Файл: Налоговый учет по налогу на имущество организаций (Теоретические основы налогового учета налога на имущество).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сущность налога составляет изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства внутреннего валового продукта. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Налоговые отношения являются составляющей частью финансовых отношений. С их помощью происходит: формирование фондов денежных средств государства, необходимых ему для выполнения соответствующих его функций; перераспределение национального дохода; регулирование и стимулирование экономики.

Налог — единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

Предлагаемое определение подчеркивает прерогативу законодательной власти устанавливать налоги. Взимание на указанных началах любого платежа, как бы он ни назывался (повинность, взнос, сбор, такса и т.п.), является неправомерным, если он не установлен законом. В сфере налогообложения исполнительная власть связана законом сильнее, чем в сфере управления.

Определение исходит из того, что плательщиком налога является собственник, а не гражданин. Уплата налога — социальная обязанность, вытекающая из права частной собственности. Посредством уплаты налога частная собственность служит интересам общества.

Актуальность данной курсовой работы связана с тем, что предприятия в условиях рыночных отношений имеют хозяйственные связи с другими предприятиями, а также обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах. Четкая организация налогового учета способствует правильной и своевременной уплате налогов и сборов в бюджет.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «ТД «ВладМиВа».

Предметом исследования является ведение налогового учета на предприятии и налоговая отчетность по налогу на имущество.


Целью данной курсовой работы является рассмотрение на примере предприятия ООО «ТД «ВладМиВа» порядка ведения налогового учета и предложения по его улучшению.

Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи:

- определить сущность, структуру и организацию налогового учета;

- охарактеризовать основные процедуры налогового учета;

- рассмотреть особенности ведения налогового учета на предприятии ООО «ТД «ВладМиВа».

В качестве теоретической основы изучения применялись труды и учебные пособия российских авторов, таких как Савицкая Г.В., Сушкевич А.Н., Анищенко А.В, Пансков В.Г. и др.

Методологической базой исследования послужил диалектический метод научного познания, предполагающий исследование процессов и явлений в их комплексе, взаимосвязи и динамике.

Структура курсовой работы соответствует целям и задачам исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Теоретические основы налогового учета налога на имущество

1.1.Теоретические основы налогового учета

Налог на имущество предприятий относиться к региональным налогам. Рассмотрим более подробно эволюцию региональных налогов. Имущественный налог в России в ранее существовавшей государственной системе налогов и сборов взимался с различного рода имущества, находящегося в основном в личной собственности. [15; c.2] Налогом облагалось недвижимое имущество по внешним признакам и твердым нормам доходности с применением кадастра (реестра), содержащего сведения об оценке имущества и средней доходности объектов.

Налог на имущество имел большое значение в доходах государственной казны России. Во-первых, этот налог был удобен для бюджета. Он обеспечивал заранее гарантированную долю поступлений в государственную казну от всех собственников независимо от уровня экономической деятельности, то есть от получения доходов от использования имущества в предпринимательской деятельности [27, с. 18].


Во-вторых, при одинаковых ставках налога, определенных для отдельных видов имущества, этот налог давал производителю определенные выгоды. При владении равными производственными ресурсами, но более эффективном их использовании и одинаковых налоговых платежах выигрывали те производители, которые выпускали больше продукции (то есть имели более высокую производительность труда). За счет этого фактора увеличивались доходы производителей. [28;c.35] Следовательно, повышались доходы государственной казны в результате увеличения поступлений от налогообложения доходов производителей.

Налог на имущество стимулировал освобождение предпринимателей от излишних и неэффективных материальных ресурсов. Это привело к пополнению рынка дополнительными объектами купли-продажи. В условиях инфляции это задерживало обесценение излишних денег [41, с.21].

Производитель в связи с неэффективным использованием имущества получал низкие доходы. Это стимулировало перераспределение имущества в руки предприимчивых людей, которые могли использовать его в своих интересах и, как следствие, в интересах общества в целом.

До Октябрьской революции в России существовал поимущественный налог в форме общегосударственного промыслового налога с недвижимого имущества в городах, поселках и деревнях. В период новой экономической политики (1921 год) был введен промысловый налог в форме первого денежного налога, который включал патентный и уравнительный сборы. Патентный сбор оплачивался лицами при получении патента на открытие промысла или торговой деятельности. Уравнительным сбором облагался оборот предприятия в размере 3 процентов. Позднее ставки били дифференцированы от 0,25 до 6 процентов в зависимости от вида хозяйственной деятельности. В 1928 году оба сбора объединили в один промысловый налог, который в результате налоговой реформы 1930-1932 годов, был сохранен для частных предприятий, а затем заменен налогом с оборота) [34, с.55].

С конца 70-х годов имущество предприятий облагалось в форме платы за производственные фонды. Объектом налогообложения являлись основные промышленно-производственные фонды и нормируемые оборотные средства. Плата за фонды рассчитывалась на год и на каждый квартал (плата за квартал составляла 1/4 годовой нормы).

На основании статьи 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с 1 января 1992 года в России был введен налог на имущество предприятий.

В начале становления налоговой системы России Законом № 2030-1 было предусмотрено налогообложение имущества в его стоимостном выражении, находящегося на балансе предприятия и представляющего собой совокупность основных и оборотных средств и финансовых активов.


Введение налога на имущество предприятий было обусловлено рядом факторов. Во-первых, нужно было вызвать заинтересованность предприятий в реализации неиспользуемых материальных ценностей (излишних запасов сырья, материалов, неиспользуемых зданий, сооружений, оборудования), которые пополнили бы рынок данными товарами.[16;c.74]

Во-вторых, способствовать более эффективному использованию действующего основного капитала и финансовых активов, за которые надо платить налоги.

Ощутимые налоговые платежи должны были заставить предпринимателей избирательно относиться к покупке имущества, необходимого для осуществления именно предпринимательской деятельности.[28;c.22]

В-третьих, законодательством были предусмотрены многочисленные льготы по налогу на имущество предприятий. Следовательно, налог на имущество предприятий должен был способствовать развитию предпринимательской деятельности, производства товаров народного потребления, малого предпринимательства, сельского хозяйства и производства сельскохозяйственной продукции.

Например, от уплаты налога на имущество предприятий освобождались [34, с.112]:

- предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию;

  • в первые два года - вновь созданные предприятия;
  • научные организации, организации культуры и образования.

При этом льготы по налогу на имущество предоставлялись независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности предприятий и организаций.

Важным фактором являлось также то, что налог на имущество предприятий должен был стать стабильным источником пополнения регионального бюджета.

В 1992-1993 гг. объектом налогообложения в соответствии с Законом № 2030-1 являлось имущество, представляющее собой совокупность основных и оборотных средств и финансовых активов, включая расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги.

В связи с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» налогом на имущество стали облагаться основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты.

Из-за отрицательной практики работы по налогообложению денежных средств Федеральным законом от 25 апреля 1995 г. № 62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» исчисление налога с финансовых активов, в том числе денежных средств, было отменено.

Таким образом, до 1 января 2004 года объектом налогообложения налогом на имущество предприятий признавались:


  • основные средства,
  • нематериальные активы,
  • запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Понятие «налоговый учет» впервые определено во 2 части Налогового кодекса, а конкретно в 25 главе «Налог на прибыль организаций».

Согласно статье 313 НК РФ налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством.[2, 430c.]

Налоговый учет служит для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения налогами и сборами хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также для обеспечения внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.[19;c.71]

Система налогового учета должна быть организована налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть она применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Порядок учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения изменяется налогоплательщиком при изменении законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.[15, 87c.]

Если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.[21;c.107]