Файл: Сущность и функции финансов некоммерческих организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Целевой капитал - это фонд, денежные средства которого предназначены для использования в некоммерческих целях – для финансирования организаций образования, медицины, культуры, спорта и прочего.

3. Средства на определенные программы и проекты

4. Средства на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации. Так же источниками формирования финансовых и материальных средств некоммерческой организации могут быть:

1. Регулярные и единовременные поступления от учредителей, участников, членов организации.

2. Добровольные имущественные взносы и пожертвования учредителей организации.

3. Выручка от реализации товаров, работ, услуг.

4. Дивиденды, доходы, проценты, получаемые по ценным бумагам, вкладам, долевым участиям в коммерческих организациях.

5. Доходы, получаемые от коммерческого использования собственности некоммерческой организации.

Взносы участников в некоммерческую организацию являются добровольными. Однако возможность ведения предпринимательской деятельности в некоммерческих организациях оговаривается в уставных документах и подчинена достижению целей, для которых она создана с учетом того, что основной целью таких объединений является не только удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, но и ведение общественно полезной деятельности, защита общественных интересов[10]12

В России сегодня в качестве основного механизма благотворительности выступает прямая передача денежных средств непосредственно благо-получателям. В качестве альтернативной формы необходимо внедрение принципиально нового для потенциальных доноров механизма оказания поддержки – формирование целевых капиталов (эндаументов) в рамках определенной территории, то есть создание некой структуры в форме специальных Фондов развития отдельных направлений некоммерческого сектора региона (Фонд развития спорта, культуры, искусства и т.д.). И уже через данные фонды на поддержку социальной жизни региона должны будут направляться денежные ресурсы.

Рис 2.4. Целевой капитал некоммерческих организаций

Данный подход управления целевым капиталом некоммерческой организации может базироваться на следующей модели движения целевых финансовых ресурсов (рис. 2.4). В представленной модели верхний сегмент показывает подготовительный процесс, то есть мероприятия, необходимые непосредственно для формирования целевого капитала.


Второй сегмент представляет процесс финансовой деятельности, поскольку для привлечения денежных средств необходима систематическая работа с жертвователями. Третий сегмент – непосредственно инвестиционная деятельность. Связь третьего и четвертого сегментов определяет момент направления дохода на уставную деятельность некоммерческой организации. Центральный сегмент показывает уставную деятельность некоммерческой организации, результатом которой являются социально значимые блага. И пятый, последний, сегмент показывает деятельность по расформированию целевого капитала.

Представленная на рисунке 2.5 модель позволяет проанализировать финансовую деятельность некоммерческой организации, а также оценить эффективность управления ее финансовыми ресурсами. Предлагаемая модель может быть применена в отношении фондов развития региона, а также в случае создания эндаумента вуза или другой некоммерческой организации.

Функционирование в регионе предлагаемых фондов развития позволяет давать следующие преимущества:

1.создание единого эндаумента, в котором будут аккумулироваться целевые средства, доходы от которых могут выступить значительным дополнением к доходам некоммерческих организаций;

2.фонды будут поддерживать небольшие коллективы, которые не могут создать собственный целевой капитал;

3.осуществлять финансовую поддержку инноваций в различных областях некоммерческого сектора: культурно-просветительская, образовательная, спортивная деятельность, театральное искусство и др.;

4.проводить экспертизу законодательных инициатив, выдвигаемых некоммерческим сектором;

5.консультировать представителей НКО и граждан по вопросам создания, развития и устойчивости некоммерческих организаций;

6.осуществлять социальное партнерство в регионе, а также международное сотрудничество.

В пределах своей компетенции законодательные органы разных уровней могут оказывать финансовую и экономическую поддержку некоммерческим организациям в различных формах, в том числе:

а) предоставление льгот по уплате налогов и сборов и платежей НКО, созданным в образовательных, научных, благотворительных и культурных целях, развития физической культуры и спорта, охраны здоровья граждан;

б) освобождать от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом, как частично, так и полностью;

в) размещать на конкурсной основе государственные и муниципальные заказы среди некоммерческих организаций;


г) предоставлять физическим лицам и организациям, оказывающим поддержку некоммерческим организациям, льготы по уплате налогов

Рис 2.5. Предлагаемая модель управления целевыми финансовыми ресурсами некоммерческой организации

В организации финансовой деятельности НКО важным моментом являются также:

1.предоставление возможности ведения предпринимательской деятельности законодательно и на основании решения собрания учредителей, участников, членов;

2.наличие за результаты хозяйственной деятельности субсидиарной материальной и финансовой ответственности ее учредителей, участников, членов;

3. в случае выхода учредителей из НКО, необходимость возврата им внесенных при создании организации материальных и финансовых средств.

Финансовое регулирование НКО со стороны государства может выступать в качестве одного из источников формирования ее финансовых ресурсов. Государственное финансовое регулирование некоммерческих организаций – это совокупность применяемых государством форм и методов с целью формирования финансовых ресурсов, осуществляемое путем прямого либо косвенного финансирования через соответствующую финансовую поддержку.

В качестве инструментов прямого государственного финансирования деятельности НКО могут выступать: прямое финансирование из бюджетов разных уровней; размещение государственного заказа; участие в грантах; выполнение государственных контрактов; софинансирование. В качестве косвенных инструментов государственной финансовой поддержки НКО могут выступать: льготное кредитование некоммерческих организаций; применение льготных налоговых режимов, предоставление налоговых льгот; финансовая помощь при формировании материально-технической базы НКО и т.д. [10].

Существует ряд особенностей при оказании НКО государственной финансовой поддержки:

1.оказывается такая поддержка некоммерческим организациям в соответствии с законодательством, определяющим ее формы и методы, особенности предоставления такой поддержки, однако для ее получения организация должна соответствовать, например, таким критериям, как приоритетное право на государственную финансовую поддержку;

2.как правило, предоставление государственной финансовой поддержки носит целевой характер: субсидии, гранты, бюджетные средства выделяются на определенные цели, и некоммерческая организация за целевой характер их использования несет ответственность;


3.государство может использовать также косвенные методы поддержки, направленные на сокращение расходов, например, льготы по налогам, кредитам;

4.финансирование ряда некоммерческих организаций в России осуществляется практически полностью за счет бюджетных источников, как правило, это бюджетные учреждения, которые ведут свою деятельность на основе системы государственного заказа.

На современном этапе сектор некоммерческих организаций в РФ находится только на стадии становления, поэтому государственная финансовая поддержка выступает важным источником его развития.

Законодательством РФ предусмотрено несколько видов источников внешнего финансирования НКО, представленных на рисунке 2.5. В законодательстве также обращается внимание на то, что государственная финансовая поддержка в форме льгот и по налогам и сборам носит общий, а не индивидуальный характер.

Рис 2.6. Источники внешнего финансирования некоммерческих организаций

Из данных рисунка 2.6 можно заметить, что к источникам внешнего финансирования некоммерческих организаций относят:

1.Федеральные гранты

2.Региональные гранты

3.Донорские средства

4.Частные пожертвования

Таким образом, на современном этапе развития некоммерческого сектора государственная финансовая поддержка некоммерческих организаций играет существенную роль в формировании их финансовых ресурсов. Такая поддержка может быть реализована в различных формах, а состав и особенности их применения определяют эффективность государственной поддержки некоммерческих организаций. Применение системного подхода к финансовому управлению в некоммерческой организации позволит значительно упростить решение возникающих спорных вопросов, анализировать сложившуюся ситуацию быстрее, принимать более эффективно управленческие решения, а также обосновывать их.

2.3. Специфика финансовых отношений некоммерческих организаций в социальной сфере и других отраслях нерыночного сектора

Сущность финансов некоммерческих организаций составляет совокупность денежных отношений, которые возникают в результате движения финансовых ресурсов, образования, а так же использования доходов организаций, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с принятым организацией уставом.


Многие экономисты занимались изучением финансов некоммерческих организаций и внесли огромный вклад в экономику. Основная деятельность данных организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и не направлена на извлечение прибыли, соответственно, полученная прибыль не распределяется между учредителями или участниками организации, а направляется только на финансирование уставной деятельности.[11]

В основе финансов некоммерческих организаций лежат такие финансовые отношение, которые возникают между некоммерческими организациями и иными экономическими субъектами. Сергей Владимирович Барулин выделил четыре категории финансовых отношений, представленных в таблице 1.

Таблица 1. Финансовые отношения между некоммерческими организациями и экономическими субъектами

Экономические субъекты

Отношения к НКО

Органы публичной власти

Получение бюджетных ассигнований, средств государственных внебюджетных фондов и их целевого использования на осуществление уставной деятельности, уплату установленных налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды

Организации и физические лица

Получение от них различных средств в виде: учредительных, членских и паевых взносов, целевых добровольных перечислений, в том числе грантов и пожертвований, а также их использования на цели, предусмотренные уставом

Физические и юридические лица

Формирования доходов от предпринимательской деятельности и их использования на цели, предусмотренные уставом

Персонал, работники НКО

Начисление и выплата заработной платы, премий, материальной помощи и оказания другой социальной поддержки

Как можно заметить из данных таблицы 1., некоммерческие организации и учреждения активно совершают финансовые операции с различными экономическими субъектами, среди которых:

1.Органы публичной власти

2.Организации и физические лица

3.Физические и юридические лица

4.Персонал и работники НКО

Финансовые отношения с каждым из вышеназванной категорией субъектов имеют свои специфические черты и особенности.

Главные отличительные черты некоммерческих финансов отражаются в создании, разделении и управлении. Документы, которые определяют организацию финансов некоммерческих организаций – это документы планирования, сметная документация для конкретных мероприятий.