Файл: Особенности услуг ресторана быстрого питания (ПОНЯТИЯ И ВИДЫ РЕСТОРАНОВ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ)).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 311
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И ВИДЫ РЕСТОРАНОВ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ
1.1 История возникновения и развития рынка быстрого питания
1.2 Особенности и характерные черты, присущие предприятиям быстрого питания
1.4 Общие принципы проектирования и варианты планировочных решений предприятий быстрого питания
1.5 Роль сегмента фастфуда в структуре рынка общественного питания
ГЛАВА 2. Особенности услуг ресторана быстрого питания на примере «Макдоналдс»
2.2 Особенности услуг ресторана «Макдональдс»
Для крупных сетевых брендов, таких как Макдоналдс, Ростик’с КFC, Sbarro, Теремок, крошка-картошка и т.д., как правило, предоставляются скидки по арендной плате и приоритет в выборе места при строительстве новых многофункциональных зданий. При этом проектированием, отделкой помещений, монтажом оборудования, оформление залов в фирменных цветах бренда занимаются сотрудники специального отдела по развитию. [4, с. 65]
Такой подход обеспечивает эффективное использование площадей и унификацию планировочных решений, удовлетворяющих стандартам компании.
При подборе оборудования учитываются требования высокой производительности при минимальных габаритах, высокое качество, надежность, удобство в работе и простота санитарной обработки.
1.5 Роль сегмента фастфуда в структуре рынка общественного питания
Фастфуд - это самый большой сегмент рынка общественного питания в России. Это неудивительно: современный ритм жизни диктует свои правила питания-клиенты заведений хотят питаться быстро, дешево и вкусно.
В 2006 году мировой рынок фастфуда вырос на 4,8% и достиг стоимости 102,4 млрд фунтов стерлингов, а объем сделок-80,3 млрд. Только Mcdonald'S имеет филиалы в 126 странах на 6 континентах и управляет более чем 31 000 ресторанами по всему миру. [25]
Одним из примеров экспансии Mcdonald's в мировом масштабе стало ее внедрение на российский рынок. Для того, чтобы американский бизнес преуспел, он должен был быть принят и интегрирован в повседневную жизнь туземцев в Москве. Таким образом, ресторан был стратегически реализован таким образом, чтобы его предложения соответствовали определенным и устоявшимся привычкам питания, также известным как обычаи вокруг еды, еды и приготовления пищи, москвичей. Одной из существенных особенностей русской культуры питания является акцент на знании о местности потребляемых товаров. По сути, чтобы успешно запустить этот американский бренд в чужой стране, Mcdonald's интерпретировал местные интересы потребителей в Москве, продвигая происхождение продуктов, используемых в ресторане. [5, с. 71] 31 января 1990 года Mcdonald's открыл ресторан в Москве и побил рекорд дня открытия по количеству обслуживаемых клиентов. Московский ресторан - самый загруженный в мире.
Есть множество других ресторанов быстрого питания, расположенных по всему миру. Burger King имеет более 11 100 ресторанов в более чем 65 странах мира. KFC находится в 25 странах мира. Subway-одна из самых быстрорастущих франшиз в мире с примерно 39 129 ресторанами в 90 странах по состоянию на май 2009 года, первое неамериканское место открылось в декабре 1984 года в Бахрейне. [18, с. 54]
Венервальд распространился из Германии в Азию и Африку. Pizza Hut находится в 97 странах, из них 100-в Китае. [59] Тако Белл имеет 278 ресторанов, расположенных в 14 странах, кроме Соединенных Штатов.
По данным РБК, по статистике исследования, две трети соотечественников активного возраста (от 18 до 54 лет) периодически посещают рестораны быстрого питания, а 6-8% москвичей делают это ежедневно. Сегодня крупнейшие сети Mcdonald's, Burger King, Subway, KFC имеют международный статус и известны запоминающимся брендом, надежной репутацией, широким меню и стабильными ценами, за что их любят россияне. [24, с. 148]
Активное развитие рынка фастфуда в России произошло в начале 2000-х гг. в этот же период в Америке активизировалось движение "За здоровое питание", которое замедлило рост этого рынка в США, но благоприятствовало распространению фастфуда на зарубежные рынки, в том числе и в Россию. Рост рынка продолжался вплоть до кризиса 2008 года и возобновился в 2010 году по данным российской Ассоциации Франчайзинга, в 2016 году на долю фастфуда приходилось 47% рынка общественного питания. [6, с. 173]
Соединенные Штаты имеют самую большую индустрию быстрого питания в мире, и американские рестораны быстрого питания расположены в более чем 100 странах. Около 5,4 миллиона американских рабочих заняты в сферах приготовления пищи и обслуживания продуктов питания, включая фаст-фуд в США по состоянию на 2018 год. [21]
Опасения по поводу эпидемии ожирения и связанных с ней заболеваний побудили многих местных чиновников в Соединенных Штатах предложить ограничить или регулировать рестораны быстрого питания. Тем не менее , взрослые американцы не желают менять свое потребление фастфуда даже в условиях роста цен и безработицы, характеризующихся Великой рецессией, предполагающей неэластичный спрос, однако некоторые районы затронуты больше, чем другие. В округе Лос-Анджелес, например, около 45% ресторанов в южной части Центрального Лос-Анджелеса это сети быстрого питания или рестораны с минимальным количеством посадочных мест. [7, с. 46]
В США в 2012 году потребители потратили на фастфуд 160 миллиардов долларов (по сравнению с 6 миллиардами долларов в 1970 году). В 2013 году общий прогнозируемый объем продаж ресторанной индустрии США составил $660,5 млрд. Фаст-фуд теряет долю рынка в пользу ресторанов быстрого питания casual dining, которые предлагают более надежные и дорогие кухни. Из-за этой конкуренции гиганты быстрого питания столкнулись с резким падением своих продаж. В то время как общие продажи фастфуда упали, число американцев, которые едят в этих ресторанах «раз в месяц или» несколько раз в год", возросло. [1, с. 28]
В отличие от остального мира, американские граждане тратят гораздо меньшую часть своих доходов на еду — в основном из-за различных правительственных субсидий, которые делают фастфуд дешевым и легко доступным. Калория за калорией, продукты, продаваемые в ресторанах быстрого питания, стоят меньше и более энергозатратны, и производятся в основном из продуктов, которые правительство сильно субсидирует: кукурузы, сои и говядины. [7, с. 39]
Австралийский рынок быстрого питания оценивается более чем в 2,7 миллиарда и состоит из 1,4 миллиарда блюд быстрого питания. Это включает в себя питание, обслуживаемое в 17 000 точках быстрого питания. Средний годовой темп роста рынка фастфуда составил 6,5 процента, что является самым быстрорастущим сектором розничного продовольственного рынка.
Вывод по первой главе: традиционный семейный ужин все чаще заменяется потреблением фастфуда навынос. В результате время, затрачиваемое на приготовление пищи, становится все меньше, в 2013 году средняя супружеская пара в России тратила на приготовление пищи 47 минут и 19 секунд в день.
Согласно Rault-Wack and Bricas, индустрия быстрого питания предлагает людям удобство и уменьшает время приготовления пищи дома, потому что люди могут заказать фаст-фуд по телефону или онлайн, чтобы еда могла быть доставлена в ближайшее время. Это очень легко и удобно иметь фаст-фуд для еды после школы/работы.
ГЛАВА 2. Особенности услуг ресторана быстрого питания на примере «Макдоналдс»
2.1 История «Макдоналдс»
Компания была основана братьями Диком и Маком Макдональдами в 1940 году. В 1955 году предпринимателю Рэю Кроку пришла в голову идея развития сети, чтобы увеличить поставки своих миксеров в эти заведения. Он получил согласие на продвижение компании, а в 1961 году выкупил все права на нее. [14 с. 43]
Сегодня большинство ресторанов работают по франшизе, поэтому ассортимент, размер и порции порций могут варьироваться от страны к стране. Например, во многих странах мира сети продают пиво в ресторанах, но в России они всегда были безалкогольными.
Интересы сети в России поддерживают дочерние структуры американской структуры - ЗАО "Москва-Макдональдс" и ООО "Макдональдс".
Впервые понятие "фастфуд" (fast food) в его современном понимании было реализовано в России известной компанией в этой области Mcdonald's.
К тому времени, когда он пришел в Россию, Mcdonald's уже имел опыт работы в более чем 50 странах, жесткую операционную модель и персонал, который смог ее реализовать. [22 с. 70]
Они уже имели опыт глобального международного менеджмента, а также умение учитывать местную специфику.
Первый ресторан Mcdonald's в Москве, оказавшийся на тот момент крупнейшим в мире, открыл свои двери для посетителей в январе 1990 года.
Широко разрекламированный набор первых сотрудников для московского ресторана достиг стратегической цели создания имиджа Mcdonald'S как привлекательного, элитного работодателя. [1 с. 71]
Чисто тактическая задача подбора сверхперсонала была достигнута-молодые, образованные, амбициозные москвичи, стремящиеся работать и учиться, практически не имеющие опыта работы в других организациях.
Начав с чистого листа таких талантов, компания очень быстро преобразовала их и добилась отличных операционных результатов. [5, с. 178]
Сеть ресторанов Mcdonald's первоначально ограничивалась Москвой и Московской областью, но в 1996 году компания открыла рестораны в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, а затем в Самаре и Казани.
К 2000 году Mcdonald's насчитывал 52 ресторана в России, из них 26-В Москве, в 2002 году планировалось открыть еще 9.
Сейчас в России насчитывается 69 ресторанов Макавто с совершенно новой для России концепцией обслуживания, благодаря которой водитель и пассажиры могут обедать, не выходя из машины. МакАвто работает по принципу "трех окон". В первом окне сотрудники принимают заказ, во втором - заказ оплачивается, а в третьем посетитель получает уже упакованные продукты, не выходя из машины. [10, с. 195]
Сегодня ресторан Mcdonald's значительно больше, обслуживает посетителей (в первом ресторане даже не было сидячих мест, обслуживание осуществлялось снаружи), оснащен по последнему слову техники и имеет широкий ассортимент продукции.
Но одно осталось неизменным: это основные принципы, которые зародились в 1955 году-Ккчид (качество, культура, чистота и доступность), несмотря на то, что в первом ресторане работали только мужчины.
Очень важным моментом в направлении работы системы является то, что он не ограничивается обслуживанием клиентов внутри ресторана, а всегда отдает должное и заботится о сообществе, в котором он находится.
Первоначально значительное число российских сотрудников прошли обучение по методике Mcdonald'S, а затем стали агентами перемен во вновь открывшихся ресторанах. [25, с. 201]
В Mcdonald's обучение всегда преследовало две важные цели: оно должно было вооружить сотрудников навыками, необходимыми для выполнения работы, и внедрить их в культуру предприятия. Политика Mcdonald's в области управления человеческими ресурсами в российских ресторанах Mcdonald's была почти такой же, как и в канадских ресторанах.
Иностранец, возглавляющий Mcdonald's в России, был назначен на эту должность после того, как стал директором первого ресторана, открывшегося в 1990 году. Российский сотрудник, ставший президентом Mcdonald's Russia, также начинал как менеджер первого ресторана на Пушкинской площади.
Даже большинство специалистов по маркетингу набираются из людей, которые уже работали в Mcdonald'S, но большинство финансистов, специалистов по логистике, строителей и специалистов по персоналу нанимаются извне компании. [9, с. 50]
Mcdonald's провозглашает неизменную приверженность удовлетворенности клиентов своей основной ценностью, которая подкрепляется корпоративным поведением, таким как сотрудничество и взаимозаменяемость, безошибочная производительность, приверженность достижению целей любой ценой, упорный труд. [18, с. 87]
При всей своей внешней примитивности корпоративная культура с ее ориентацией на совместную кропотливую работу по удовлетворению клиента стала настоящим секретным оружием Mcdonald's.
2.2 Особенности услуг ресторана «Макдональдс»
Миссия компании «Макдональдс» состоит в быстром, качественном обслуживании клиентов с помощью стандартного набора продуктов. [2, с. 67]
Корпорация «Макдональдс» имеет свое видение цели, и оно звучит: «Быть лучшим в мире рестораном быстрого обслуживания». Это означает, что рестораны компании «Макдональдс» будут лучшим местом, где их посетители в чистой, приятной обстановке смогут получить быстрое, дружелюбное обслуживание и любимые блюда, которые будут свежими и горячими, где им будет интересно, - и все это по доступной цене. [3, с. 102]
В будущем корпорация видит себя лучшей в мире сетью ресторанов быстрого обслуживания и намерена превзойти конкурентов по качеству, уровню обслуживания, санитарному состоянию и потребительской ценности. Макдональдс использует стратегию развития продукта на том же рынке. Стратегическими приоритетами компании названы - обеспечение стабильного роста, безукоризненное обслуживание клиентов, сохранение статуса эффективного и качественного производителя, повышение квалификации сотрудников на всех уровнях, организация обмена опытом между подразделениями в разных странах, постоянное совершенствование концепции быстрого питания, поощрение разработки новых блюд, инновации в оборудовании, маркетинге, организации обслуживания и технологиях. [11, с. 75]