Файл: Сроки в гражданском праве РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большим прогрессом в развитии законодательства о процессуальных сроках является введение срока на обжалование судебных постановлений в суд надзорной инстанции, согласно ч. 2 ст. 376 ГПК РФ срок на надзорное обжалование составляет 1 год со дня вступления судебных постановлений в законную силу. ГПК РСФСР не устанавливал такой срок и судебной практике известны случаи, когда вступившие в законную силу решения отменялись в порядке надзора спустя длительное время (иногда через несколько лет) после вступления их в законную силу, когда эти решения уже были реально исполнены. Это, конечно же, не способствовало своевременности разрешения спора и, кроме того, подрывало авторитет судебной власти, поскольку дискредитировало цель гражданского судопроизводства. Говоря о рассмотрении дел в порядке надзора, следует отметить, что ГПК РФ достаточно подробно регламентировал движение дела в надзорной инстанции и установил соответствующие сроки (ст. ст. 379 - 386 ГПК РФ), насколько эти сроки окажутся разумными, покажет практика.

Итак, на примере Устава гражданского судопроизводства 1864 г., Декретов о суде, Гражданских процессуальных Кодексов 1923 г., 1964 г., 2002 г., Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1961 г. были рассмотрены этапы развития гражданского процессуального законодательства. Можно отметить преемственность и прогресс процессуального законодательства, как в целом, так и в части, касающейся процессуальных сроков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России действующая часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации, которая кроме прочего регулирует вопросы, связанные со сроками (гл. 11) и исковой давностью (гл. 12), - вопросы, решение которых стабилизирует и упорядочивает гражданский оборот, нормализует жизнь общества. Часть вторая ГК РФ, а также транспортные уставы и кодексы развивают положения, связанные с применением исковой давности.

Под сроком в гражданском праве понимается промежуток времени, в течение которого осуществляются и защищаются права и исполняются обязанности, или момент времени, с наступлением которого связано возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей. По своей природе сроки являются юридическими фактами.

Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации содержит около 150 норм, так или иначе связанных с гражданско - правовыми сроками, и сохраняет основные подходы к определению и исчислению сроков, действовавших в соответствии с ГК РСФСР 1964 года и Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года.


Сроки упорядочивают гражданский оборот, создают определенность и устойчивость правовых связей, дисциплинируют их участников, способствуют соблюдению хозяйственных договоров, обеспечивают своевременную защиту прав и интересов субъектов гражданских правоотношений. В системе юридических фактов срок относится к событиям, поскольку наступает (истекает) так же независимо от воли людей, как и течение времени вообще.

Гражданское законодательство содержит ряд общих и специальных правил относительно сроков. Первые распространяются на все отношения, регулируемые гражданским правом, вторые - только на те, применительно к которым установлены соответствующие сроки.

Гражданско-правовые сроки можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от того, кем установлены сроки, различают три их вида:

во-первых, нормативные (например, ст. 21 ГК "Дееспособность гражданина", ст. 42 ГК "Признание гражданина безвестно отсутствующим", ст. 196 ГК "Общий срок исковой давности" и другие статьи ГК);

во-вторых, договорные - сроки этого вида определяются соглашением сторон (например, пятилетний срок в договоре коммерческого найма жилого помещения);

в-третьих, судебные - сроки, которые предусматриваются решением суда.

Кроме того, сроки различаются по их назначению, и в связи с этим определяют:

а) сроки, порождающие гражданские права;

б) сроки осуществления гражданских прав;

в) сроки исполнения обязанностей;

г) сроки защиты прав.

Сроки защиты гражданских прав - это сроки исковой давности, предусмотренные гл. 12 ГК РФ (ст. 195 - 208).

Способы определения сроков различны. Это может быть:

1) календарная дата;

2) период времени, исчисляемый годами, месяцами, неделями, днями и часами;

3) указание на событие, которое должно неизбежно наступить (ст. 190 ГК).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018)//Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018) //Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018)//Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
  4. Богомолов А.А. Разумность сроков рассмотрения гражданских дел // Гражданское судопроизводство в изменяющейся России. Саратов, 2017. - 352 с
  5. Борисова Л.В. Принцип разумности в российском гражданском процессе. Москва, 2017.- С. 37-40.
  6. Брант И.Н. Развитие законодательства о сроках рассмотрения гражданских дел // Арбитражный и гражданский процесс. 2014. - № 4. С. 2 - 5.
  7. Гражданское право. В 4 т. Т. 1. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2016. - 758 с.
  8. Гражданское право: Учебник / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. В 3 т. Т. 1. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2015.- 536 с.
  9. Исаева Е.В. Процессуальные сроки в гражданском и арбитражном процессе. Москва, 2014.– 195 с.
  10. Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: основные проблемы. СПб, 2016. – 298 с
  11. Царегородцева Е.А. Способы оптимизации гражданского судопроизводства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 10 - 11.

Приложение1

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 2 октября 2014 г. по жалобе N 3-22/124-2014

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

<...>,

при участии:

со стороны заказчика - Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Б" Федерального дорожного агентства":

<...>,

со стороны подателя жалобы - ООО "Г" представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО "Г", переданную в порядке подведомственности от Оренбургского УФАС России, на положения документации при проведении заказчиком - Федеральным казенным учреждением "Федеральное управление автомобильных дорог "Б" Федерального дорожного агентства" электронного аукциона "Выполнение подрядных работ на объекте "Строительство автомобильной дороги Подъезд к городу Оренбург от автомобильной дороги М-5 "Урал" на участке км 96 - км 147, Самарская область" (1 пусковой комплекс). Дополнительные объемы работ по строительству двух ж/б водопропускных труб диаметром 1 м на транспортной развязке типа "Труба" ПК 42+57,78, съезд N 1, съезд N 2 и одной металлической водопропускной трубы диаметром 1 м на пересечении типа "Кольцо" ПК 363+89,31, съезд на Борское ПК 0+65" (извещение N 0355100004514000315 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 16.09.2014) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

26 сентября 2014 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба (вход. N 1881-э) ООО "Г" (далее - Заявитель) на положения документации при проведении заказчиком - Федеральным казенным учреждением "Федеральное управление автомобильных дорог "Б" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "П", Заказчик) электронного аукциона "Выполнение подрядных работ на объекте "Строительство автомобильной дороги Подъезд к городу Оренбург от автомобильной дороги М-5 "Урал" на участке км 96 - км 147, Самарская область" (1 пусковой комплекс). Дополнительные объемы работ по строительству двух ж/б водопропускных труб диаметром 1 м на транспортной развязке типа "Труба" ПК 42+57,78, съезд N 1, съезд N 2 и одной металлической водопропускной трубы диаметром 1 м на пересечении типа "Кольцо" ПК 363+89,31, съезд на Борское ПК 0+65" (извещение N 0355100004514000315 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 16.09.2014) (далее - Электронный аукцион).


По мнению Заявителя, положения документации об электронном аукционе нарушают нормы Закона о контрактной системе, а именно:

в нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе проект государственного контракта не содержит обязательного условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

в нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе проект государственного контракта не содержит обязательного условия об оплате заказчиком выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.

в документации об электронном аукционе, а также извещении о проведении электронного аукциона содержится дата окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе не соответствующая требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 01.10.2014, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

16 сентября 2014 года заказчиком - ФКУ "П" на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0355100004514000315, а также документация о проведении электронного аукциона "Выполнение подрядных работ на объекте "Строительство автомобильной дороги Подъезд к городу Оренбург от автомобильной дороги М-5 "Урал" на участке км 96 - км 147, Самарская область" (1 пусковой комплекс). Дополнительные объемы работ по строительству двух ж/б водопропускных труб диаметром 1 м на транспортной развязке типа "Труба" ПК 42+57,78, съезд N 1, съезд N 2 и одной металлической водопропускной трубы диаметром 1 м на пересечении типа "Кольцо" ПК 363+89,31, съезд на Борское ПК 0+65". Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 254 997,00 рублей.

В отношении доводов жалобы Комиссия Управления установила следующее.

1) Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.


В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.

Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

При этом, согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Таким образом, указанное "обязательное условие" включается в контракт в случае установления заказчиком в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.