Файл: Годовой бухгалтерский отчет: содержание и порядок его составления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Начало работ по заполнению форм годового отчета объявляется приказом руководителя предприятия. Приказ готовит главный бухгалтер предприятия. В нем определяется срок начала работ по составлению отчетности, участие отдельных служб и отделов предприятия, должностные лица, ответственные за составление отчета.

Ответственным этапом организации работ по составлению годового отчета является заполнение отдельных форм отчетности. Составление каждой формы отчета поручается конкретному лицу. Формы отчетности составляются в определенные сроки. Однако первой всегда готовят форму «Баланс», поскольку с балансом связаны почти все формы годовой отчетности. Для организации всех этих работ составляется специальный график.

Годовой бухгалтерский (финансовый) отчет является важным отчетным документом, в котором, во-первых, в систематизированном виде отображается состояние выполнения планового задания в отношении основных направлений деятельности предприятия, а во-вторых, приводится состояние, на который вышло предприятие на конец года. Последняя информация используется как базовая для составления производственных заданий на последующие периоды. Годовые отчеты позволяют также учесть сложившиеся тенденции в развитии экономики каждого хозяйства, и на основании экономического анализа разработать комплекс мер по улучшению экономики предприятия и повышения эффективности хозяйствования.

Однако годовой отчет не дает исчерпывающей информации, необходимой для оценки деятельности предприятий и принятия управленческих решений. В частности, там не хватает информации о факторах, повлиявших на результаты производственной и финансово - хозяйственной деятельности предприятия, о том, к каким последствиям они привели. Этот недостаток устраняется в пояснительной записке к годовому отчету, составление которой предусмотрено действующим законодательством.

Содержание пояснительной записки к годовому отчету нормативными документами не регулируется, но в ней обязательно освещаются:

  • Основные факторы, повлиявшие на производственно - хозяйственные и финансовые результаты работы предприятия;
  • Финансовое и имущественное состояние предприятия;
  • Уровень оплаты уставного фонда учредителями предприятия и состояние расчетов с ними;
  • Порядок определения стоимости нематериальных активов, внесенных участниками в уставный фонд предприятия;
  • Порядок и дата рассмотрения и утверждения годового бухгалтерского отчета предприятия;
  • Сведения о намерении изменить на будущий год методологию отражения отдельных хозяйственных операций;
  • Официальный курс, по которому при составлении годового бухгалтерского отчета был осуществлен пересчет активов и пассивов в иностранной валюте в рубли;
  • Причины изменения вступительного баланса предприятия на начало года;
  • Сведения о результатах инвентаризации имущества, средств и расчетов. [7, с. 131]

Годовой бухгалтерский отчет предприятий до подачи в установленные адреса рассматривается и утверждается в порядке, установленном законодательством и учредительными документами.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется предприятиями не позднее 20 февраля следующего за отчетным года. Сроки представления бухгалтерской отчетности в указанных пределах устанавливает орган, к сфере управления которого относится предприятие, или учредители предприятия.

Датой представления бухгалтерской отчетности для предприятия считается день фактической передачи ее по принадлежности, а в случае почтового отправления с уведомлением о вручении адресату - дата его получения, указанная на штемпеле предприятия связи, обслуживающего адресата. Если конечная дата представления отчетности приходится на нерабочий день, то такой считаться дата первого после выходного дня.

Бухгалтерские отчеты подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия

1.3 Подготовка учетных данных для составления финансовой отчетности

Отчетным периодом составления финансовой отчетности является календарный год. Баланс предприятия составляется на конец последнего дня отчетного периода.

Промежуточная (месячная, квартальная) отчетность, охватывающая определенный период, составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Первый отчетный период вновь созданного предприятия может быть меньше 12 месяцев, но не может быть больше 15 месяцев. Отчетным периодом ликвидируемого предприятия является период с начала года до момента ликвидации. [10, с. 63]

Предприятия, учреждения составляют финансовую отчетность, которая должна содержать полную, правдивую и беспристрастную информацию о состоянии активов, обязательств и капитала и результаты деятельности. Для обеспечения этих и других требований к информации главный бухгалтер предприятия, учреждения должен организовать и исполнить завершающие работы перед составлением финансовой отчетности. Объем этих работ зависит от периода, за который составляется отчетность. Наиболее широкий объем этих работ проводится перед предоставлением годового финансового отчета. Последовательность этих работ такова:

  1. Изучение работниками бухгалтерий новых нормативно - правовых документов, изменений и дополнений в действующие Законы и нормативных документов, касающихся содержания, структуры и порядком составления и представления отчетности;
  2. Подготовка главным бухгалтером приказа об инвентаризации товарно - материальных ценностей, денежных средств и расчетов, определения рабочих инвентаризационных комиссий, сроков проведения и вынесения результатов инвентаризаций;
  3. Проверка и уточнение показателей периодической и годовой отчетности на предмет их сопоставимости. Необходимость такой проверки возникает в связи с тем, что отдельные законы и нормативные документы вводятся в действие не с даты их утверждения, а с начала предыдущих отчетных периодов, а также в связи со структурными изменениями на предприятии.

В современных условиях необходимо осуществлять переоценку активов.

Предприятие может переоценивать объект основных средств, если остаточная стоимость этого объекта существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса. Если осуществляется переоценка объекта основных средств, то на ту же дату следует провести переоценку всех объектов группы основных средств.

Не подлежат переоценке малоценные необоротные материальные активы и библиотечные фонды, если амортизация их стоимости осуществляется:

  • в первом месяце использования объекта в размере 50 % его стоимости и остальные 50 % - в месяце их изъятия из активов - списания с баланса;
  • в первом месяце использования объекта 100 % его стоимости. [8, с. 334]

Переоцененную первоначальную стоимость и сумму износа объекта основных средств следует рассчитать умножением соответственно первоначальной стоимости и суммы износа основных средств на индекс переоценки. Индекс переоценки определяется делением справедливой стоимости переоцениваемого объекта на его остаточную стоимость.

Сведения об изменениях первоначальной стоимости и суммы износа основных средств необходимо заносить в регистры их аналитического учета.

  1. Одним из условий обеспечения реальности данных является соблюдение принципа согласованности доходов и расходов, относящихся к отчетному периоду. Поэтому необходимо начислить соответствующие резервы, предусмотренные приказом об учетной политике, откорректировать те, которые были созданные, но не использованные в отчетном периоде, и их остатки не переходят на следующий финансовый год;
  2. Списать расходы будущих периодов, в части относящейся к отчетному периоду и отразить все доходы, которые способствовали получению прибыли отчетного года. Закрыть все операционные счета, которые имеют отношение к отчетному периоду;
  3. Завершить записи на счетах аналитического учета, сложить в необходимых случаях оборотные ведомости по отдельным субсчетам к синтетическим счетам. Такая работа необходима как для обеспечения достоверности данных, так и для заполнения форм отчетности;
  4. Завершить записи в Главной книге и составить по синтетическим счетам Главной книги сводную страницу Главной книги при журнальной форме учета для уверенности соблюдения двойной записи, или оборотно-сальдовую ведомость.;
  5. Заполнить финансовую отчетность по формам, предусмотренным Министерством финансов, включая Примечания и объясняют тельную записку к годовому отчету и по формам ведомственной отчетности;
  6. Рассмотреть и утвердить годовую финансовую отчетность в соответствии с учредительными документами предприятий, учреждений.

Глава 2 Годовой бухгалтерский отчет: содержание и особенности составления

2.1 Экономическая сущность и классификация баланса

Финансовая отчетность предприятия включает: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечания к отчетам. Для субъектов малого предпринимательства и представительств субъектов хозяйственной деятельности национальными Положениями (стандартами) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

Управление финансово - хозяйственной деятельностью предприятия требует своевременной и достоверной информации о состоянии и движении хозяйственных средств по составу и размещению, источникам формирования и целевым назначениям. Такие сведения можно получить с помощью бухгалтерского баланса. Слово «баланс» от французского означает веса, уравновешенность. [2, с. 405]

Баланс - это прием предоставления экономической информации, который достаточно широко используется в экономической работе. Это удобный наглядный метод, позволяющий охарактеризовать изучаемое явление с разных сторон в экономических исследованиях. Баланс может быть бухгалтерский и статистический.

Так, бухгалтерский баланс позволяет охарактеризовать ресурсы предприятия по составу и источникам их образования. Статистический баланс это учет использования отработанного и неотработанного рабочего времени по различным факторам. Баланс может быть предоставлен или в виде двусторонней таблицы - баланс финансового состояния предприятия, или в виде простой таблицы, где целое делится на составные части - баланс рабочего времени, баланс основных средств, рабочей силы. Бухгалтерский баланс обычно составляют в виде двусторонней таблицы, для статистического - характерно разложение целого на составные части.

В бухгалтерском балансе используют стоимостные показатели, а в статистическом - и стоимостные и натуральные. Баланс позволяет наглядно представить изучаемое явление, так как в балансе обычно сравниваются данные, полученные из разных источников. С помощью баланса можно показать связь между отдельными показателями в форме уравнения итогов, полученных в результате различных математических действий над показателями. Однако, для составления балансовой таблицы необходима высокая организация учетной работы, так как используют различные показатели, которые связаны друг с другом. Поэтому теоретически существуют различные виды таблиц, балансов, но на предприятиях и в производственной деятельности они используются редко - обязательным для предприятия является бухгалтерский баланс.


В бухгалтерском учете баланс является основной составляющей финансовой отчетности и является воплощением принципа непрерывности. Баланс характеризует состав средств предприятия и источников их образования на конкретную дату в денежной форме. Бухгалтерский баланс составляется в виде двусторонней таблицы, в которой средства предприятия характеризуются по их составу и источникам.

По составу средства предприятия в бухгалтерском балансе подразделяются на внеоборотные и оборотные, а по источникам - на собственные и обязательства, кроме того, еще выделяют - расходы будущих периодов и доходы будущих периодов.

Основная задача баланса - дать обобщенную информацию об активах и их источниках в стоимостном измерителе на определенную дату. Такая информация необходима как внутренним пользователям - менеджерам, специалистам, работникам предприятия, так и внешним - акционерам, кредиторам предприятия, налоговым службам для принятия решений.

Бухгалтерский баланс - способ обобщения данных о составе имущества субъекта деятельности по видам - составу и источникам образования на определенную дату в общем и стоимостном измерителе, как правило обычно на 1 - е число месяца. [5, с. 121]

2.2 Порядок составления бухгалтерского баланса

Активы организации участвуют в хозяйственном обороте непрерывно. При этом они постоянно изменяют свой состав и форму стоимости. Для руководства организацией необходимо знать, какими активами она располагает, из каких источников они получены, для каких целей предназначены. На эти вопросы дает ответ бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс – это способ обобщенного отражения и группировки по состоянию на отчетную дату в денежкой оценке активов хозяйствующего субъекта и источников их образования.

Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух частей: актива, где отражаются имущества и права организации, и пассивы – источники их образования. (Приложение А)

Баланс в переводе с французского означает равенство, весы в положении равновесия. В нем постоянно присутствует соответствие итогов актива и пассива:

Активы = Пассивы

Поскольку пассивы представляют собой капитал и обязательства, а активы – имущество и права, то вышеприведенное равенство можно представить:

Имущество + Права = Капитал + Обязательства (1)