Файл: История развития коммерческого предпринимательства в России и за рубежом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Малые и средние предприятия действуют и в торговле, и в производственной сфере, и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг.

Администрация по делам малого бизнеса представляет малым и средним предприятиям гарантии по кредитам. Помимо этого предлагается широкая гамма способов финансирования – от микрозаймов до кредитов на покрытие крупного долга. Центры развития малого бизнеса оказывают множество видов услуг, связанных с конкретными проектами в различных сферах, а также техническое содействие, помощь в менеджменте и оформлении заявок на получение займов [21, с.85].

Успешность реформирования японской экономики во многом определялась быстротой и адекватностью реакции государственных органов управления на изменения, происходящие на глобальных и внутренних рынках. Учитывая высокую значимость сектора малого и среднего предпринимательства в экономике страны, особое внимание в процессах реформирования всегда уделяется совершенствованию взаимодействия государственных, региональных и местных органов власти с разветвленной инфраструктурой поддержки малого и среднего бизнеса [21, с.87].

По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и услуг субъекты малого и среднего предпринимательства в отдельных областях экономики РФ играют ведущую роль. Поэтому проблема государственной поддержки малых и средних предприятий в настоящее время является наиболее актуальной.

Для страны таких масштабов, как Россия, малый и средний бизнес не может стать основой экономики: в наших условиях они могут стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. В качестве направлений решения проблем, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса в РФ необходима разработка четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов.

Другой подход – дебюрократизация – предполагает снижение административных барьеров, увеличение трансакционных издержек проведения проверок для контрольно-ревизионных служб, а также создание конкурентной среды между лицензирующими органами. Эффективность подобных мер была выявлена в России в начале 2000-х годов. Издержки предприятий, связанные с преодолением административных барьеров после первой волны дебюрократизации, снизились примерно на 25%. Однако к началу 2014 году наметилась тенденция к повышению издержек, которую связывают с остаточными явлениями кризиса и неполнотой принятых мер дебюрократизации [24, с.76].


Составляющей государственной стратегии целесообразно сделать децентрализацию ряда функций по развитию малого и среднего бизнеса – передача их на уровень муниципалитетов. Полезным в этом отношении может оказаться китайский опыт. Например, в Китае действует модель, при которой местные лидеры наделены экономической автономией, необходимой для создания стимулов роста, но ограничены в реализации политических инициатив. Особенностью взаимодействия бизнеса и власти в Китае является «разведение» отношений государства с корпорациями с малым и средним бизнесом: крупные предприятия в критических отраслях промышленности принадлежат госструктурам и находятся в сфере действия центрального контроля, а средние и малые предприятия относятся к коллективной и частной собственности и к ведению местных властей [26, с.106].

 Важной практической задачей является создание необходимой инфраструктуры для малого и среднего бизнеса. Для этого, в частности, можно использовать опыт Евросоюза. В ЕС действуют бюро по сближению компаний, содействующие поиску партнеров в странах сообщества. Их основные задачи – предоставление предпринимателям комплекса подготовки кадров, маркетинг, передача технологий. Полезным для России может быть опыт Испании. В этой стране функционируют специальные региональные организации по разработке и реализации региональных стратегий малого и среднего бизнеса. В этих стратегиях учитывается социально-экономические особенности региона: уровень экономического развития, специализацию производства, исторические и культурно-этнические особенности. 

Стратегии стимулирования малого и среднего бизнеса подразумевают преодоление административных барьеров, изменения практики «своих отношений» между чиновниками и отдельными предпринимателями, развитие инфраструктуры малого и среднего предпринимательства в регионах, а также организацию производственно-сбытовых цепочек. Особое место целесообразно отвести поощрению предпринимательской активности за счет формирования благоприятного имиджа бизнесменов в обществе [26, с.107].

         К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого и среднего предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. В государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий.


Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого и среднего предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение теоретических аспектов исследования позволило сформулировать следующие выводы.

Предпринимательская деятельность является экономической деятельностью, целью которой является систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания разного рода услуг и выполнения работ. К факторам предпринимательской деятельности относятся нематериальные активы, труд предпринимателя или привлеченные со стороны ресурсы.

Коммерческая деятельность представляет собой систему мероприятий, осуществляемых предпринимателем, предприятием с целью организации торговли и ее управления. Задачи коммерческой деятельности предприятия, как правило, предполагают организацию закупочной деятельности, деятельности по формированию ассортимента и стимулирование продаж товаров, услуг, работ.

Для российской рыночной системы характерны наличие предпринимательства, коммерция и конкуренция, удовлетворение спроса покупателей, получение реальной прибыли. Становление частной собственности наряду с развитием торговли создает основу для рынка товаров и рыночных отношений.

Зарубежная практика рыночного хозяйствования сформировала многообразную сеть торговых предприятий, которые классифицируются по виду и масштабу деятельности, показателям объема реализации товаров, уровню организации торговли и численности занятого персонала; предпринимательство и коммерция в США, Японии и Германии занимают ведущее место в мировой рыночной экономике, их опыт заслуживает внимания и представляет практический интерес; несмотря на стабильность, предпринимательская деятельность целенаправленно поддерживается государством и общественными организациями в зарубежных странах.

Предпринимательство в российской рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Сложившаяся отраслевая структура малого и среднего бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора экономики и инновационная деятельность, осуществляемая малыми и средними предприятиями, развиваются пока не в достаточной мере.


Анализ состояния малого и среднего бизнеса в российской экономике в целом свидетельствует о положительной тенденции развития малых и средних предприятий, однако отраслевая принадлежность для малых и средних форм является неравномерной.

Среди проблем можно сформулировать такие как отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными предприятиями. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Для реализации программ развития предприятий малого и среднего бизнеса необходимо сформулировать и законодательно закрепить правовые механизмы оказания финансово-кредитной, консультационно-информационной, имущественной, технической поддержки, поддержки внешнеэкономической деятельности.

Также существует необходимость совершенствования законодательства в области, регулирующей развитие предприятий малого и среднего бизнеса, расширение возможностей для малых предприятий по участию в различных проектах, в том числе путем предоставления им права выполнения соответствующих работ или услуг при одновременном использовании положительного опыта зарубежных стран в различных отраслях.

Анализ основных направлений совершенствования деятельности малых и средних фирм в современной российской экономике определил, что на настоящем этапе развития экономики в нашей стране наблюдается значительное расширение среднего и малого предпринимательства. На современном этапе особо важным является развитие кредитования малого и среднего бизнеса. К сожалению, в России система развития и поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы.

Опираясь на зарубежный опыт в качестве одной из прогрессивных и действенных форм поддержки малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование. Однако, опираясь на российскую специфику экономического развития целесообразно предложить, прежде всего, дебюрократизацию, и самое главное - оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2012 ФЗ № 302) // Российская газета 08.01.2014, № 238-239.
  2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // Российская газета от 14.11.2013, № 266.
  3. Басовский Л.Е. Микроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 224c.
  4. Белоусова И.Э. Микроэкономика: Базовый курс: Учебник для бакалавров / И.Э. Белоусова, И.В. Бубликова; Под ред. Г.А. Родина, С.В. Тарасова. - М.: Юрайт, 2013. - 263c.
  5. Блудов А. М. Зарубежный опыт регулирования предпринимательской деятельности: вопросы адаптации. // Социально- экономические явления и процессы. 2014. - №3-4- С.12-14
  6. Бунеева Р. И. Коммерческая деятельность: организация и управление / учеб. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013. – 350 с.
  7. Вечканов, Г.С. Микроэкономика: Учебник для вузов: Стандарт третьего поколения / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - СПб.: Питер, 2014. - 464c.
  8. Государственная политика и предпринимательство в США. // Экономика и упр. в зарубежных странах. - 2015. - № 9. - С. 86.
  9. Громыко В.В. Микроэкономика: Учебное пособие / В.В. Громыко, Г.П. Журавлева. - М.: ИЦ РИОР, 2014. - 159c.
  10. Гусейнов Р.М. Микроэкономика: Учебник для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2015. - 447c.
  11. Девятаева Н. В. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России / Н. В. Девятаева, И. В. Трифонова // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 317-320.
  12. Игнатова И.В. Государственное регулирование предпринимательства в России: основные направления. // Общество. Среда. Развитие. 2012. - №1. - С. 26
  13. Калинин А.В. Основные тенденции развития и характеристика малого и среднего бизнеса в России // Российское предпринимательство. — 2013. — № 1 Вып. 2 (176). — c. 30-35.
  14. Кирьянова Н.А. Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании // Экономика, предпринимательство и право. — 2014. — № 3 (14). — c. 3-10.
  15. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: КНОРУС, 2014. – 293с.
  16. Костинский В.С. Специфика государственного регулирования деятельности предпринимательских структур в современных условиях хозяйствования. // Социально-экономические явления и процессы . 2014. - №3- 4- С. 64-65.
  17. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики; Экономика – М.: Инфра-М, 2013. - 496c.
  18. Малый бизнес: Учебное пособие. / Под редакцией В.Я. Горфинкеля. – М.: Кнорус, 2015. – 295с.
  19. Мельников В.В. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Омега-Л, 2014. - 336c.
  20. Морозов В.А. Большая забота о малом предпринимательстве: зарубежный опыт поддержки предпринимательства. // Рос. предпринимательство. - 2015 . - № 8. - С. 81-88; № 10. – 48с.
  21. Пивоваров И.С. Организация международного предпринимательства. // Экономика XXI век. - 2014. - № 2. - С.83.
  22. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: Учебник для студентов вузов / Ю.В. Тарануха; Под общ. ред. проф., д.т.н. А.В. Сидорович. - М.: ДиС, 2013. - 608 c.
  23. Тарасевич Л.С. Микроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2013. - 543c.
  24. Чепуренко А.Ю. Что такое предпринимательство и какая политика в отношении предпринимательства нужна России? (Заметки на полях работ современных зарубежных классиков) // Журнал Новой экономической ассоциации, 2014, № 2. – 74с.
  25. Шлафман А.И. Организационно-экономические особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности. // Известия ИГЭА. 2014. - № 4 (66). - С. 44-50.
  26. Эгамкулов М.М. Государственная поддержка - важное условие активизации предпринимательской деятельности малых предприятий. 2013. - №2 (54) - С.104-109.
  27. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации http://gsk.ru
  28. Министерство экономического развития и торговли Российской федерации http://www.economy.gov.ru