Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Общая характеристика предпринимательской деятельности)..pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика предпринимательской деятельности
Институты государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.2 Современное предпринимательство как субъект взаимодействия с государственными структурами
Глава 2. Регулирование предпринимательской деятельности
2.1 Нормативное регулирование предпринимательской деятельности
2.2. Регулирование социального предпринимательства на законодательном уровне
2.3 Актуальные проблемы предпринимательской деятельности в РФ
Введение
В настоящее время Россия проходит через серьезный экономический кризис, выход из которого в том числе может быть обеспечен развитием малого и среднего бизнеса как фактора подъема собственного производства, сельского хозяйства, сферы услуг, строительства и т. д. Сегодня принимается и рассматривается много законопроектов по развитию малого и среднего предпринимательства, однако не все они приводят к положительным результатам. И даже наоборот. Мелкое предпринимательство первое страдает при малейших колебаниях рынка.
О поддержке предпринимательства говорят на всех уровнях государственного управления, практически все проводимые форумы так или
иначе рассматривают интересы бизнес сообщества. В частности, Президент РФ В. Путин, принявший участие в форуме «ОПОРЫ РОССИИ»: «Малый бизнес - национальная идея?» отметил, что «мы всегда об этом говорим: малый и средний бизнес представляет из себя, должен представлять из себя действительно опору развития экономики нашей страны».
СМИ пестрят высказываниями ведущих государственных деятелей, бизнесменов, экономистов, экспертов о роли предпринимательства в стабилизации экономики и выходе из экономического кризиса, предлагаются порой диаметрально противоположные антикризисные стратегии и программы.
Если ранее парламентские партии не ставили интересы предпринимательства в перечень приоритетных интересов, то сейчас «Единая Россия» заявляет о создании предпринимательской платформы. Партию «Правое дело» (переименована в «Партию роста») возглавил уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмен) Борис Титов. Активную позицию при обсуждении вопросов предпринимательства занимают общественные организации и объединения, такие как «Опора России», «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата и многие другие. «Столыпинский клуб» предложил правительству РФ свою программу выхода из кризиса, где основные меры направлены именно на бизнес.
Происходящие изменения свидетельствуют о новой тенденции: в обществе созрел запрос на изменения в сфере предпринимательской деятельности, который просто невозможно игнорировать. Исходя из этого, особую актуальность приобретает исследование и анализ взаимодействия общества и бизнеса, а также государственной поддержки предпринимательства как основы для формирования мотивационной среды развития предпринимательской деятельности в России.
Цель курсовой работы – проанализировать государственное регулирование предпринимательской деятельности.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты становления и развития предпринимательской деятельности;
- изучить юридическое прогнозирование предпринимательской деятельности;
- рассмотреть соотношение правового регулирования и саморегулирования предпринимательской деятельности;
- проанализировать регулирование социального предпринимательства на законодательном уровне.
Глава 1. Общая характеристика предпринимательской деятельности
Институты государственного регулирования предпринимательской деятельности
Современная практика функционирования экономики зарубежных высокоразвитых стран свидетельствует, что государство осуществляет регулирование ключевых социально-экономических процессов, в том числе и в сфере предпринимательства. В основе государственного регулирования лежит сочетание механизма рыночного саморегулирования и государственного управления. Теоретическая база такой политики основывается на теоретических положениях различных экономических школ. Так, школа Дж.М. Кейнса исходит из того, что рыночная экономика неспособна к полной самоорганизации и поэтому нуждается в существенном государственном вмешательстве. Дж.М. Кейнс обосновал необходимость государственного регулирования экономических процессов, основанных на рыночных отношениях. Его концепция связана на идее расширения ёмкости рынка путём достижения эффективного спроса.
Сложное состояние экономики, связанное со снижением экономического роста, усилением инфляции и бюджетным дефицитом в ряде ведущих мировых держав после второй мировой войны вызвало необходимость изменения модели экономического развития. Кейнсианское направление в макроэкономике было заменено неоклассической моделью, основанной на принципе свободы и отрицании активной роли государства. Представители этой школы, в противоположность идеям Дж.М.Кейнса, считают рыночную систему образцом самоорганизации, способной лучшим образом обеспечить экономический рост. Среди направлений неоклассической школы можно выделить два направления: «монетаризм» и «экономика предложения».
Представитель монетаризма М.Фридман, исходил из положения о том, что государство должно следить за соблюдением рыночных субъектами «правил игры» и регулировать процессы денежного обращения. Таким образом, монетаристы были противниками расширения экономических функций государства. Государство в монетарной модели играет пассивную роль, обеспечивая устранение препятствий, мешающих работе законов свободной рыночной конкуренции.
Институциональная теория, представителями которой являются такие выдающиеся учёные, как Т. Веблен, У.К.Митчелл, Д. Коммонс, выступают за смешанную экономику и предлагают идею контроля общества за предпринимательской деятельностью. Институционалисты отвергали понимание рыночного хозяйства как равновесной системы и трактовали его как эволюционирующую систему. В основе их концепции так же, как и у классиков, лежит тезис о редкости ресурсов, вследствие чего у хозяйствующих субъектов возникает конфликт по поводу их использования. Этот конфликт может разрешиться путём совершения транзакций, которые представляю собой базовые институты общества и государства[1].
Неоинституционалисты (Р. Коуз, О. Уильямсон, Д. Норт), в основе учения которых располагаются издержки взаимодействия между людьми - транзакционные издержки,стали уделять большое внимание формированию институциональной среды.Учёные исходят из тезиса о том, что, следуя принципу рациональности, хозяйствующие субъектыв ходе своей хозяйственной деятельности стремятся минимизировать транзакционные издержки. С этой целью они вырабатывают институты, которые трактуются в неоинституциональном анализе как «созданные человеком ограничения, которые структурируют политическое, экономическое и социальное взаимодействие». Таким образом, эффективность институтов может быть достигнута за счёт минимизации издержек.
Таким образом, любая экономическая модель развития национальной рыночной экономики требует в создании правовой базы эффективного функционирования рынка, формирования «правил игры». В связи с обеспечением реализации этой важнейшей функции государства возникает задача правового регулирования предпринимательской деятельности. Главными документами, обеспечивающими государственное регулирование экономики, выступают законы и подзаконные акты, среди которых следует выделить указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, региональные и ведомственные нормативные документы.
Как отмечают некоторые учёные, правовая база государственного регулирования экономики всё ещё недостаточно разработана. Так, например, существует острая необходимость в разработке таких инструментов регулирования, как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое планирование, и т.д.
Термин «Государственное регулирование предпринимательской деятельности» также всё ещё не имеет однозначного толкования в научной литературе. В основном это определение этому понятию дают учёные - юристы из области Теории государства и права или Предпринимательского права. Так, можно указать следующее определение И.А. Смагиной: «Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности». Савелов В.П. даёт следующее определение: «Государственное управление предпринимательской деятельностью - влияние государства на условия деятельности предпринимательских структур, с целью обеспечения стабильности экономического развития страны».
Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности имеет следующие признаки:
1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности - это деятельность государства, имеющая свои субъекты и объекты деятельности.
2. К субъектам государственного регулирования относятся, в первую очередь, органы законодательной и исполнительной власти. Кроме этого можно указать следующие субъекты: судебная власть, Центральный банк РФ, Счетная палата и Прокуратура РФ, консультационные советы, а также носители хозяйственных интересов, т.е. предприниматели - индивидуальные и коллективные, их ассоциации, союзы, объединения.
3. Объекты государственного регулирования предпринимательской деятельности - это экономические отношения между субъектами предпринимательской деятельности, отдельные виды предпринимательской деятельности, отдельные средства (инструменты), с помощью которых осуществляется государственное регулирование, такие как цена, планирование, денежное обращение и др.
4. Цели государственного регулирования в сфере экономики заключаются в решении ряда конкретных задач, направленных на реализацию функций государства в сфере экономики. В качестве главной цели мы можем указать создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства.
5. Методы государственного регулирования на предпринимательской деятельности. Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным административно-ведомственным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов, например, государственная регистрация, лицензирование и др. Косвенные методы государственного регулирования нацелены на стимулирование процесса развития предпринимательства, создание благоприятной внешней среды для деятельности, стимулирование должного поведения субъектов. К ним относятся проведение денежно-кредитной политики, либерализация налогового и амортизационного законодательства, обеспечение государственными заказами субъектов предпринимательства и др. Соотношение прямых и косвенных методов зависит от экономической ситуации в стране, избранной концепции экономического развития.
На основе проведённого анализа мы можем предложить своё определение государственного регулирования предпринимательской деятельности:
«Государственное регулирование предпринимательской деятельности» представляет собой деятельность государственных институтов, направленную на регулирование экономических отношений между субъектами предпринимательской деятельности, в целях формирования благоприятной предпринимательской среды, стабильного развития экономики и общества».
Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии благоприятной внешней среды. Внешняя среда предпринимательства - это совокупность благоприятных социальных, экономических, правовых и психологических условий, формируемых, в том числе, и целенаправленной государственной политикой, направленной на его успешное становление и развитие. Формирование благоприятной внешней среды - процесс управляемый. Методы управления не могут носить директивный или административный характер. Основой этих методов находятся меры, связанные не с воздействием непосредственно на субъекты предпринимательской деятельности, а с созданием условий для их появления.
Создание благоприятной среды для развития предпринимательства является одной из приоритетных задач в деятельности Правительства Российской Федерации, а также деятельности органов власти на региональном и муниципальном уровнях.