Файл: Проблемы формирования и развития валютной системы Российской Федерации (Факторы, оказывающие влияние на колебания курса валюты).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития валютной системы России
1.1. Этапы развития валютного рынка России
1.2. Ключевые элементы валютной системы России
1.3. Факторы, оказывающие влияние на колебания курса валюты
Глава 2. Анализ валютной системы РФ
2.1. Политика валютного курса Банка России
2.2. Анализ показателей валютной системы РФ
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию валютной системы РФ
3.1. Положения по становлению рубля в качестве резервной валюты
Введение
Валютная система страны – показатель уровня развития экономики и степени вовлеченности государства во внешнеэкономические отношения.
Современное положение валютной системы заставляет совершенствовать старые и применять совершенно новые инструменты и методы регулирования валютной сферы. Для решения этих важнейших вопросов требуется тщательная подготовка с точными перспективными экономическими расчетами и комплексным правовым регулированием.
Известно, что Центральный банк Российской Федерации устанавливает валютный курс рубля и осуществляет валютное регулирование. Валютное регулирование используется в качестве одного из важнейших инструментов экономической политики с целью обеспечения устойчивости экономического роста и сдерживания инфляции.
Регулирование и контроль национального валютного рынка очень важны для стабилизации экономики государства. Вопросы валютного курса, валютного контроля, валютного законодательства определяют экономическую безопасность страны. В этом и заключается актуальность темы исследования.
Целью курсовой работы является изучение проблем формирования и развития валютной системы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты формирования и развития валютной системы России;
- рассмотреть политику валютного курса Банка России;
- провести анализ показателей валютной системы РФ;
- разработать положения по становлению рубля;
- обозначить валютную стратегию в России.
Предмет в курсовой работе – валютная система Российской Федерации.
Теоретико-методологической основой послужили фундаментальные положения классической политической экономии, а также концептуальные исследования современных российских и западных ученых – экономистов, такие как: Пономаренко В. Е. Валютное регулирование и валютный контроль, Валютное право под ред. П.Н. Бирюкова, В.Е. Понаморенко, Ершов М.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире, Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения и другие.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Первая глава посвящена теоретическим основам формирования и развития валютной системы России, в ней раскрыты: этапы развития валютного рынка России, ключевые элементы валютной системы России, факторы, оказывающие влияние на колебания курса валюты.
Вторая глава раскрывает политику валютного курса Банка России, а также анализ валютной системы РФ.
Третья глава посвящена разработке мероприятий по совершенствованию валютной системы РФ.
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития валютной системы России
1.1. Этапы развития валютного рынка России
В ходе кризиса современной мировой валютной системы, проявившегося, прежде всего, в возросшей волатильности валютных курсов, ослаблении позиций доллара США и уязвимости евро особую значимость приобретает дальнейшее развитие валютной системы России. В одном из научно-исследовательских трудов по оценке конкурентоспособности России специалисты ИМЭМО РАН отмечают, что «валютная политика и финансовая сфера играют важную роль в формировании уровня конкурентоспособности страны в мировом хозяйстве» [8, с.126]. По мировым меркам российская валютная система является достаточно «молодой». Можно выделить несколько ключевых этапов развития валютного рынка России:
- первый этап (1987 1992 годы) начало формирования валютного рынка и проведения первых биржевых валютных торгов;
- второй этап (1992 1994) годы становления отдельных сегментов валютного рынка и первые валютные кризисы («черные вторники и пятницы»);
- третий этап (1995 1998 годы) введение и функционирование «валютного коридора» [7, c. 98];
- четвертый (1998 2000 годы) кризисный этап развития валютного рынка России (период «августовского дефолта» и преодоления его негативных последствий;
- пятый (2001 2007 годы) этап либерализации валютного рынка и массового прихода иностранных финансово-банковских структур на валютный рынок России;
- шестой этап (с 2008 г. по настоящее время) период глобального финансово экономического кризиса и устранения его негативных последствий, в том числе и в сфере валютных отношений [9, c. 24].
Развитие валютного рынка и валютных операций в России началось в конце 1980-х годов с либеральных реформ в СССР, направленных на переход к рыночной экономике: произошла отмена государственной монополии внешней торговли и валютной сферы, а также была децентрализована внешнеэкономическая деятельность страны. Валютная реформа обеспечила переход от административного распределения валютных ресурсов государственными органами к формированию валютного рынка [14, c. 113]. Предприятиям и организациям в августе 1986 года впервые было предоставлено право оставлять в своем распоряжении значительную часть экспортной выручки на валютных счетах и использовать эти средства по своему усмотрению. С ноября 1989 года Внешэкономбанк СССР начинает проводить аукционы по продаже валюты по рыночному курсу. Согласно Закону СССР «О валютном регулировании» от 1 апреля 1991 года предприятиям и организациям, а также гражданам страны было предоставлено право продавать и покупать через уполномоченные коммерческие банки иностранную валюту в обмен на советские рубли. В том же году стали регулярно проводиться торги на валютной бирже Госбанка СССР по рыночному курсу. После распада СССР на рубеже 1991-1992 годов и образования Российской Федерации процесс формирования валютного рынка ускорился и стал составной частью структурных экономических реформ страны [13, c. 46].
Со вступлением России в 1992 году в Международный валютный фонд ее валютная система формируется в соответствии с Уставом МВФ.
Кроме того, основные элементы отечественной системы были оформлены в Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года. Изданный впоследствии новый закон от 19 декабря 2003 года с одноименным названием установил правовые основы и базовые принципы валютного регулирования и контроля, полномочия органов валютного регулирования, а также определил права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями и нерезидентов - в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации [17, c. 109]. В данном документе также изложен порядок открытия и ведения валютных и рублевых (нерезидентами) счетов, механизмы осуществления и регулирования валютных операций между участниками российского валютного рынка. Так, купля-продажа иностранной валюты и номинированных в валюте чеков производится в России только через уполномоченные коммерческие банки, имеющие лицензию Центрального банка РФ на проведение операций в иностранной валюте.
1.2. Ключевые элементы валютной системы России
В законе «О валютном регулировании и валютном контроле» также выделены ключевые элементы валютной системы России [2].
- Основой валютной системы является национальная денежная единица - российский рубль, находящийся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации. (Официальное соотношение между рублем и золотом не устанавливается) [20, c. 85].
- Международные резервы (ликвидные активы), которые объединяют валютные резервы, золото, резервную позицию страны в МВФ, СДР на счетах МВФ. Валютные резервы банка России включают выраженные в рублевом эквиваленте остатки средств (номинированные в американских долларах, евро, английских фунтах, иенах, швейцарских франках) на корреспондентских и депозитных счетах в банках-нерезидентах, кредиты, предоставленные этим банкам, средства, размещенные у нерезидентов по сделкам покупки ценных бумаг с обязательством их обратной продажи (РЕПО), а также ценные бумаги иностранных эмитентов, приобретенные Банком России [15].
Особый интерес представляет валютная стратегия в области формирования и диверсификации золотовалютных резервов (ЗРР) страны - высоколиквидных финансовых активов, находящихся в распоряжении Банка и Министерства финансов Российской Федерации. Так, главной целью Центрального банка является обеспечение оптимального сочетания сохранности, ликвидности и поддержания доходности резервных активов. При этом, определяя целевую валютную структуру золотовалютных резервов, Банк России не руководствуется текущей курсовой конъюнктурой мировых валютных рынков, а ориентируется, прежде всего, на структуру внешнего долга Российской Федерации, в том числе платежей в краткосрочной перспективе [22, c. 54].
В качестве основного источника инвестирования средств ЗВР выступают американские и европейские государственные долговые бумаги. То есть, с одной стороны, обеспечивается сохранность и ликвидность золотовалютных резервов страны, но, с другой, - Россия инвестирует средства в экономику США. В этой связи в условиях нестабильности курсов доллара и евро становится актуальной проблема обеспечения устойчивости ЗРР страны.
Выходом из сложившейся ситуации является диверсификация золотовалютных резервов: повышение доли иены и увеличение числа резервных валют (например, в перспективе - единой азиатской валюты АСИ). Помимо прочего, в структуре ЗРР следует увеличить долю золота. Это объясняется двумя основными причинами: с одной стороны, нестабильным положением доллара США на мировом финансовом рынке, а с другой, - ростом мировых цен на золото [17, c. 96].
Однако ряд экспертов полагают, что, подобная мера ставит золотовалютные резервы нашей страны в зависимость от товарных рисков. В качестве главного аргумента приводится тот факт, что товарные риски менее прогнозируемы, в силу чего наносят более существенный ущерб, чем колебания валют. Безусловно, данная точка зрения имеет свое логическое обоснование. Тем не менее, России с долей золота 6,1% в структуре ЗРР в этом направлении еще очень далеко до стран Запада (порядка 20% в ЗРР) [15].
Как представляется, такой показатель, как «объем официальных золотых резервов» является достаточно объективным индикатором оценки экономической позиции той или иной страны в мире: чем больше резервы страны, тем прочнее ее позиции в мировой экономике и политике. Значимость официальных золотых резервов обусловлена еще и тем, что данный драгоценный металл называют «валютой без страны», и ее стоимость мало зависит от эффективности развития национальных экономик, в отличие от «бумажных» валют.
В условиях глобализации мировой экономики и обострения международной конкуренции проблема управления официальными резервными активами становится важнейшей макроэкономической задачей государственного регулирования, и золото должно рассматриваться нашим государством как один из активов, способных стать фактором преодоления кризисного потенциала не только отечественной валютной системы, но и Ямайской валютной системы в целом. Соответственно, на первый план должно выходить повышение эффективности функционирования системы валютного контроля, который осуществляют определенные органы, также являющиеся элементом российской валютной системы [23, c. 3].
- Органами валютного регулирования в России являются Центральный банк и Правительство Российской Федерации. Валютный контроль в нашей стране осуществляется Правительством РФ, а также органами валютного контроля - Центральным банком РФ и федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ [16, c. 56].
Агентами валютного контроля, в свою очередь, выступают уполномоченные банки, подотчетные банку России, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
С законодательной точки зрения, в целях повышения эффективности и оптимизации функционирования системы валютного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности был разработан и принят Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 406 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля», который вступил в силу 5 июня 2012 года [2].
Так, для обеспечения контроля за репатриацией резидентами денежных средств данным законом установлена обязанность представления резидентами уполномоченным банкам данных об ожидаемых в соответствии с условиями договоров максимальных сроках получения валютной выручки и исполнения нерезидентами обязательств в счет осуществленных резидентами авансовых платежей (для последующего отражения этой информации уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля) [18, c. 120].
Кроме того, федеральным законом был сокращен перечень информации, подлежащей отражению в паспорте сделки, оформляемом резидентом по внешнеторговому контракту. В целях расширения информационного обеспечения и повышения оперативности работы органов и агентов валютного контроля для уполномоченных банков установлена обязанность в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты оформления паспорта сделки, направлять его в электронном виде органам и агентам валютного контроля.
Помимо прочего, на основании Положения Банка России от 20 июля 2007 года № 308 - П «О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» реализуется передача от уполномоченных банков через Банк России в Федеральную службу финансово - бюджетного надзора только информации о выявленных нарушениях валютного законодательства. По итогам 2011 года уполномоченными банками была направлена информация о 750 тысячах нарушений [21, c. 180].