Файл: Налоговый учет по налогу на имущество организаций (Теоретические основы налогового учета налога на имущество).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы налогового учета налога на имущество
1.1.Теоретические основы налогового учета
1.2. Структура и состав совокупности налоговых регистров
2.Порядок расчета налога и уплаты налога на имущество в бюджет на примере ООО «ТД«ВЛАДМИВА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика
2.2. Особенности организации налогового учета амортизируемого имущества в ООО «ТД «ВладМиВа»
3. Перспективы дальнейшего развития налога на имущество организаций
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
- наименование регистра;
- период (дату) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.[2, 432c.]
Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим налоговым законодательством.[34;c.12]
В отличие от бухгалтерского учета, где все регламентировано, налоговое законодательство предоставляет организации возможность самостоятельно решить, как вести налоговый учет. При этом существует два основных способа ведения налогового учета:
- налоговый учет на основе бухгалтерского учета;
- автономный налоговый учет.
Все данные, составляющие систему налогового учета на предприятии, формируются на основании первичных учетных документов. Данные первичных документов группируются в соответствии с требованиями налогового законодательства в специально разработанных аналитических регистрах налогового учета, представляющих собой сводные формы систематизации данных без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
1.2. Структура и состав совокупности налоговых регистров
Все налоговые регистры условно можно разделить на 5 групп:
1. Регистры промежуточных расчетов
2. Регистры учета состояния единицы налогового учета
3. Регистры учета хозяйственных операций
4. Регистры формирования отчетных данных
5. Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями[23,45c]
Смысл такой структуры кроется в намерении организовать «движение» данных от минимального до максимального уровня обобщенности. То есть, начиная с их «чернового» - предварительного - объединения, степень систематизации все время увеличивается, вплоть до данных, которые объединены настолько, что практически готовы к занесению в налоговую декларацию.
Сразу необходимо отметить, что группа учета целевых средств некоммерческими организациями стоит особняком, поскольку это и совершенно специфический объект налогового учета, и абсолютно особая группа субъектов - юридических лиц, для которых учет указанных объектов является стандартной и основной операцией. [18,55c.]
Для того чтобы объяснить функцию регистров промежуточных расчетов, разработчикам системы налогового учета потребовалось ввести еще одно понятие. «Промежуточными показателями» названы те показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в декларации, то есть их значения участвуют в формировании отчетных данных либо не в полном объеме (через специальные расчеты) либо в составе иного, обобщающего, показателя. [11, 54c.]
Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые влияют на величину налоговой базы в конкретных периодах. Обращает на себя внимание факт отсутствия специальной группы регистров для отражения информации об остальных двух разновидностях объектов налогового учета (имуществе и обязательствах).[12;c.22]
В отношении этих объектов разработчики предложили налогоплательщикам самостоятельно сформировать дополнительные налоговые регистры. В то же время, хозяйственные операции в предлагаемой системе налогового учета непосредственно связаны только с фактом изменения права собственности (его утратой или получением) на объекты гражданских прав. То есть, исходя из всего изложенного в отношении данной групп регистров, остается признать, что данная группа является неким «полуфабрикатом», образцом для дальнейших самостоятельных изысканий налогоплательщиков в сфере организации налогового учета.
Группа регистров промежуточных расчетов наиболее обширна по количеству регистров и регистров-расчетов.
Все регистры, входящие в данную группу, можно условно разделить на несколько подгрупп:
- общего назначения (формирование стоимости объекта учета);
- по учету внеоборотных (нематериальных) активов;
- формирующие данные об учете и движении товарно-материальных запасов;
- формирующие данные о задолженностях предприятия;
- отражающие операции по страхованию работников;
- по гарантийному ремонту;
- по расходам на ремонт;
- по учету уступки прав требования.
Регистров учета состояния единицы налогового учета в соответствующей группе тоже достаточно много. Однако, в отличие от предыдущей группы, здесь достаточно легко усматривается привычная структура изложения информации об активах. Такая структура характерна, в частности, для бухгалтерского баланса: от внеоборотных активов к оборотным, включая расходы будущих периодов, далее - по видам задолженностей (дебиторская, кредиторская, обособленно - с бюджетом и по штрафным санкциям), следом приводятся данные о резервах (по сомнительным долгам и по гарантийному ремонту).[35;c.3]
Перечень регистров учета хозяйственных операций достаточно краток. Однако если регистры учета приобретения и выбытия имущества в заявленную функцию группы вписываются полностью, то в отношении поступления (расхода) денежных средств, а также сумм начисленных штрафных санкций, расходов на оплату труда и начисления налогов, включаемых в состав расходов, это утверждение будет не вполне корректным.
Что касается группы регистров учета целевых средств некоммерческими организациями. Некоммерческие организации должны вести по целевым средствам всего три регистра: регистр поступлений (что получено), регистр учета их использования (что куда направлено) и регистр нецелевого использования (если какие-то средства использованы не по назначению).
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. Данные налогового учета группируются в регистрах путем непрерывного отражения в хронологическом порядке объектов учета.[2, 433c.]
Характеристика налога на имущество организаций
Налог на имущество организаций установлен на территории Российской Федерации с 1 января 1992 г. Федеральным законом от 13.12.91 № 2030-1 в качестве регионального налога. Налог на имущество предприятий вводится на соответствующей территории законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации, они же устанавливают конкретные ставки налога, дополнительные, сверх предусмотренных федеральным законом, льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. В соответствии с Налоговым кодексом этот налог, а также налог на имущество физических лиц и налог на землю должны в перспективе быть заменены налогом на недвижимость. Решения о такой замене будут приниматься законодательными (представительными) органами субъектов Федерации.
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций определен Налоговым кодексом РФ в части второй, гл. 30.
Налогоплательщиками налога на имущество организаций являются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.[17;c.65]
Объектом налогообложения признается:
- для российских организаций – движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета;
- для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории РФ через постоянные представительства, - объекты недвижимого и движимого имущества, относящиеся к основным средствам;
- для иностранных организаций, не осуществляющих свою деятельность на территории РФ через постоянные представительства, - находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности.[22;c.44]
Не признаются объектом налогообложения земельные участки, водные объекты, другие природные ресурсы, а также имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и используемое ими для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка.
Налоговая база устанавливается как среднегодовая стоимость имущества, определяемая исходя из его остаточной стоимости.
Налоговая база определяется отдельно в отношении:
- имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации),
- имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс,
- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения), или постоянного представительства иностранной организации,
- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации,
- в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения,
- имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Налоговая база уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (кроме системы централизованной заправки самолетов, космодрома). Это положение не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года.
Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Предельный размер налоговой ставки составляет 2,2% налогооблагаемой базы. Установление дифференцированных размеров налоговых ставок по отдельным категориям как имущества, так и налогоплательщиков отнесено к компетенции органов субъектов РФ.[9, 67c.]
Сумма налога исчисляется по итогам календарного года как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Для уплаты налога в бюджет эта величина уменьшается на сумму фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется и уплачивается по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и среднегодовой стоимости, определенной за отчетный период. При этом законодательный орган может разрешить отдельным категориям налогоплательщиков не исчислять и не уплачивать авансовые платежи в течение налогового периода.[16;c.67]
Отдельный порядок исчисления и уплаты налога установлен в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных вне места нахождения организации или ее обособленного подразделения. Налоги счисляется отдельно и в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Налог и авансовые платежи подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
Исходя из выше сказанного, мы узнали, что в течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи, если законом субъекта не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога за год. Так же налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество в срок не позднее 30 дней с даты окончания отчетного периода.
По окончании налогового периода налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию по налогу в срок не позднее 30 марта следующего года.[18, 98c.]