Файл: История развития коммерческого предпринимательства в России и за рубежом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данная система функций предполагает реализацию определенных действий, при которых могут возникать коммерческие риски, представляющие собой возможные убытки. Соответственно субъекты коммерческой деятельности торгового предприятия, участвуя в различных процессах, должны уметь предвидеть коммерческие риски. Это объясняется тем, что заблаговременное выявление возможности коммерческого риска позволяет предотвратить его негативные последствия.

Сущность и содержание коммерческой деятельности предприятия определяются ее направлениями, к которым можно отнести следующие: выбор поставщика и закупка товаров, их хранение, планирование ассортимента, организация сбыта. Данные направления коммерческой деятельности предприятия сопровождают процесс товародвижения, представляющий собой путь, который товар проходит от его производителя (продавца) до конечного потребителя [16, с.65].

Учитывая, что коммерческая деятельность предприятия обеспечивает движение товара от производителя (продавца) до конечного потребителя, и, исходя из того, что главная цель коммерческой деятельности торгового предприятия не может быть достигнута без удовлетворения потребностей покупателей, приоритетным является эффективная ассортиментная политика. Поскольку для покупателя важен товар с определенными характеристиками торговому предприятию следует уделять особое внимание планированию ассортимента товаров. Необходимо обеспечить наличие нужного покупателю товара в нужном количестве и надлежащего качества.

Планирование ассортимента предполагает разработку соответствующей политики в области ассортимента товаров, реализуемых торговым предприятием. При этом необходимо, чтобы такая политика обеспечивала эффективную результативность коммерческой деятельности [12, с.26]. В этой связи большое значение в коммерческой деятельности торгового предприятия приобретает маркетинговый подход, в основе которого лежит маркетинг торговли, благодаря которому возможно четкое определение потребностей покупателей и их удовлетворение.

Таким образом, в современных условиях коммерческая деятельность играет значительную роль в функционировании предприятий, выступая основой их функционирования.

Коммерческая деятельность представляет собой систему мероприятий, осуществляемых предпринимателем, предприятием с целью организации торговли и ее управления.

Задачи коммерческой деятельности предприятия, как правило, предполагают организацию закупочной деятельности, деятельности по формированию ассортимента и стимулирование продаж товаров, услуг, работ.


1.3 История развития коммерческого предпринимательства в России и за рубежом

В становлении коммерческой деятельности российских предприятий нельзя не учитывать традиции российского предпринимательства, необходимо рассмотреть формы и этапы его развития.

Реальные предпосылки к предпринимательству в России появились в XVII-XVIII вв. Реформы 1861 г. создали определенные условия для функционирования частного предпринимательства путем образования рынка рабочей силы, акционерных обществ и финансово-кредитных предприятий [6, с.125]. Опорой предпринимательства и рыночного хозяйствования являлись административно-государственные методы.

Российское предпринимательство в этот период формировалось главным образом путем вытеснения крепостного вотчинно-дворянского хозяйствования, кустарных и мануфактурных предприятий фирмами разного рода деятельности.

В начале ХХ века в России ведущую роль играли акционерные общества и иные паевые формы предпринимательской деятельности. Акционерно-паевые фирмы доминировали в отраслях, дававших вместе 2/3 всей промышленной продукции. Наиболее доходным был акционерный капитал, помещенный в торговлю, сферу кредита и хлопчатo-бyмaжнoe производство [18, с.107].

Послеоктябрьский период, включая этап военного коммунизма, характеризуется антирыночной экономикой, насаждающей директивное распределение ресурсов и готовой продукции. Антирыночные тенденции в наибольшей мере проявлялись в сфере непосредственного производства и распределения, в меньшей - в сфере обмена и потребления.

Переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике (НЭП), основанной на частнопредпринимательской деятельности и рыночных принципах хозяйствования, был, во-первых, непоследовательным, во-вторых, рассматривался как вынужденнaя мера.

В результате осуществляемого в 1991 г. перехода на рыночные принципы хозяйствования с одновременным принятием основополагающих документов и регламентирующих актов в России стала развиваться предпринимательская деятельность. На смену монопольной государственной торговле пришло торгово-коммерческое предпринимательство, основанное на самоопределении, самоуправлении и независимости [18,с.111].


Переход к рыночной экономике не мог быть простым и безболезненным. Решить весь комплекс проблем, причем достаточно в короткие сроки, практически не представлялось возможным. В торговле сказывались пережитки прошлого, усугубляемые трудностями переходного периода.

Рассмотрим аспекты развития коммерции и предпринимательства в условиях рыночной экономики зарубежных стран. Предпринимательство и коммерция в зарубежных странах имеет огромное значение для экономического развития рынка товаров, поэтому они стимулируются и поддерживаются государством. Представляет интерес рассмотрение предпринимательства и коммерции в экономически развитых странах, таких, как США, Япония и Германия.

Стратегия американского предпринимательства нацелена на массовое производство и реализацию высококачественной и конкурентоспособной продукции. Предпринимательская деятельность породила малый бизнес. Причем в сфере малого бизнеса в настоящее время занято около 2/3 рабочих мест [19, с.203].

Япония по своему экономическому уровню, развития является второй страной после США. В настоящее время Япония стала общепризнанным центром научно-технического прогресса мирового значения. Она считается крупнейшим в мире кредитором; занимает ведущее положение во внутренней и внешней торговле. По отношению к совокупному валовому внутреннему продукту (ВВП) Европейского экономического сообщества ВВП Японии достиг 56,2%. Поэтому японская модель экономического роста пристально изучается экономистами других стран. В Японии сегодня функционирует 6,5 млн. малых предприятий, в которых работает более 40.млн. человек. Малые фирмы, занятые в торговле, представляют в основном вспомогательное производство, а также потребительскую кооперацию [19, с.205].

Особенности рыночной экономики стран Западной Европы сказались на развитии торговли в Германии. Преобладающей правовой формой предпринимательства в этой стране является «индивидуальная фирма», т. е. предприятие, находящееся в собственности одного владельца. Следует отметить, что, в Германии не принято обособлять средний бизнес от малого. Малый и средний бизнес трактуются как единое понятие «миттельштанд» (средний слой). В настоящее время в стране насчитывается около 90% малых и более 50% средних индивидуальных фирм. Малые торговые предприятия сохраняют устойчивые позиции по объему продажи продукции и в конкурентном соперничестве [19].

Исходя из хозяйственной и предпринимательской деятельности предприятий зарубежных стран можно заключить, что механизм рыночной экономики отрабатывался человечеством не один десяток лет и многие освоенные элементы предпринимательства и коммерции и по ныне используются на практике [17, с.68].


В сфере товарного рынка успешно функционируют те торговые компании и фирмы, которые соблюдают следующие принципы и условия: поддержание коммерческой политики с помощью целевых инвестиций, льготных кредитов и норм амортизации; изготовление товаров (оказание услуг), необходимых покупателям и высокого качества; производство товаров при затратах, позволяющих продавать их по ценам, обеспечивающим платежеспособность покупателей и получение прибыли; усиление конкуренции, направленной на развитие экономических процессов рынка.

Подводя итоги главы, необходимо сделать следующие выводы.

Предпринимательская деятельность является экономической деятельностью, целью которой является систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания разного рода услуг и выполнения работ.

К факторам предпринимательской деятельности относятся нематериальные активы, труд предпринимателя или привлеченные со стороны ресурсы.

Коммерческая деятельность представляет собой систему мероприятий, осуществляемых предпринимателем, предприятием с целью организации торговли и ее управления.

Для российской рыночной системы характерны наличие предпринимательства, коммерция и конкуренция, удовлетворение спроса покупателей, получение реальной прибыли. Становление частной собственности наряду с развитием торговли создает основу для рынка товаров и рыночных отношений. Несмотря на трудности и общую экономическую нестабильность, процесс становления коммерческого предпринимательства неуклонно продвигается.

Зарубежная практика рыночного хозяйствования сформировала многообразную сеть торговых предприятий, которые классифицируются по виду и масштабу деятельности, показателям объема реализации товаров, уровню организации торговли и численности занятого персонала; предпринимательство и коммерция в США, Японии и Германии занимают ведущее место в мировой рыночной экономике, их опыт заслуживает внимания и представляет практический интерес; несмотря на стабильность, предпринимательская деятельность целенаправленно поддерживается государством и общественными организациями в зарубежных странах.

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ


2.1 Количественная оценка показателей развития малого и среднего предпринимательства в России

Согласно данным о развитии малого и среднего предпринимательства Федеральной Службы Государственной Статистики РФ на 1 января 2017 г. на территории РФ действовало 2314,7 тыс. малых предприятий, в том числе микропредприятий и средних предприятий (табл. 1).

Таблица 1

Динамика количества и показатели деятельности малых и средних предприятий в РФ 2014-2016 годы, тыс. [27]

Показатели деятельности

2014г

2015г

2016г

Число малых и средних предприятий (на конец года), тыс.

1979,3

2117,6

2314,7

Число малых и средних предприятий в расчете на 10000 человек населения

69

73

80

Среднесписочная численность работников, (без внешних совместителей), тыс. человек

8045,2

8582,8

9239,2

Средняя численность внешних совместителей, тыс. человек

630,4

656,5

640,2

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. человек

258,1

229,3

277,9

Оборот малых и средних предприятий, млрд. руб.

9612,6

12099,2

15468,9

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

220,5

271,3

369,1

Опираясь на приведенные данные, можно утверждать, что динамика количества малых и средних предприятий имеет положительную тенденцию. Одним из положительных эффектов данного роста является повышение количества численности работников предприятий, что свидетельствует о повышении эффективности деятельности малого и среднего бизнеса в РФ.

Показатели количества малых и средних предприятий по федеральным округам РФ в 2016г. представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели количества малых и средних предприятий по федеральным округам РФ в 2016г. [27]