Файл: Построение организационных структур (Сущность организационных структур)..pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
1.1. Сущность организационных структур
1.2 Оценка эффективности организационной структуры управления персоналом организации.
1.3.Методы совершенствования организационной структуры управления персоналом организации.
2.2 Анализ трудовых ресурсов предприятия ООО «Гедзби»
2.3. Совершенствование организационной структуры ООО «Гедзби»
ВВЕДЕНИЕ
Особенности системы управления промышленными предприятиями на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Управление современными предприятиями, независимо от вида осуществляемой деятельности, а так же организационно-правовой формы требует от соответствующего руководителя все более и более высокого уровня владения необходимыми инструментами и методиками управления бизнес-процессами и функциями организации. Актуальностью темы, является процесс совершенствования организационной структуры предприятия в целях повышения конкурентоспособности на современном рынке.
Строение организации отражает ее структурная схема. Объединение организации в единое целое связано с использованием систем информации и механизмов связи, дополняющих ее структурную схему. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц. Однако она не учитывает такой фактор, как человеческое поведение, который влияет на порядок взаимодействия и его координацию. Именно поведение персонала определяет эффективность функционирования организационной структуры в большей мере, чем формальное распределение функций между подразделениями. Организационную структуру любой коммерческой фирмы следует рассматривать с учетом разных критериев.
Для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура управления, поэтому каждая организация сама должна строить структуру управления приемлемую только для нее. Структура организации – это логическая взаимосвязь и взаимозависимость уровней управления и подразделений, построенная в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационных структур управления могут быть как отдельные работники, так и службы, либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные связи.
Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений. Следствием этого нередко является замедление процесса управления.
В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: иерархический и органический.
Иерархический тип структуры имеет много разновидностей: линейно функциональная, линейно-штабная, дивизиональная структуры управления.
Разновидностями органического типа структур являются проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации управления.
Органический тип в отличие от иерархического представляет собой децентрализованную организацию управления, для которой характерны: отказ от формализации и бюрократизации процессов и отношений, сокращение числа иерархических уровней, высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом.
Каждый тип структуры применяется в определенных ситуациях и отвечает различным потребностям, служит инструментом, помогающим менеджерам в зависимости от требований ситуации сделать организацию более эффективной.
В процессе проектирования структуры организации выделяют три этапа: анализ действующей организационной структуры, проектирование организационных структур, оценка эффективности организационных структур.
Проектирование организационных структур управления осуществляется на базе следующих основных методов: аналогий, экспертного, структуризации целей и организационного моделирования.
Объектом курсовой работы является организация ООО «Гедзби», со своей структурой взаимодействия во внутренней и внешней среде.
Предметом курсовой работы является организационная структура ООО «Гедзби», ее взаимодействие, а также принципы командного менеджмента.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры.
Задачей работы является поэтапный анализ структуры ООО «Гедзби», выявление основных методов совершенствования организационной структуры управления, а также раскрытие понятия самой структуры управления и выявление рекомендаций усовершенствования организационной структуры.
Теоретико-методологическая база исследования. В качестве теоретической основы дипломной работы использованы работы: Бойдела Т., Дафта Р.Л., Файоля А., Фатхутдинова Р.А., Е.Л. Драчевой, Л.И. Юликова и др., статьи в периодических изданиях, интернет-ресурсы, а также материалы компании ООО «Гедзби».
Методы исследования. В данной дипломной работе были использованы: анализ, сравнение, наблюдение и др.
Структура работы. Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
1.1. Сущность организационных структур
Стратегическое управление персоналом представляет собой управление, формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации принимая во внимание все происходящие и предстоящие изменения в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе. Под конкурентоспособным трудовым потенциалом организации понимают способность ее персонала выдерживать конкуренцию по сравнению с персоналом (и их трудовым потенциалом) аналогичных организаций. Достичь конкурентоспособности можно при помощи высокого уровня профессионализма и компетентности, личностных качеств, инновационного и мотивационного потенциала персонала.
Посредством стратегического управления персоналом можно решить следующие задачи:
- обеспечение организации необходимым трудовым[1] потенциалом в соответствии с ее стратегией. Создание внутренней среды организации таким образом, что внутриорганизационная культура, ценностные ориентации, приоритеты в потребностях формируют условия и стимулируют воспроизводство и реализацию трудового потенциала и самого стратегического управления. Исходя из установок стратегического управления и создаваемых им конечных продуктов деятельности, можно решать проблемы, связанные с функциональными организационными структурами управления, в том числе управления персоналом. Возможность разрешения противоречий в вопросах централизации-децентрализации управления персоналом. Субъектами стратегического управления персоналом выступает отдел персоналом организации и вовлеченные по роду деятельности высшие линейные и функциональные руководители. Объектом стратегического управления персоналом является совокупный трудовой потенциал организации, динамика его развития, структуры и целевые взаимосвязи, политика в отношении персонала, а также технологии и методы управления, созданные на принципах стратегического управления, управления персоналом и стратегического управления персоналом. Стратегическое управление персоналом может быть эффективным только в рамках системы стратегического управления персоналом, которая способствует созданию структур, информационных каналов, а самое главное - формированию стратегии управления персоналом, ее реализации и контроля над данным процессом.
Разработка стратегии управления персоналом происходит по следующим этапам:
- анализ внешней и внутренней среды организации;
- формулирование целей деятельности организации; формулирование специфических целей деятельности по управлению персоналом
- разработка стратегических вариантов развития управления персоналом;
- создание отношений высших управленческих кадров;
- образование соответствующей организационной структуры служб управления персоналом; выработка критериев эффективности системы[2] управления персоналом; установление ограничений на функционирование системы.
Реализация стратегии управления персоналом является самой важной стадией процесса стратегического управления, целью которой является обеспечение скоординированной разработки и реализации стратегических планов структурных подразделений организации в целом и системы управления персоналом. Среди основных инструментов реализации стратегии управления персоналом можно выделить кадровое планирование, планы развития персонала, решение социальных проблем, мотивирование и вознаграждение.
Реализация стратегии управления персоналом включает два этапа:
Внедрение стратегии - предполагает разработку плана внедрения стратегии управления персоналом; разработку стратегических планов подразделений системы управления персоналом в целом; активизацию стартовых мероприятий по внедрению стратегии;
Стратегический контроль над реализацией стратегии управления персоналом и координация всех действий по результатам контроля. Цель данного этапа заключается в установлении соответствия либо отличия реализуемой стратегии управления персоналом состоянию внешней и внутренней среды. В случае отличия реализуемой стратегии управления персоналом состоянию внешней и внутренней среды необходимо наметить направления изменений в стратегическом планировании, выбрать альтернативные стратегии. Разработка собственной системы мотивации персонала - работа очень трудоемкая и кропотливая. Подготовка, проведение и внедрение займут много сил, времени, потребуют идей и финансовых вложений. Однако это очень важное дело, если управленец хочет, чтобы персонал компании выполнял работу в соответствии со своими правами и обязанностями, с принятыми руководителем решениями и поставленными задачами. Итак, мотивация персонала бывает двух видов - материальная и нематериальная. Материальная мотивация - это денежное вознаграждение сотрудников за выполненный в определенные сроки план или за успешную работу в целом. К системе материальной мотивации относятся:
- заработная плата, соответствующая нормальной оплате труда на рынке занятости, «белая» (это для многих людей является существенным при выборе работодателя);
- премии и бонусы (ежемесячные или разовые);
- штрафы и другие материальные санкции;
- доплаты - за питание, лечение в дорогостоящих клиниках, выслугу лет (одна из наиболее действенных надбавок, позволяющая удержать ценных сотрудников), выход на пенсию, доплаты к самим пенсиям, пенсионные накопления, за коммунальные и даже ритуальные услуги;
- компенсация оплаты проезда, части ссуды на приобретение жилья или автомобиля, персональные надбавки (за должность, звание или сложность и напряженность труда);
- подарочные сертификаты (всегда уместный и полезный подарок),
абонементы в спорт- и фитнес-клубы;
- дополнительные отпуска, спецодежда, подарки по случаю календарного праздника (23 февраля, 8 Марта, юбилей сотрудника);
- доля в прибыли;
- оплата оздоровительных и детских лагерей, домов отдыха, путевки заграницу.
Управление - это непрерывный процесс, который включает в себя контроль за деятельностью, учет основных технико-экономических показателей, их анализ и оценку и принятие обоснованных управленческих решений. Для того чтобы совершенствовать систему управления предприятием, надо понимать его структуру и основные цели. Обычно в рыночных условиях целями любого предприятия является максимизация прибыли, минимизация затрат, удовлетворение запросов потребителей, повышение уровня предприятия. Для совершенствования необходимо придерживать некого плана предприятия - стратегии. Стратегия предприятия, по большому счету, приходит к тому, что необходимо управлять экономикой на микроуровне. Для этого нужно строить определенную систему внутри предприятия, которая должна соответствовать неким функциям, таким как: направляющей – определение и объяснение целей и нахождение путей к их реализациям, координирующей – более менее точное ограничение необходимых ресурсов, согласование мнений всех лиц задействованных в производстве. Вторая функция наиболее тяжела для исполнения, т.к. чтобы достичь её, руководителю необходимо заинтересовать лиц, работающих на него, в непременном успехе и продвижении, в нужности и важности каждого в комплексе общего дела. Работников требуется мотивировать, а также помогать реализовывать им их возможности и способности, и развивать скрытый творческий потенциал. Чтобы добиться выполнения данной функции необходимо иметь представление о коллективе в целом и о каждом сотруднике в частности, брать в расчет их интересы, различая особенности каждого. Без такого хотя бы поверхностного знания невозможно качественно управлять предприятием.