Файл: Материальная и иная помощь безработному и членам его семьи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 1421

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым социальным государством и декларируя в качестве основной цели государственной политики создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина, для достижения указанной цели устанавливает обязанность государства по соблюдению и обеспечению гарантий прав и свобод человека и гражданина. Право на труд отнесено законодателем к числу основных прав и свобод граждан РФ. Его содержание предполагает свобода выбора гражданином сферы приложения своих трудовых усилий. Современные экономические условия, характеризуемые периодичностью кризисных явлений в экономической системе, однако, обуславливают рост безработицы, в силу чего в рамках реализации государственной социальной политики особую актуальность приобретает социальное обеспечение безработных граждан. Указанные обстоятельства определяют актуальность темы данной работы.

Объектом данной работы выступают общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением безработным граждан социальной помощи.

Предмет данной работы составляют нормы законодательства РФ о социальном обеспечении, устанавливающие основания и порядок оказания безработным гражданам материальной и иной помощи.

Цель данной работы заключается в изучении и анализе понятия и содержания социальной помощи, оказываемой безработным гражданам.

Достижение поставленной цели обеспечивается посредством решения следующих задач:

  • Изучить понятие и содержание социальной защиты безработных граждан как направления социальной политики государства и деятельности службы занятости населения
  • Рассмотреть основные виды социальной помощи, оказываемой безработным гражданам

Достижение поставленной цели и решение поставленных задач обеспечивается посредством применения ряда научных методов познания, в том числе сравнительно-правового и системно-структурного анализа.

Нормативную основу для данной работы составляют нормы законодательства РФ о социальном обеспечении, устанавливающие основания и порядок оказания социальной помощи безработным гражданам.

Теоретическую основу для данной работы составляют работы ряда авторов, посвященные изучению рассматриваемых вопросов, в том числе Е.Е.Мачульской, М.Ю.Федоровой и Д.А.Сторожука.

Структура данной работы обусловлена поставленной целью и задачами и включает в свое содержание введение, две разделенные на параграфы главы, посвященные последовательному решению поставленных задач, заключение и список использованных источников.


Глава 1. Социальная защита безработных граждан как элемент социальной политики государства и направление деятельности государственной службы занятости

1.1.Социальная защита безработных граждан как элемент социальной политики государства

Экономические реформы, повлекшие за собой формирование в Российской Федерации рынка труда, обусловили необходимость создания концептуальных основ для реализации государственной политики в сфере занятости населения. На сегодняшний день совершенствование государственного регулирования трудового рынка осуществляется по двум основным направлениям, а именно регулирование рынка труда и профессиональной структуры в соответствии с экономически обусловленными потребностями государства и общества и осуществление социальной защиты безработных граждан.

Государственное регулирование рынка труда включает в себя обеспечение социальных гарантий, различные виды социальной помощи и поддержки и систему социального страхования, совокупность которых обеспечивает определенную защищенность граждан. Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что эффективность системы социальной защиты населения напрямую связана с экономическим развитием государства и общества.

Анализ зарубежного опыта позволяет заключить, что наличие системы социальной защиты трудящихся позволяет расширить и укрепить трудовые ресурсы государства, усилить потенциал экономического роста и реформирования, а также оказывает положительное влияние на социальную и экономическую стабильность общества[1]. Социальная защита представляет собой одно из прав человека. Развитие системы социальной защиты, в свою очередь, предполагает определенные усилия как со стороны государства, так и со стороны работодателей в рамках социального партнерства в сфере трудовых правоотношений.


Будучи структурным элементом социальной политики государства, социальная защита безработных граждан представляет собой государственную коррекционно-регулятивную систему, целью которой является снижение противоречий правового и экономического статуса различных социальных групп, возникающих в условиях рыночной модели экономической деятельности. Государственная политика в сфере социальной защиты безработных граждан предполагает определенную степень государственного вмешательства в свободное регулирование экономических процессов. Концепция социальной защиты безработных граждан, в свою очередь, предполагает постановку целей и разработку мер, направленных на их достижение. Таким образом, система социальной защиты безработных граждан представляет собой структурный элемент государственного регулирования рынка труда, который по сути своей является коррекционно-регулятивной системой, деятельность которой направлена на снижение негативных последствий, связанных с безработицей[2].

Отметим, что при рассмотрении социальной защиты безработных граждан следует учитывать конституционный принцип добровольности труда. Содержание данного принципа составляет свобода самостоятельного выбора гражданином своего участия в том или ином виде трудовой деятельности. Добровольная занятость исключает применение государством каких-либо принудительных мер.

Кроме того, принцип свободы труда предполагает свободное право выбора гражданином сферы приложения своих трудовых усилий, то есть своей профессиональной деятельности.

Также принцип свободы труда включает в свое содержание право выбора форм собственности в ходе приложения гражданином своих трудовых усилий, в том числе его право на индивидуальный труд.

Наконец, следует обратить внимание и на то обстоятельство, что принцип свободы труда предполагает самостоятельный выбор гражданином режима занятости, являющегося для него наиболее благоприятным.

Принципиальные основы системы социальной защиты безработных граждан сформулированы Международной организацией труда Конвенции о занятости и защите от безработицы №168. Основной целью данной системы определяется предоставление пособий по безработице, содействующих полной, продуктивной и свободно выбранной занятости, имеющее характер, при котором работодатели наиболее заинтересованы по предложению гражданам продуктивной занятости, а граждане, в свою очередь, заинтересованы в ее поисках.


К числу мер, направленных на достижение указанной цели, Международная организация труда относит меры по социальному обеспечению, профессиональной подготовке и профессиональной ориентации безработных граждан, а также социальные программы, направленные на создание дополнительных рабочих мест и содействие гражданам в вопросах занятости. При этом указывается на ряд категорий граждан, находящихся в неблагоприятных условиях на рынке труда, в частности, женщин, молодых людей, инвалидов, граждан, не работавших длительное время и мигрантов, на законных основаниях проживающих в государстве.

Таким образом, под системой социальной защиты безработных граждан следует понимать комплекс экономических, организационных и правовых мер, направленных на социальную защиту безработных граждан.

К числу экономических форм и способов социальной защиты безработных следует отнести, в первую очередь, разработку экономических программ по содействию занятости населения, налогового и кредитного регулирования поддержки предприятий, сохраняющих ранее созданные рабочие места, поддержке предприятий, создающих рабочие места для неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан, и разработке системы материальной компенсации в случае безработицы.

Государственное регулирование рынка труда в Российской Федерации осуществляется Министерством труда и социального развития РФ.

В свою очередь, эффективность организационных мер по социальной защите безработных граждан определяется развитой инфраструктурой рынка труда, предполагающей наличие институтов взаимодействия работодателей и работников, направленных на защиту их интересов. К числу таких институтов следует отнести профсоюзы, объединения предпринимателей, союзы арендаторов, а также организации по государственному посредничеству в сфере социального партнерства.

К числу правовых мер социальной защиты безработных граждан следует отнести ряд нормативных актов, направленных на регулирование занятости населения, ведущую роль в системе которых играет Федеральный Закон РФ «О занятости населения», закрепляющий государственные гарантии права на труд, основные принципы политики государства в сфере занятости, порядок регулирования занятости населения и принципы осуществления компенсационных выплат в случае потери работы.

В соответствии с Конституцией РФ и Трудовым Кодексом РФ Российская Федерация предоставляет гражданам следующие гарантии в сфере занятости:


  • Свобода выбора вида занятости, включая выбор работы с различными режимами труда
  • Оказание бесплатного содействия в поиске работы и труоустройстве со стороны государственной службы занятости
  • Обеспечение выпускников учебных заведений подходящей работой в соответствии с поданными заранее заявками предприятий, организаций и учреждений
  • Бесплатное профессиональное обучение и повышение квалификации в учреждениях системы службы занятости
  • Компенсация материальных затрат, понесенных в связи с переездом в другую местность для трудоустройства по направлению службы занятости
  • Заключение срочных контрактов на выполнение оплачиваемых общественных работ, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей отдельных категорий граждан
  • Защита от необоснованного увольнения

1.2.Социальная защита безработных граждан как направление деятельности государственной службы занятости

Деятельность государственной службы занятости по социальной защите безработных граждан осуществляется в соответствии с Положением о порядке регистрации безработных граждан, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 года №891. В соответствии с данным нормативным актом органами государственной службы занятости осуществляются следующие виды регистрации безработных граждан:

  • Первичная регистрация безработных граждан
  • Регистрация граждан в целях поиска подходящей работы
  • Регистрация граждан в качестве безработных
  • Перерегистрация безработных граждан
  • Снятие граждан с регистрационного учета по безработице[3]

Целью первичной регистрации безработных граждан является учет общего количества безработных граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости для получения сведений по вопросам содействия занятости без предоставления каких-либо документов.

В рамках первичной регистрации безработных граждан в регистрационных документах фиксируются фамилия, имя и отчество обратившегося гражданина, адрес его места жительства, пол, образование, специальность, отношение к занятости, причина обращения в орган государственной службы занятости и краткое содержание сведений, предоставленных гражданину органом службы занятости по интересующему вопросу. В рамках первичной регистрации гражданин вправе получить сведения о: