальных услуг, организационной деятельности, осуществляемой как государственными, так и негосударственными органами, а также материальных пособий. Реализация социальных услуг и организационной деятельности соответствующих субъектов представляют собой разновидности активных форм социальной защиты безработных. В свою очередь, оказываемая безработным материальная помощь, за исключением выплачиваемой безработным в период профессионального обучения по направлению органов занятости, представляет собой пассивную разновидность социальной защиты безработных, целью которой является компенсация материальной необеспеченности безработного, возникшей у него вследствие невозможности трудоустроиться. В системе материальной помощи, оказываемой безработным, ведущую роль играет пособие по безработице.

Пособие по безработице представляет собой разновидность социального пособия. Следует отметить, что вопросы определения социального пособия неоднократно были предметом внимания ряда ученых. При этом большинство авторов акцентирует внимание на отличительных особенностях социальных пособий, которые позволяют отграничить их от прочих видов выплат.

Так, В.С.Андреев относил к числу социальных пособий все носящие алиментарный характер и представляющие собой помощь гражданам в установленных законом случаях денежные выплаты[5]

В свою очередь, в определении, сформулированном Р.И.Ивановой, пособия рассматриваются как периодические алиментарные социальные денежные выплаты, предоставляемые гражданам в случаях и при условиях, предусмотренных законом, с компенсационной либо иной целью[6]

С учетом рыночного характера экономической системы в Российской Федерации в современных условиях закономерным образом видоизменился и подход к пониманию социальных пособий, что находит свое внешнее выражение, в первую очередь, в исключении из числа признаков социальных пособий такого признака, как их алиментарный характер. В современной правовой теории алиментарность социального обеспечения рассматривается как предоставление государством материальных благ на безвозмездной основе и с учетом связи с трудом, однако не в порядке ответных действий за труд[7]. Обоснованным видится позиция, занятая Е.Е.Мачульской, которая полагает, что в рыночных условиях отношения по оказанию гражданам социальной помощи сохраняют свою алиментарную природу лишь в определенной степени[8]. М.Ю.Федорова, в свою очередь, отмечает, что обязательное социальное страхование не носит для его субъектов безвозмездного и безэквивалентного характера[9].