Файл: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Прибыль – как экономическая категория
1.2 Виды прибыли, источники ее формирования и распределения
1.3 Основные направления роста прибыли
Глава 2 Анализ формирования и распределения прибыли ПАО « Росспиртпром»
2.2 Анализ формирования и распределение прибыли ПАО «Росспиртпром» в 2016-2018 гг.
ведение
Актуальность выбранной темы работы обусловлена влиянием финансового результата деятельности компании и его рентабельности на формирование финансовых ресурсов организации и в целом ее финансовой деятельности. В этой связи представляется наиболее актуальным разработать мероприятия по улучшению качества планирования прибыли и увеличить эффективность ее распределения.
Каждая компания строит свою деятельность исходя из перспектив устойчивого получения прибыли. Так как в мире бизнеса и конкурентной борьбы никто не застрахован от ошибок и появления конкурентов, нельзя заранее предсказать какова будет прибыль в будущем. А также будут ли удовлетворены собственники уровнем рентабельности предприятия. Поэтому степень эффективности управления финансами определяется не только значимостью полученных доходов (убытков), сколько устойчивостью получения прибыли.
Финансовый результат компании - это итог хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, который может выражаться в форме нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) предприятия.
Основная цель данной работы – исследовать источники формирования прибыли ПАО «Росспиртпром».
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
рассмотреть теоретические основы сущности прибыли;
рассмотреть виды прибыли, источники ее формирования и распределения;
выявить основные направления роста прибыли;
проанализировать организационно-правовую характеристику и основные показатели экономической деятельности ПАО «Росспиртпром»;
на примере ПАО «Росспиртпром» провести анализ источников формирования и распределения прибыли,
выявить перспективы развития предприятия.
Объектом исследования для данной работы будет являться деятельность ПАО «Росспиртпром».
Предмет исследования – источники формирования прибыли.
Глава 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Прибыль – как экономическая категория
В условиях рыночной экономики главную роль в системе экономических показателей играет прибыль. Она представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственнохозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие[1].
В деятельности любого субъекта хозяйствования в условиях рыночной экономики прибыль играет одну из основных ролей. Она является одним из основных источников финансирования деятельности предприятия, его инвестиционного и инновационного развития, средством стимулирования работников, а также формирования доходной части бюджетов различных уровней [2].
Еще в начале 2008 года деятельность большинства предприятий России характеризовалась ростом прибыльности, но в результате наступления мирового экономического кризиса многие компании завершите этот год с отрицательными финансовыми результатами, а некоторые из них, после окончательного объявления себя банкротами и вовсе прекратили свою деятельность. Особенно пострадали крупные фирмы, осуществляющие свое инвестирование за счет заемных средств банка в виде овердрафта или при помощи других способов кредитования субъектов хозяйствования.
Однако не один лишь кризис являлся причиной убыточности большинства предприятий, такой результат объясняется и существовавшим ранее низким уровнем экономической рентабельности, и неоптимальной структурой источников формирования прибыли. Такая структура в преобладающей части предприятий формируется не от операционной, а от других видов деятельности. Более 60% прибыли предприятия используется не на его развитие - капитальные инвестиции, а на текущее потребление.
В условиях рыночной экономики отдельные теоретические выводы и методический инструментарий относительно управления прибылью предприятий требуют уточнения и конкретизации. На сегодняшний день отсутствует единое понимание сущности прибыли, методологические основы системного управления прибылью предприятий, учет фактора риска в процессе формирования прибыли, усовершенствование методического инструментария распределения прибыли и контроля за ее использованием[3].
Исключительная значимость прибыли для самого предприятия и государства обуславливает значительный и постоянный интерес ученых и практиков. Теоретические и методические основы управления прибылью предприятий исследованы в работах современных отечественных экономистов и зарубежных ученых прошлого. Так. А. Смит рассматривал прибыль, во-первых, как результат труда работника, поскольку стоимость, которую он прибавляет к стоимости материалов, распадается на две части оплату его труда и прибыль предпринимателя: во-вторых - как результат функционирования капитала.
Д. Рикардо считал, что величина прибыли зависит от заработной платы: прибыть растет, если снижается заработная штата. Одним из главных факторов повышения прибыли является общественная производительность труда, которая, возрастая, обусловливает снижение стоимости рабочей силы.
По К. Марксу, прибыль - это превращенная форма прибавочной стоимости. Он обосновал положение, что новую, увеличенною стоимость создает живой труд.
По определению И. Шумпетера, предприниматели - это новаторы, которые разрабатывают новые технологии. Именно благодаря их вкладу в организацию производства увеличивается прибыль.
Мамедов рассматривает прибыль как превышение доходов от продажи товаров (услуг) над произведенными затратами (капиталом).
Прибыль как экономическая категория представляет собой денежное выражение стоимости реализованного чистого дохода, основную форму денежных накоплений хозяйствующих субъектов. Она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия, является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество проданной продукции, уровень ее себестоимости, состояние производительности труда.
В законодательстве России говорится, что прибыль является основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий. Предприятие осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность в целях получения прибыли (дохода).
Прибыль - один из основных источников финансовых ресурсов предприятий, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. За счет прибыли происходит формирование в значительном объеме бюджетных ресурсов государства, осуществляется финансирование расширения предприятий, материальное стимулирование работников, решение социально-культурных мероприятий и т.д. В этой связи в получении прибыли должны быть заинтересованы не только трудовые коллективы предприятий, но и государство в целом.
Мочерный С. В. считает, что прибыть - это главная цель деятельности капиталистического предприятия, которая реализуется в процессе производства и реализации товаров, и услуг с использованием наемного труда, деятельности самих предприятий, полученного синергетического эффекта от взаимодействия наемных работников со средствами производства, а также выражает определенную совокупность отношений экономической собственности при осуществлении названных видов деятельности и труда.
За счет отчислений от прибыли в бюджет создается основная часть финансовых ресурсов страны, местных и региональных органов власти, и от их роста в существенной мере находятся в зависимости темпы экономического развития государства, некоторых регионов, увеличения общественного богатства и в результате роста жизненного уровня населения. Прибыль являются разностью между суммой доходов и убытков, которые получена от различных хозяйственных операций. Собственно поэтому она определяет конечный финансовый результат деятельности фирмы.
Главным показателем прибыли, который используется для оценки производственно-хозяйственной деятельности является: балансовая прибыль, валовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, налогооблагаемая прибыль, прибыль, которая остается в распоряжении фирмы либо чистая прибыль. Потому как главную часть прибыли фирмы приобретают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли пребывает под взаимодействием различных факторов: изменения объема, качества, ассортимента, структуры произведенной и реализованной продукции, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов, себестоимости отдельных изделий.
Фирмы стремятся к стабилизации цен, прибыльности и рыночной позиции. Они стараются избегать снижения цен для того, чтобы не породить «войны цен». Фирма не идет на повышение цен, опасаясь, что слишком высокая цена может привлечь новых конкурентов из соседних рынков. И. наконец, показатель прибыли органически не может использоваться как объективный критерий перспективности бизнеса? Прибыль, как и относительные показатели типа прибыли на инвестированный капитал, измеряет результаты прошлой деятельности компании, но не ее будущий потенциал. Концентрация усилий на прибыльности как на первостепенной цели неизбежно порождает особый стиль руководства, ориентированный на краткосрочный успех, который готов положить долгосрочную конкурентоспособность компании на алтарь сиюминутной прибыли.
Менеджеры знают, как можно без особого труда поднять текущие доходы путем сокращения издержек, снижения затрат на разработку' нового продукта и поддержки товарной марки, ограничения инвестиций. На деле же большинство таких программ по улучшению прибыльности - не что иное, как разбазаривание активов компании. Вместо того, чтобы свидетельствовать о возросшем потенциале, быстрые успехи в доходах нередко говорят скорее о подрыве будущего развития компании.
В менеджменте существует так называемая организмическая теория, согласно которой компания сравнивается с живым организмом. И для компании, и для организма главные цели деятельности формируются в терминах выживания и развития. Прибыль сравнивается с кислородом, необходимым для поддержания жизнедеятельности живого организма. Однако получение кислорода человек не ставит как цель своей деятельности (здесь, правда, существует негласное предположение - кислород не является ограниченным ресурсом). Отсюда вытекает, что получение, максимизация прибыли - это, скорее, не цель, а условие достижения целей выживания и развития.
Таким образом, можно сделать вывод, в современных условиях увеличивается роль прибыли как объекта распределения, образованного в области материального производства чистого дохода между фирмами и государством, разными сферам народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между предприятиями и его работниками, между сферой материального производства и непроизводственной сферой.
Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства.
Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.