Файл: История развития коммерческого предпринимательства в России и за рубежом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Регион РФ

Единиц

В процентах к итогу

средние предприятия

малые предприятия

средние предприятия

малые предприятия

Микро

предприятия

всего

в том числе микро

предприятия

Российская Федерация

15547

1602491

1374661

100

100

100

Центральный федеральный округ

4351

474370

401230

28,0

29,6

29,2

Северо-Западный федеральный округ

1557

261185

230078

10,0

16,3

16,7

Южный федеральный округ

1984

170860

143368

12,7

10,7

10,4

Приволжский федеральный округ

3588

287639

240567

23,1

17,9

17,5

Уральский федеральный округ

1322

136102

122352

8,5

8,5

8,9

Сибирский федеральный округ

2171

207039

181415

14,0

12,9

13,2

Дальневосточный федеральный округ

574

65296

55651

3,7

4,1

4,0

По итогам представленной таблицы и диаграммы можно сделать вывод, что лидером по количеству малых и средних предприятий является Центральный Федеральный округ. Наименьшее количество малых и средних предприятий зарегистрировано в Дальневосточном федеральном округе.

Структура малых предприятий по округам практически совпадает практически совпадает со структурой средних предприятий на территории РФ. Структура предприятий по видам экономической деятельности на конец 2016г. в процентах представлена на рисунке 1.

Рис. 1 Структура малых и средних предприятий по сферам деятельности в 2016г.,в %

Так ведущее место в структуре сфер деятельности малых и средних предприятий занимает отрасль оптово-розничной торговли и ремонта, а также обрабатывающие производства и сельское хозяйство. Приведенные статистические данные в целом свидетельствуют о положительной тенденции развития малых и средних предприятий, однако отраслевая принадлежность для малых и средних форм является неравномерной.


К основным проблемам малого и среднего предпринимательства в России можно отнести такие как несовершенство налогового законодательства, инфляция, политическая ситуация в стране, перебои и дефицит поставок, трудности получения и высокая ставка за кредит, неплатежеспособность партнеров, клиентов, несовершенство банковской системы, бюрократия, недостаток производственных площадей, офисов, недостаток материальной базы, финансовая политика государства, действия ЦБ, высокие цены на сырье и материалы, монополия государства, госпредприятий, разрыв экономических связей, недостаток опыта, кадровые проблемы, конкуренция, недоверие западных партнеров, отрицательное отношение к предпринимателям.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые, но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание. Но главная причина сокращения числа малых и средних предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы [26,с.105].

Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы. Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый и средний бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

В докладе министерства экономического развития РФ приводятся следующие данные за 2015 год: количество малых и средних предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло на 4,8 ед. и составило 166,4 ед. Общий объем оборота малых и средних предприятий в Российской Федерации за 3 квартал 2016 года составил 2 963,0 млрд. рублей, что на 19,6% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. С учетом индекса потребительских цен рост показателя составил 15,3% [28].


Таким образом, по итогам 1 квартала 2016 года по сравнению с 1 кварталом 2015 года в целом по стране наблюдается положительная динамика всех рассматриваемых показателей развития малого и среднего предпринимательства. На 1 апреля 2016 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с 1 апреля предыдущего года на 3,1%.

Среднесписочная численность занятых на малых и средних предприятиях за год выросла на 15,1%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 14,2%. Объем оборота малых предприятий вырос на 19,6%. Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях выросли относительно показателя прошлого года на 29,3%. Следует заметить, что в России пока на долю малого и среднего бизнеса приходится не более 17% ВВП, тогда как в развитых европейских странах малый и средний бизнес производит до 70% ВВП [28].

Главные проблемы развития российских предприятий среднего бизнеса находятся в прямой зависимости от характера и содержания экономической политики, от его государственной поддержки. Однако самая масштабная проблема среднего бизнеса в России - нехватка квалифицированного персонала, далее следуют общий спад спроса в отраслях экономики России, несправедливая конкуренция, недоступность кредитных ресурсов и проблемы с административным регулированием.

Вне зависимости от региона актуальными остаются такие проблемы развития российских предприятий малого бизнеса как административные барьеры, коррупция, несовершенство законодательства, высокие налоги.

2.2 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России

На настоящем этапе развития экономики в нашей стране наблюдается значительное расширение среднего и малого предпринимательства. Государство начало осознавать социальную значимость и перспективы роста этого сектора экономики, подавая пока только знаки внимания. Не за горами и создание реально работающих венчурных фондов, и предоставление возможности в получении недорогих кредитов, и внедрение целевых программ по поддержке малого и среднего предпринимательства.

У малого и среднего бизнеса есть своя организация - «Опора России», на заседаниях форума оглашены следующие инициативы Правительства РФ по содействию развития малого и среднего бизнеса России: сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14%, освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование от налога на имущество на срок до трёх лет, освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет, передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности и ряд других стимулирующих мер [24, с.76].


Однако в России система развития и поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер.

Рассмотрим некоторые формы государственной поддержки на развитие малого и среднего бизнеса.

Динамичное развитие малого предпринимательства, его эффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, во многом зависят от наличия необходимых институциональных основ.

К 2016г. в регионах России создано более 100 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров [24, с.78].

Одну из прогрессивных и действенных форм поддержки малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции.

Важным инструментом государственной поддержки малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Финансово-кредитная поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий, прежде всего на цели научно-технического развития.

Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.

Антимонопольная политика РФ включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых, меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих, меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику [16, с.67].

Государственный контроль за деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. Так, требуют уточнения вопросы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и взаимоотношений с бюджетом. Следует заново определить порядок создания, функционирования и ликвидации малых предприятий.


Таким образом, важным шагом к формированию последовательной государственной поддержки и развитию малого и среднего бизнеса стали разработка и принятие Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, заложены институциональные основы поддержки и развитию малого и среднего бизнеса, регионы РФ успешно реализуют различные проекты льготного финансирования и кредитования «начинающих предпринимателей», оказывают различные консультационные услуги.

3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

Мировая практика убедительно свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой малое и среднее предпринимательство оказывает серьезное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников.

Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государ­ства через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция) [20, с.82].

Особого внимания заслуживает американский опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса. США – страна не только гигантских корпораций, но и малых предприятий, на которых трудится более 50% наемных работников частного сектора. Получается, что главным работодателем является отнюдь не крупный, а именно малый и средний бизнес. Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый и средний бизнес в США – не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни.

В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется около 500 тыс. Владельцы малых предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. 90 % жителей США позитивно оценивают роль малого бизнеса [20, с.84].