Файл: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По порядку своего формирования последовательно различают прибыль валовую, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль[4].

Валовой прибылью считается разница между выручкой от продажи товаров, работ и услуг за минусом НДС, акцизов и аналогичных платежей и себестоимостью товаров, работ и услуг.

Прибыль от продаж отличается от валовой прибыли на сумму управленческих и коммерческих расходов.

Прибыль до налогообложения зависит от разности доходов и расходов от операционной и внереализационной деятельности предприятия и является основой определения налогооблагаемой базы предприятия.

Чистая прибыль предприятия (нераспределенная прибыль) определяется как прибыль до налогообложения за минусом налога на прибыль.

По источникам прибыль делится на:

1) прибыль или убыток от продажи продукции, услуг, выполненных работ;

2) прибыль или убыток от продажи излишнего имущества;

3) прибыль или убыток от внереализационной деятельности[5].

Прибыль или убыток от продажи продукции, услуг, выполненных работ определяется как разница между величиной выручки от продажи продукции в текущих ценах (без учета НДС и акцизов) и суммой затрат на выпуск и продажу продукции, которые включаются в себестоимость.

Прибыль или убыток от продажи излишнего имущества рассчитывается как разность между действующей ценой за реализованные имущество, материальные ценности, которые принадлежат организации, и их первоначальной либо остаточной стоимостью.

Прибыль или убыток от внереализационной деятельности определяется как разница между доходами и расходами по внереализационным операциям, т. е. доходам и затратам, которые не связаны с выпуском продукции, услуг, выполнением работ, реализацией имущества. В состав доходов от внереализационной деятельности включаются: доходы от финансовых инвестиций в ценные бумаги, выданные займы, долевое участие в капитале иных компаний, сальдо полученных и выплаченных штрафов и т. п. В состав расходов — недостачи и убытки от потери материальных ценностей по итогам ревизий и инвентаризаций, убытки прошлых лет, списание безнадежной дебиторской задолженности и т. п.

Общая сумма видов прибыли, классифицированных по источникам формирования, в прежней финансовой отчетности именовалась балансовой прибылью. В современной экономической литературе наиболее близкое к ней понятие — “прибыль до налогообложения” (общей бухгалтерской прибыли).


По видам деятельности выделяют: прибыль от обычной деятельности (ее еще называют операционной прибылью), прибыль от инвестиционной деятельности и прибыль от финансовой деятельности. Такая классификация видов прибыли связана с разделами формы № 2 и важна для анализа уровня и финансовых результатов по данной отчетности, а также анализа экономической и финансовой рентабельности.

Оценка динамики и структуры показателей прибыли, а также анализ финансовых результатов деятельности предприятий производятся обычно на базе оценки перечисленных видов прибыли и структуры составляющих те или иные виды прибыли доходов и расходов. Положительные либо отрицательные выводы об объемных и структурных изменениях прибыли делаются на основе ее факторного анализа. Соотношение прибыли от продаж, внереализационных и прочих доходов, их влияние на общую величину прибыли дает основание делать выводы о резервах роста прибыли предприятия.

Существует также классификация прибыли по характеру ее использования. Такое разделение обычно имеет отношение только к той части прибыли, которая называется чистой (или прибылью-нетто) и связана с направлениями использования заработанной предприятием в отчетный период суммы прибыли.

Н. А. Русак и другие в работе, посвященной анализу хозяйственной деятельности в промышленности, рассматривают понятие «конечный финансовый результат», под которым понимается прибыль, представляющая «…собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом». Авторами выделяются следующие показатели прибыли:

1. Прибыль до налогообложения.

1.1. Прибыль от продажи продукции (товаров, работ, услуг).

1.2. Прибыль от прочей реализации.

1.3. Доходы и расходы от внереализационных операций (внереализационные результаты).

1.3.1. По ценным бумагам и от долевого участия в совместных компаниях.

1.3.2. Штрафы, пени, неустойки, уплаченные и полученные.

1.3.3. Прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в текущем году.

1.3.4. Поступления долгов и дебиторской задолженности.

1.3.5. Поступления от других организаций и компаний финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения и др.

2. Прибыль до налогообложения.

3. Льготная (необлагаемая налогом) прибыль.

4. Остающаяся в распоряжении компании прибыль.

5. Чистая прибыль[6].

Таким образом, существует огромное количество классификаций прибыли. Потому как основную часть прибыли предприятие приобретают от реализации произведенной продукции, сумма прибыли пребывает под воздействием огромного количества факторов: изменения объема производства, качества, ассортиментной политики, структуры выпущенной и проданной продукции, политики цен, себестоимости отдельных изделий, эффективности использования производственных ресурсов.


1.3 Основные направления роста прибыли

На современном этапе эффективность деятельности предприятий характеризуется относительной доходностью или доходностью, которая определяется показателем рентабельности - то есть соотношением прибыли с затратами. Финансовое состояние предприятия необходимо систематически и всесторонне оценивать с использованием различных методов, приемов и методик анализа. Неэффективность использования финансовых ресурсов приводит к низкой платежеспособности предприятия и, как следствие, к снижению рентабельности.

Рентабельность предприятия напрямую зависит от его прибыли. Для получения максимальной прибыли предприятие должно наиболее полно использовать ресурсы, находящиеся в его распоряжении. Увеличение выпуска снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Ну, а кроме этого, дополнительное производство рентабельной продукции уже само по себе дает дополнительную прибыль. Таким образом, при увеличении выпуска и, соответственно, реализации рентабельной продукции увеличивается прибыль в расчете на единицу продукции, а также увеличивается количество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой увеличивает общую сумму прибыли. Вследствие этого, увеличение рентабельной продукции, выпускаемой при условии ее реализации, дает значительный прирост объема прибыли.

Исходя из данных, обработанных нами литературных источников можно сделать вывод, что чем быстрее оборачивается капитал, тем больше рентабельность. Чтобы повысить показатель рентабельности, нужно сократить все расходные статьи, а именно: уменьшить транспортные расходы, наладить систему сбыта; повысить производительность труда; предприятию необходимо сократить затраты на производство и реализацию продукции. Необходимость улучшения эффективности управления, повышения прибыльности труда, эффективности производства, конкурентоспособности предприятия требует проведения реструктуризации предприятия. Реструктуризация в широком смысле предполагает комплексность изменений, а не изменение только одной сферы функционирования; является постоянным инструментом управления, а не реализации одноразовой цели; может включать имущественные преобразования она может быть направлена на смену; подлежит модификации и корректировке в ходе реализации. Она может быть направлена на изменение имущества, структуры производственной программы, структуры привлеченного капитала, активов, доходов и расходов, структуры персонала, информации или других структур.


Оптимизация структуры капитала является одной из наиболее важных и сложных задач, решаемых в процессе финансового управления. Оптимальная структура капитала представляет собой такое соотношение использования собственных и заемных средств, при котором обеспечивается наиболее эффективная пропорциональность между коэффициентом финансовой рентабельности и коэффициентом финансовой устойчивости предприятия, т.е. максимизируется его рыночная стоимость.

Пути повышения экономической эффективности[7]:

− ускорение научно-технического прогресса - это ускорение осуществляется через укрепление материально-технической базы. Это укрепление обеспечит рост производительности труда и одновременно является путем повышения экономической эффективности деятельности предприятий;

− рациональное использование материальных, энергетических, трудовых ресурсов, которое подразумевает переход предприятий на ресурсосберегающие технологии, уменьшение затрат на производство единицы всех видов продукции, что само собой снижает себестоимость продукции.

− совершенствование организации труда и производства. Необходимо ввести систему материальной и моральной мотивации,

− усовершенствование системы управления предприятием;

− повышение качества работ и услуг.

Эффективное использование оборотных средств является важной задачей для предприятия и должно обеспечиваться ускорением их оборачиваемости на всех стадиях кругооборота.

Основными направлениями улучшения использования оборотных фондов являются:

1. Сокращение материальных запасов на складах предприятия за счет уменьшения сверхнормативных запасов сырья, материалов, инструмента; улучшение организации складского хозяйства, сокращение длительности интервалов поставок, уменьшение норм расхода материалов на единицу продукции;

2. Сокращение цикла производства продукции в результате внедрения новой техники и технологии, повышения производительности труда, обеспечение ритмичности выпуска продукции и повышения сменности производства;

3. Рациональное использование материальных ресурсов и снижение материалоемкости продукции на основе экономически обоснованного выбора материальных ресурсов и повышения коэффициента их использования, комплексное использование сырья (вместе с вторичной) и отходов;

4. Повышение оборачиваемости материальных ресурсов.

В конкретных условиях производства и сбыта каждое предприятие самостоятельно выбирает наиболее приемлемые пути ускорения оборачиваемости оборотных средств, что позволяет сэкономить значительные суммы и увеличить объем производства и реализации продукции без привлечения дополнительных финансовых ресурсов.


Таким образом, обосновав предложены пути повышения эффективности использования оборотных средств на предприятии, которое исследуется, можно сделать вывод, что предложенные пути создадут резервы для улучшения эффективности нематериальных активов, которые позволят обеспечивать бесперебойное снабжение и реализацию продукции с меньшей суммой оборотных запасов и привлеченных источников.

Глава 2 Анализ формирования и распределения прибыли ПАО « Росспиртпром»

2.1 Организационно-правовая характеристика и основные показатели экономической деятельности ПАО «Росспиртпром»

Компания «Росспиртпром» была создана в 1997 году, благодаря продуманной и взвешенной экономической политике Российской Федерации. В сложный переходный период социально-экономической и правовой нестабильности были созданы предпосылки для сохранения, развития и модернизации производственных мощностей, сохранения рабочих мест и полного удовлетворения потребности населения в безопасной и качественной ликероводочной продукции.

Сегодня в ПАО «Росспиртпром» входят 2 спиртовых, 4 ликероводочных заводов России, а также винзавод в Казани. Оптовая реализация продукции компании «Росспиртпром» в настоящее время происходит через дистрибьютора - ООО «Алкоторг».

Основной целью ПАО «Росспртпром» является получение прибыли.

Цели, определенные Концепцией:

обеспечение технико-экономических преимуществ спиртовых и ликероводочных заводов «Росспиртпрома» по отношению к конкурентам,

совершенствование системы сбыта,

вывод алкогольной продукции Объединения на внешний рынок в регионы Российской Федерации и за ее пределы,

обеспечение полной загрузки мощностей спиртовых заводов путем реализации части этилового спирта на производство добавок к моторному топливу.

Главной задачей предприятия является изучить и удовлетворить запросы потребителей. Она направлена на следующие сегменты рынка: