Файл: Понятие и система источников гражданского права (Понятие, признаки и виды источников гражданского права).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая теоретико-правовая характеристика источников гражданского права
1.1 Понятие, признаки и виды источников гражданского права
1.2 Нормативные акты как главные источники гражданского права
1.3 Обычаи как источники гражданского права и их виды
Глава 2. Гражданское законодательство РФ
2.1 Характеристика гражданского законодательства РФ
Однако в Конституции РФ не содержится определения понятий общепризнанных принципов и норм международного права и не называется их источников. В ней также нет прямых указаний на методы их выявления и способы установления содержания. Определение данным понятиям дает суд. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[11] дано легальное определение общепризнанным принципам международного права как основополагающим императивным нормам.
Итак, общепризнанные принципы международного права – это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.
Общепризнанная норма международного права – это правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом, в качестве юридически обязательного.[12]
Содержание указанных принципов и норм международного права раскрывается в документах ООН и ее специализированных учреждениях. Например, в Уставе ООН[13] они занимают основное положение в иерархии международным норм. Другие документы, содержащие международные нормы гражданского права, такие как: Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров[14]; Конвенция ООН по охране промышленной собственности[15]; Конвенция ООН против коррупции[16]; Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН[17] и др.
Также особое место в иерархии нормативно-правовых актов имеют федеральные конституционные законы. Они обладают повышенной юридической силой по сравнению с обычными федеральными законами. Примерами таких конституционных законов могут служить: Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»[18]; Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»[19]; Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении»[20] и др.
Ниже ступень иерархии нормативно-правовых актов занимает гражданское законодательство, состоящее, безусловно, из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов РФ.
Иные акты, содержащие нормы гражданского права в системе источников – это подзаконные нормативные акты, отнесенные к компетенции органов, регулирующих те или иные вопросы. Например, это: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Кроме указанной вертикальной иерархии нормативных актов существует и горизонтальная (второстепенная). Горизонтальная иерархия ограничивается трояким проявлением: новый закон обладает приоритетом по отношению к ранее названному; «специальные законы вытесняют общие»; верховенство ГК над другими федеральными законами[21].
Таким образом, источники гражданского права представляют собой гражданско-правовые нормы – правила поведения. Существует различные способы деления источников на виды. Однако по юридические силе правовые акты представлены: Конституцией РФ, международными нормами и договорами, федеральными конституционными законами, федеральными законами, гражданским законодательством, иными правовыми актами, а также обычаем.
1.2 Нормативные акты как главные источники гражданского права
Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.[22]
По юридической силе подзаконные акты вторичны. Они направлены на конкретизацию и воплощение законов в жизнь.
Субъектами, которые могут утверждать их, являются:
- государственные органы;
- руководители ведомств или министерств;
- территориальные органы власти;
- руководители учреждений, организаций, предприятий.
Подзаконные акты бывают: локальные, индивидуальные, региональные, федеральные, местные.
В Российской Федерации гражданские отношения регулируются такими подзаконными актами, как: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Гражданский кодекс РФ п. 6 ст. 3 называет их «иными правовыми актами» и предъявляет к ним требования:
- они не должны противоречить не ГК РФ, ни принятым в соответствии с ним федеральным законам (п. 3, ст. 3); их нормы, нарушающие данное правило, не подлежат применению (п. 5 ст. 3);
- действие и применений иных правовых актов определяются правилами гл. 1 ГК РФ, которые регулируют действие и применение норм гражданского законодательства (п. 6 ст. 3);
- постановления Правительства РФ, содержащие гражданско-правовые нормы, могут приниматься только на основании и во исполнение норм ГК, иных законов и указов Президента (п. 4 ст. 3). При не соблюдении этого правила, они не подлежат применению (п. 5 ст. 3).
Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону, то предпочтение должно быть отдано закону.
Указы Президента РФ могут быть приняты по любому вопросу, входящему в его компетенцию, если в гражданском законодательстве нет оговорки, что данный вопрос регулируется только законом.[23] Примером таких Указов являются: Указ Президента РФ «О призыве в апреле - июле 2018 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву»[24]; Указ Президента РФ «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»[25] и др.
Указы Президента РФ, которые были изданы до принятия ГК РФ или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, могут применяться лишь в части, соответствующей предписаниям ГК РФ. Президентские указы, изданные по вопросам, которые согласно ГК РФ могут теперь регулироваться только законом, сохраняют свое действие до принятия соответствующих законов.[26]
В настоящее время роль указов Президента РФ в регулировании имущественных и личных неимущественных отношений сведена к актам по развитию или созданию крупных интегрированных структур путем передачи открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, в качестве имущественного взноса[27] по ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»[28].
В отличие от указов Президента РФ постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься только на основании и во исполнение ГК РФ и иных федеральных законов, указов Президента РФ. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ Гражданскому кодексу РФ или иному закону применяется ГК РФ или соответствующий закон.
Так же к подзаконным актам относятся ведомственные акты. Это акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Но такие акты могут издаваться в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными нормативно правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Это значит, что по собственной инициативе без прямого поручения указанные органы принимать подзаконные акты не могут. Кроме того, такие документы подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальной публикации. Причем акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.[29]
Нормативные акты по вопросам своей компетенции вправе издавать только федеральные министерства, федеральные же службы и агентства могут осуществлять нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере их компетенции только в случаях, прямо установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Кроме того, нормативные акты федеральных служб и агентств должны соответствовать актам министерств, которым они, как правило, подведомственны[30]. Ведомственные акты, которые касаются прав, свобод и обязанностей граждан, устанавливающие правовой статус организаций, а также акты межведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации в Федеральной регистрационной службе Министерства юстиции РФ и последующему официальному опубликованию. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, либо не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут регулировать соответствующие отношения; на них нельзя ссылаться при разрешении споров.
Федеральными органами являются Центральный банк РФ (Банк России), федеральные службы (служба по финансовым рынкам и антимонопольная служба), которые подчиняются Правительству РФ. Нормативно-правовое регулирование по вопросам своей компетенции также вправе осуществлять и федеральные агентства, входящие в структуру министерств, но только в случаях установленных законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. По вопросам использования федеральной собственности изданы приказы Министерства имущественных отношений РФ (ныне - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом); рынок ценных бумаг регламентируется правилами и инструкциями, изданными ФКЦБ (ныне - Федеральная служба по финансовым рынкам); условия транспортировки грузов и пассажиров определяются правилами перевозки, утвержденными транспортными министерствами; в области кредитования и расчетов изданы важные инструкции ЦБР[31].
К подзаконным актам относятся и: решения исполнительных органов власти; постановления местных структур власти; локальные документы.
Акты исполнительных органов субъектов РФ принимаются на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. Данные акты издаются в рамках полномочий глав республик, губернаторов, глав администраций автономных округов, областей. Региональные министерства, департаменты, ведомства и другие исполнительные органы власти обладают правом издавать приказы и инструкции. Эти документы обладают локальным действием и распространяются только на территории соответствующего субъекта
Локальные акты или индивидуальные акты могут считаться источником гражданского права, если они исходят от органов государственной власти и содержат общеобязательные для всех субъектов права предписания (правовые нормы). В сфере гражданского права часто используются конкретные уставы юридических лиц, регламенты и другие локальные документы, призванные регулировать учебные, научные, производственные, коммерческие и прочие отношения. Они обязательны лишь для тех, кто их принял. Их отличие от нормативных актов в том, что они не являются актами законодательной власти. Локальные акты играют роль юридических фактов, а не правовых норм.[32] Эти документы подлежат регистрации либо утверждению в государственных органах.
В нормативных актах содержатся правовые нормы как установленное или признанное государством общее правило поведения для участников гражданского права, в котором устанавливаются, осуществляются и защищаются гражданские права и обязанности. Они возникают и прекращаются при наличии оснований, предусмотренных в ст. 8 ГК РФ, в том числе из договоров, хотя не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. В п. 2 ст. 1 ГК РФ сказано, что граждане (физические лица) и юридические лица «свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора». Названные нормы ГК РФ позволяют утверждать, что договор, регулирующий имущественные отношения и отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, является источником гражданского права, создаваемым самими сторонами. Соглашение сторон, т.е. договор, располагается выше, чем обычай, по иерархической лестнице юридической силы. Об этом свидетельствует и п. 5 ст. 421 ГК РФ.