Файл: Годовой бухгалтерский отчет: содержание и порядок его составления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Актив и пассив состоят из отдельных статей.

Статья бухгалтерского баланса – это показатель актива и пассива баланса, который характеризует отдельные виды имущества, источники его формирования, обязательства организации. Они сгруппированы в несколько разделов, объединяющих экономически однородные по своему составу группы средств. Статьи, размещенные в активе баланса, называются активными, в пассиве баланса – пассивными. Общий итог баланса называют его валютой.

Актив – это часть баланса, в которой отражается имущество организации по его составу и функциональной роли, т.е. показывает, в чем размещено имущество и какую функцию оно выполняет. [3, с. 325]

Актив состоит из двух разделов: внеоборотные активы и оборотные активы, которые располагаются в порядке возрастания ликвидности.

Внеоборотные активы представлены статьями: нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство и др. Такие статьи баланса, как основные средства, нематериальные активы оцениваются в балансе по их остаточной стоимости. Исключением являются земельные участки, другие объекты, по которым амортизация не начисляется. Долгосрочные финансовые вложения – это вложение денежных средств и иного имущества в другие хозяйствующие субъекты на срок более одного года.

Оборотные активы – это текущие активы сферы производства и обращения. Они представлены статьями: запасы, т.е. сырье и материалы, затраты в незавершенное производство, готовая продукция, товары отгруженные; денежные средства, дебиторская задолженности др.

Пассив – это часть бухгалтерского баланса, в которой представлены обязательства и капитал, т.е. источники образования имущества, и показывает откуда, от кого получено это имущество. Он состоит из трех разделов: капитал и резервы; долгосрочные обязательства; краткосрочные обязательства. В разделе III пассива баланса «Капитал и резервы» показаны самостоятельными статьями собственные источники образования активов: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, прибыль. В этом же разделе показывается сумма прибыли (непокрытого убытка). В разделе IV пассива баланса «Долгосрочные обязательства» показывается задолженность банкам по кредитам и займам, полученным от других организаций на срок более одного года. Раздел V пассива баланса «Краткосрочные обязательства» представлен несколькими видами краткосрочной задолженности: займы и кредиты на срок до одного года, кредиторскую задолженность с поставщиками и подрядчиками, по оплате труда персоналу организации, платежи в бюджет, государственным внебюджетным фондам и др.


В современных условиях бухгалтерский баланс является основным источником информации для значительного круга пользователей: инвесторы, налоговые службы, кредитные учреждения, органы государственного управления и др.

Когда предприятие имеет сложившиеся остатки на счетах с учетом всех необходимых корректировок на конец периода для заполнения Баланса, необходимо установить связь между отдельными статьями Баланса и счетами.

2.3 Пояснительная записка к балансу

Пояснительная записка к балансу - обязательная часть финансовой отчетности. Это регламентировано Положением бухгалтерского учета «Бухгалтерская отчетность организации». В этом документе раскрываются данные об учетной политике предприятия, необходимые для осуществления полноценного анализа всех показателей хозяйственной деятельности.

Отсутствовать пояснительная записка к балансу может только на малых предприятиях и в социально - ориентированных некоммерческих организациях, для которых не обязательны аудиторские проверки.

В документе содержатся:

  • общая информация о компании;
  • данные учетной политики;
  • полные сведения об активах и пассивах;
  • структура баланса;
  • оценка динамики прибыли;
  • сведения о доходах и расходах;
  • оценка деловой активности;
  • информация об аффилированных лицах;
  • сведения о событиях, произошедших после составления отчетности и многое другое. [7, с. 254]

Пояснительная записка к балансу включает сведения об организации:

  • полное наименование юридического лица;
  • организационно - правовая форма;
  • структура управления;
  • фактический и юридический адрес;
  • размер уставного капитала;
  • данные учредителей компании;
  • среднегодовая численность работников.

Все эти данные указываются в самом начале, а за ними следует пункт об учетной политике. Это очень важный раздел, поскольку без него данная записка является неполной и не соответствует требуемому формату. В нем раскрываются правила учета. Если в отчетном периоде они были изменены, то указываются все произошедшие изменения, а также причины их возникновения .

В третьей части содержится вся информация об основных средствах, запасах предприятия, а также данные по финансовым вложениям и займам. При наличии у компании средств, выраженных в иностранной валюте, они также указываются в этом разделе. Четвертый пункт пояснительной записки включает в себя анализ и оценку структуры баланса: коэффициент ликвидности, платежеспособности, рентабельности и т.д. Далее идет информация, которая раскрывает все источники доходов и расходов организации, в том числе и бартерные сделки.


Пояснительная записка к балансу может быть оформлена в свободной форме, поскольку не является элементом строгой бухгалтерской отчетности и предназначена для владельцев компании. Образец пояснительной записки к балансу можно найти в официальных приложениях к циркулярным письмам Министерства финансов. При этом не стоит путать записку с официальным объяснением к балансу, которое выполняется в табличной форме, определяется организацией самостоятельно.

Задача объяснений - дать расшифровку всех строк бухгалтерской отчетности.

Пояснительная записка - пример совмещенной в одном документе информации, наглядно демонстрирует все стороны и аспекты хозяйственной деятельности предприятия. В кратком изложении приводятся все основные данные. Этот документ одинаково полезен как для собственников предприятия, так и для действующих и потенциальных инвесторов.

2.4 Основные отчеты бухгалтерского учета

Отчет о финансовых результатах - это отчет о доходах, расходах и финансовых результатах деятельности предприятия. Содержание и форма отчета о финансовых результатах, а также общие требования к раскрытию его статей регламентируются Положением (стандартом) бухгалтерского учета.

В отчете о финансовых результатах сопоставляются доходы и расходы от осуществления различных видов деятельности предприятия, - операционной, финансовой и инвестиционной.

Операционная деятельность - это основная деятельность предприятия есть операции, связанные с производством или реализацией продукции (товаров, работ, услуг), которые являются главной целью создания предприятия и обеспечивают основную долю его дохода. К операционной также относятся другие виды деятельности, не являющиеся инвестиционной или финансовой деятельностью. [10, с. 328]

Содержанием инвестиционной деятельности является приобретение и реализация необоротных активов, а также финансовых инвестиций, которые не являются составной эквивалентов денежных средств.

Финансовая деятельность приводит к изменениям размера и состава собственного и заемного капитала предприятия.

С точки зрения предсказуемости выделяют также чрезвычайные доходы и расходы, образовавшиеся в результате чрезвычайных событий. Чрезвычайное происшествие - любое событие или операция, которая отличается от обычной деятельности предприятия, и не ожидается, что она будет повторяться периодически или в каждом следующем отчетном периоде.


Результатом деятельности предприятия является чистая прибыль или убыток, который соответственно увеличивает или уменьшает величину собственного капитала предприятия и отражается в балансе.

Отчет о движении денежных средств составляется в соответствии с требованиями стандартов бухгалтерского учета. Целью составления отчета о движении денежных средств является предоставление пользователям финансовой отчетности полной, правдивой и непредвзятой информации об изменениях, произошедших в денежных средствах предприятия и их эквивалентах за отчетный период.

Отчет о финансовых результатах показывает прибыльность деятельности предприятия, но не показывает поступление и выбытие денежных средств в результате этой деятельности. Причина здесь заключается в том, что отчет о финансовых результатах составляется согласно принципу начисления: доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств.

Для определения движения денежных средств в результате текущей деятельности предприятия необходимо трансформировать данные отчета о финансовых результатах согласно кассовому методу, по которому доходы и расходы признаются, если имели место поступления или уплата денежных средств.

Существуют два метода трансформации отчета о финансовых результатах для получения информации о движении денежных средств:

  • прямой метод, требующий корректировки каждой статьи отчета. Денежные поступления от реализации продукции уменьшают на суммы, израсходованные в связи с приобретением запасов, текущих расходов и т.д.;
  • косвенный метод, согласно которому трансформируется непосредственно сумма чистой прибыли.

Использование указанных методов приводит к одинаковым результатам.

Отчет о собственном капитале - отчет, отражающий изменения в составе собственного капитала предприятия в течение отчетного периода. Содержание и форма отчета о собственном капитале, а также общие требования к раскрытию его статей регламентируются стандартами бухгалтерского учета.

В международной практике распространены две концепции капитала:

  • финансовая концепция которая принята большинством предприятий при составлении финансовых отчетов. Согласно финансовой концепции капитал, такой как инвестированные средства или инвестирована покупательная способность, является синонимом чистых активов или собственного капитала предприятия;
  • физическая концепция, согласно которой капитал, такой как производственная мощность, рассматривается как производительность предприятия.

Приведенные концепции капитала приводят к следующим концепциям сохранения капитала:

  • сохранение финансового капитала, согласно которой прибыль зарабатывается, если только финансовая или денежная сумма чистых активов на конец периода превышает финансовую или денежную сумму чистых активов на начало периода после удаления каких-либо выплат собственникам или взносов владельцев в течение данного периода;
  • сохранение физического капитала - прибыль зарабатывается, если только физическая производственная мощность или производительность предприятия или ресурсы, необходимые для достижения такой мощности, на конец периода превышает физическую производственную мощность на начало периода после удаления каких-либо выплат собственникам или взносов владельцев в течение данного периода.

Заключение

Процесс бухгалтерского учета с технологической точки зрения состоит из этапов и операций, которые, безусловно, тесно связаны между собой. Однако особенности этих составляющих дают основания для обсуждения вопросов целостности и частности.

Под организационной формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность разновидностей функционирования системы сбора, регистрации и обработки учетной информации в соответствии с административным и методологическим подчинением. В зависимости от соотношения обоих факторов - административного и методологического - выделяют вообще три организационные формы:

  • централизацию;
  • частичную централизацию;
  • децентрализацию.

Целью составления баланса является предоставление пользователям полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом состоянии предприятия, его активы, капитал и обязательства на отчетную дату для принятия экономических управленческих решений.

Значение баланса:

  • это основа бухгалтерской отчетности о результатах хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за определенный период;
  • основной источник информации об имущественном и финансовом состояния субъектов хозяйствования;
  • информационная база для налоговых органов, кредитных учреждений и органов государственного управления имуществом;
  • информационное обеспечение для финансового планирования предприятия, контроля денежных потоков в соответствии с полученной прибылью.

Содержание бухгалтерского баланса составляют следующие его характеристики: