Файл: Основания приобретения и прекращения права собственности (Общие положения прекращения права собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иную позицию относительно к традиционной классификации одним из первых выразил Д.М. Генкин, который отмечал в частности, что производными считаются «такие способы, при которых приобретение права собственности данным лицом основывается на праве предшествующего собственника», и что «при наследовании по закону, являющемся производным способом приобретения права собственности, согласованная воля предшествующего собственника и приобретателя отсутствует… В этом случае воля предшествующего собственника вообще отсутствует…». Надо отметить, что впоследствии этой позиции стали придерживаться и авторы учебника под редакцией О.А. Красавчикова, которые первоначальными способами признавали такие, при которых «право собственности на определенное имущество возникает впервые либо независимо от воли предшествующего собственника», а производными «являются такие способы приобретения права собственности, при которых право нового собственника основывается на праве предшествующего собственника (т.е. имеет место правопреемство – переход прав от одного лица к другому)».
Существующие воззрения грешат смешением двух принципиально различных позиций. Первоначальные способы приобретения права собственности определяются как «независимые от права предшествующего собственника», а производные в свою очередь – как «возникающие по воле предыдущего собственника». Смешение позиций заключается в том, что если в обоснование первоначального способа приобретения права собственности лежит право, то производные способы раскрываются через наличие/отсутствие воли. Однако еще Б.Б. Черепахин убедительно показал, что при производном способе приобретения новый правообладатель приобретает определенное право лишь постольку, поскольку такое право принадлежало первоначальному правообладателю. Сущность производного право приобретения – в зависимости права приобретателя от права предшественника, хотя бы и возникновение его происходит помимо воли предшествующего собственника. Здесь думается уместно уточнить позицию автора в той части, что даже в тех случаях, когда право предшествующего собственника прекращается помимо его воли, у приобретателя право собственности всегда возникает по воле приобретателя, хотя бы и помимо воли предшественника.

Смешение позиций проявляется в том, что при построении классификации оснований возникновения права собственности в ее основу положены различные критерии, хотя таковой должен быть единым для всех выделяемых элементов.


Приводимые в литературе классификации относятся к попытке построения стройной системы юридических фактов, лежащих в основании возникновения права собственности. Основания возникновения права собственности – явление юридическое, представляющее собой совокупность обстоятельств, с которыми закон связывает в частности возникновение права собственности, т.е. являются юридическими фактами. В этом смысле основания возникновения права собственности необходимо отличать от способов его возникновения. На наш взгляд, «способ» применительно к возникновению права собственности есть экономическая категория. Понятие права собственности в экономическом смысле «равнозначно понятию способа производства», т.е. понятию собственности как отношению товарного обмена, способу распределения имущества в обществе. Здесь уместно привести следующее мнение О.Г. Ломидзе: «возникновение субъективных гражданских прав происходит различными способами, среди которых могут быть выделены две основные группы. В первом случае право возникает на объект, ранее не принадлежавший другому лицу. Например, возникновение субъективного гражданского права на конкретное социальное благо сопряжено с возникновением самого социального блага (объекта) и/или совершением юридического факта, вводящего его в качестве объекта в гражданский оборот. Во втором случае право возникает на объект, принадлежащий либо принадлежавший иному лицу, т.е. на такое социальное благо, которое уже участвует в качестве объекта в гражданском обороте». Действительно, если вещь впервые вовлекается в экономический оборот, то можно говорить о первоначальном способе приобретения права на нее. И наоборот, если вещь уже является объектом экономических отношений распределения – перед нами производственный способ приобретения прав на вещь. [9]

Рассматриваемая классификация должна осуществляться по юридическим основаниям возникновения права собственности, а не по экономическим способам его приобретения. Юридические факты в любом случае не могут быть классифицированы по экономическому содержанию.

Таким образом, на сегодняшний день существует два основных подхода в определении критериев классификации оснований приобретения права собственности. Одни исследователи разграничивают первоначальные и производные основания приобретения права собственности в зависимости от воли предшественника, другие – в зависимости от наличия самого права предшественника. Попытки примерить данные два подхода до настоящего времени не предпринимались. Между тем, совершенно очевидно, что возможность и необходимость такого примирения существует.


Думается, что в основе классификации юридических фактов, лежащих в самом основании права собственности необходимо различать все же в зависимости от ранее существовавшего права на вещь иного лица. Впоследствии, учитывая возможность перехода права собственности от одного лица в пользу другого как по воле предшествующего собственника, так и помимо ее, для построения следующего уровня классификации к случаям, когда право собственности приобретателя возникает на основании ранее существовавшего права в качестве критерия надлежит использовать волевой момент, т.е. наличие/отсутствие воли предшественника на передачу права собственности приобретателю. Предложенное разграничение по уровням обусловлено тем, что реализация воли, осуществляемая в рамках правоотношений возможна только и исключительно при наличии у лица соответствующего субъективного права. Что касается случаев, когда право собственности возникает независимо от права иного лица, полагаем, что вторым уровнем классификации с необходимостью должен стать либо факт не существования самой вещи, либо факт неизвестности или отсутствием предшествующего правообладателя. Поскольку перед нами по сути две разные классификации, вполне допустимо, что каждая из них будет иметь свой критерий классификации последующих уровней.

При этом новизна представляемой нами концепции состоит в том, что если традиционные воззрения исходят из приобретения права собственности по первоначальным способам в результате непосредственного присвоения лицом вещи (occupatio), а применительно к производным способам – в результате правопреемства, т.е. как следствие передачи вещи (traditio), то эта классификация позволяет для каждого класса оснований возникновения права собственности предусмотреть и приобретение права в результате присвоения, и в результате передачи.

В такой ситуации классификация оснований (юридических фактов) возникновения права собственности может быть представлена следующей схемой, к которой прежде необходимо дать соответствующие пояснения.
Когда возникновение права собственности у приобретателя обусловлено правом иного лица, то такое приобретение возможно как по воле предшествующего собственника, так и помимо его воли (как правило, в случаях указанных в законе, но обязательно по воле приобретателя). При этом возникновение права собственности на основании существовавшего либо существующего права иного лица означает, что приобретатель с достоверностью знает или должен знать, что данная вещь имеет собственника. Право собственности на вещь, которая уже имеет известного собственника, приобретается в результате правопреемства.


Приобретение права собственности на вещь независимо от ранее существовавших прав иного лица, всегда осуществляется исключительно волей приобретателя: как по причине создания ранее не существовавшей вещи, так и в виду того, что приобретатель с достоверностью не знает о том, что данная вещь имеет собственника, хотя бы он и мог это предполагать.

Таким образом, в основании приобретения права собственности, как и любого другого гражданского права, лежит частная воля приобретателя. Приобретение права собственности помимо воли приобретателя противоречит основным началам гражданского права и не соответствует природе субъективного права собственности. При этом важно, чтобы такая воля действительно существовала, поскольку в отсутствие воли, говорить о возникновении права собственности не приходится.

При первоначальных основаниях право собственности на вещь возникает либо впервые, т.е. в отношении вещи, которая ранее не имела собственника, либо, если вещь ранее находилась в собственности, действительность, объем и характер правомочий нового собственника не зависят от действительности права, объема и характера правомочий собственника предшествующего и определяются лишь в силу закона. Поэтому при первоначальных основаниях право собственности приобретается (возникает) в полном объеме. При производных – переходит к новому собственнику в том объеме, который был у предшествующего.

Деление обстоятельств, с которыми связывается приобретения права собственности, на первоначальные и производные в законе не проводится и является следствием его доктринального толкования. Важность такого деления велика, поскольку позволяет построить зависимость характера и действительности права нового собственника от характера и действительности права предыдущего, дает возможность проследить судьбу обременений собственности правами и правовыми притязаниями третьих лиц.[10]

Для разграничения оснований (способов) приобретения права собственности на первоначальные и производные предлагаются различные критерии. Наиболее часто обращаются к критериям воли и правопреемства.

В соответствии с критерием воли производными основаниями (способами) признаются те, при которых новый собственник приобретает право на вещь по воле предыдущего собственника. Лишь при наличии воли бывшего собственника передать свое право новый собственник становится его правопреемником в отношениях с лицами, имевшими права или притязания на вещь.


Воля, как внутренняя психологическая направленность лица на достижение определенного результата, имеет юридическое значение лишь в случае, если она выражена вовне, совершено действие по изъявлению воли. Изъявление воли на достижение правового результата, а именно таким является переход права собственности к новому лицу, есть сделка. Руководствуясь критерием воли, к производным способам приобретения права собственности следует относить лишь основанные на сделках. Это могут быть сделки сами по себе или сделки, входящие в состав юридических фактов наряду с иными юридическими фактами. При отсутствии выраженного в сделке волеизъявления можно говорить лишь о первоначальных способах приобретения права собственности. Как следствие, обременения вещи правами третьих лиц, правовые притязания третьих лиц, основанные на их отношениях с прежним собственником, для нового собственника сохраняться не должны.

Разграничение оснований (способов) приобретения права собственности по критерию воли подвергается обоснованной критике. Законом прямо предусмотрены случаи, когда права и притязания сохраняются и при отсутствии волеизъявления прежнего собственника. Наглядным примером является наследственное правопреемство при наследовании по закону, когда воля наследодателя не была выражена в завещании (ст. 1111 ГК). Право собственности наследника здесь возникает при отсутствии воли наследодателя, но в то же время наследник является правопреемником наследодателя и несет обязательства перед его кредиторами в пределах стоимости полученного имущества (ст. 1175 ГК). Если наследник имеет право на обязательную долю в наследственной массе, он приобретает право собственности на имущество вопреки воле наследодателя, выраженной в завещании (ст. 1149 ГК). Тем не менее, его право также производно от прав наследодателя.

Концепция, основанная на критерии правопреемства, гораздо лучше, чем концепция, основанная на критерии воли, позволяет объяснить сохранение обременений при смене собственника имущества. Она по справедливости широко признана и наиболее распространена в правовой литературе. В ее рамках производными основаниями (способами) признаются те, при которых имеет место правопреемство в отношениях бывшего и нового собственников. Соответственно, первоначальными признаются те, при которых правопреемство отсутствует [11].