Файл: История развития коммерческого предпринимательства в России и за рубежом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что во многих субъектах Российской Федерации повысилась значимость предпринимательства. Развитие предпринимательства используют для повышения занятости населения, пополнения своих бюджетов, насыщения местного рынка товарами и услугами.

Современная ситуация в экономике России свидетельствует о том, что разного рода предприятия как предпринимательские структуры занимают доминирующее положение в структуре оборота страны. В сложившихся экономических условиях существенную роль для российских предприятий играет коммерческая деятельность, которая составляет основу всей его хозяйственной деятельности и имеет тесную связь с маркетингом и менеджментом, действуя вместе с ними как единое целое, что и определяет успех торгового предприятия и способствует развитию торгового дела.

Предпринимательство как форма коммерческой деятельности помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, например, особых категорий граждан как пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды.

Значимость исследования заключается в том, что опыт управления предпринимательством, накопленный в развитых странах в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России. Между тем именно предпринимательство создает основу рыночной экономики в том числе и в Российской Федерации.

Исследованию аспектов возникновения и развития коммерческой деятельности и предпринимательства в Российской Федерации и зарубежом посвящены работы многих ученых (Ю. Анискина, А. Агеева, А. Бусыгина, В. Радаева, Ю. Осипова, Т. Алимовой, А. Блинова, А. Виленского, А. Муравьева, П. Мягкова, М. Лапусты, А. Орлова, В. Савельева, В. Рубе. Проблема исследования заключается в необходимости обобщения и систематизации организационно–экономических и социальных аспектов развития предпринимательства в России, использования зарубежного опыта.

Объект исследования – коммерция и предпринимательство как экономические категории.

Предмет исследования - история возникновения, современное состояние, перспективы развития коммерции и предпринимательства в России.

Целью исследования – изучение истории возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:


1.изучить основные подходы к определению предпринимательству и коммерческой деятельности;

2.охарактеризовать историю развития коммерческого предпринимательства в России и за рубежом;

3.провести анализ современного состояния развития предпринимательства в российской экономике ;

4.рассмотреть аспекты использования зарубежного опыта государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в российских условиях.

В качестве источников информации использовались учебные пособия, монографии отечественных и зарубежных экономистов, материалы периодических изданий, статистические данные Федеральной Службы Статистики РФ.

Исследование основывается на общенаучных методах: обобщение и систематизация теоретических данных; сравнение, анализ, синтез, моделирование выводов исследования.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ КОММЕРЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ

1.1 Основные подходы к определению предпринимательской деятельности

В экономической теории под предпринимательской деятельностью подразумевается процесс, когда такие ресурсы как капитал, труд, технология, информационные сети и/или продукты соединяются и приводят к созданию определённых товаров или услуг [18, с.78].

Экономическая деятельность характеризуется:

1) использованием продуктов (товаров или услуг);

2) производственным процессом;

3) выпуском новых продуктов (товаров или услуг).

В том числе контексте экономической теории предприятие как предпринимательская единица характеризуется по наличию выручки и/или наёмной занятости в период с 1 января по 31 декабря каждого года. Предприятие - это производитель товаров и услуг, правовое объединение, которое представляет собой организационную единицу, производящую товары или услуги, характеризующееся достаточной автономией при принятии решений, в особенности, по распределению имеющихся ресурсов. Предприятие может представлять отдельное юридическое лицо (правовую единицу) [16, с.65].


Согласно российскому законодательству, в частности статье 2 ГК РФ, предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [1].

С точки зрения Системы Национальных Счетов термин предприятие может относиться к корпорации, квази-корпорации и к некорпорированному предприятию [7, с.96].

Корпорации – это юридические лица, которые созданы с целью получения прибыли или иной финансовой выгоды для своих собственников, признаются законом, как самостоятельные юридические лица, обособленные от своих собственников, несущих ограниченную ответственность, организованные с целью производства рыночной продукции.

Некорпорированное предприятие - представляет собой организацию, чьё имущество не обособленно от имущества собственников, вовлеченную в производственную деятельность государственного учреждения, домашнего хозяйства, некоммерческой организации, обслуживающей домашнее хозяйство, и которая не может быть рассмотрена, как деятельность квази- корпораций.

Квази-корпорация - предприятие некорпорированного типа, находящееся в собственности институциональной единицы - резидента, которое располагает достаточной информацией для составления и заполнения полной системы счетов, а также функционирует, как будто оно является отдельной корпорацией, и взаимосвязь этого предприятия с собственником de facto такая же, как корпорации со своими акционерами; предприятие некорпорированного типа, находящееся в собственности институциональной единицы – нерезидента, условно признаваемой резидентом, так как она осуществляет значительный объём производства на экономической территории данной страны на протяжении длительного или предопределённого промежутка времени [7, с.99].

В странах Евросоюза малый и средний бизнес – предприятия, которые принадлежат определённой категории по двум критериям: число наёмных работников и финансовый результат.

1.Категории микро предприятий, малых и средних предприятий образуются из числа предприятий, которые имеют менее 250 наёмных работников, и чья годовая выручка не превышает 50 миллионов евро, и/или итог баланса составляет не более 43 миллионов евро.

2.Категория малых предприятий включает предприятия из числа выше определённой группы с численностью наёмных работников менее 50 человек, и чья годовая выручка и/или итог баланса составляет менее 10 миллионов евро.


3.Категория микро предприятий включает предприятия из числа выше определённой группы с численностью наёмных работников менее 10 человек, и чья годовая выручка и/или итог баланса составляет менее 2 миллионов евро [23, с.112].

Малые и средние предприятия должны быть автономными, то есть не должны принадлежать ни к какой-либо группе предприятий, ни быть в партнёрских отношениях с каким-либо иным предприятием.

Основным критерием (за исключением некоторых случаев, которые не изменяют доминирование и приоритеты) является наличие 25% и более акционерного капитала или голосующих прав другого предприятия. По его институциональному типу, причем, обособленность имущества не является единственной формой существования предприятия. В этой связи, домашние хозяйства, занимающиеся экономической деятельностью с целью получения дохода, также находятся внутри границ изучаемой совокупности. По признакам экономической деятельности: привлечение факторов производства, вовлечение их в технологический процесс, результатом которого являются новые товары и/или услуги [22, с.102]. По результату деятельности: либо по наличию выручки от реализации товаров и услуг, либо по привлечению наёмной занятости, либо по тому и другому признаку вместе.

Таким образом, предпринимательская деятельность, будучи рисковой экономической деятельностью, целью имеет систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания разного рода услуг и выполнения работ.

К факторам предпринимательской деятельности относятся нематериальные активы, труд предпринимателя или привлеченные со стороны ресурсы.

В отечественной и зарубежной практике предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия, выбор которой зависит в основном от объективных условий:  выбранная сфера деятельности, наличием  денежных средств, других ресурсов, достоинство тех или иных организационно-правовых форм предприятий, тенденций развития выбранного сектора рынка. 

1.2 Сущностные характеристики коммерческой деятельности

В отечественной экономической литературе существуют различные определения коммерческой деятельности. Согласно Р.И. Бунеевой коммерческая деятельность представляет собой товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса [6, с.58]. Согласно А.И. Шлафман, коммерческая деятельность представляет собой особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торгового предприятия [25, с.45].


Обобщая трактовки понятия коммерческой деятельности можно сказать, что коммерческая деятельность – это вид предпринимательской деятельности торгового предприятия, включающей ряд мероприятий, связанных с организацией и управлением процессом купли-продажи товаров с целью удовлетворения потребностей потребителей и получения прибыли.

Коммерция – это, прежде всего, деятельность, а любая деятельность направлена на что-либо и осуществляется определенным лицом, подразделением, предприятием [14, с.145]. Иначе говоря, для коммерческой деятельности характерно наличие объекта и субъекта. Объектом коммерческой деятельности предприятия являются товары и сопровождающие их услуги.

Субъектами коммерческой деятельности предприятия могут быть юридические и физические лица, обладающие соответствующими правами осуществления коммерческой деятельности.

Главной целью осуществления коммерческой деятельности предприятием является получение прибыли. Однако достижение этой цели невозможно без своевременного выявления и удовлетворения потребностей покупателей. Это означает, что успех коммерческой деятельности предприятия определяется достижением не только основной цели реализации его коммерческой работы, но и ее подцелью – удовлетворением покупательского спроса [17, с.163]. Исходя из цели и подцели коммерческой деятельности предприятия определяются ее задачи, которые и обеспечивают достижение поставленных целей и подцелей.

Коммерческая деятельность, будучи частью предпринимательской деятельности, отличается от неё тем, что не включает в себя этап производства товаров, услуг, работ.

Преследуя определенную цель и решая соответствующие ей задачи, коммерческая деятельность предприятия является целостной системой, состоящей из нескольких взаимосвязанных элементов. Эти элементы представляют собой отдельные комплексы коммерческих мероприятий в том или ином направлении: выбор партнеров и установление с ними коммерческих связей, закупочная деятельность, работа по формированию ассортимента, организация сбыта и его стимулирование. Каждый из этих комплексов выполняет свою функцию, выступая самостоятельным элементом системы. Однако объединяясь в систему, они обеспечивают выполнение общей функции – обеспечение прибыли [26, с.105].

При этом для коммерческой деятельности предприятия как системы характерно наличие исходных для ее реализации составляющих в виде материальных, финансовых, информационных и других ресурсов, т.е. вход в систему, и сферы потребления, где осуществляется продажа товара, т.е. выход из системы. Следует также отметить, что коммерческая деятельность включает в себя комплекс субъектов и процессов с обратной связью, которые взаимодействуют друг с другом, выполняя определенные функции. При этом функции отдельных элементов коммерческой деятельности объединяются, образуя систему функций в целом [26, с.106].