Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Финансовое оздоровление).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения о несостоятельности (банкротстве) по российскому законодательству
1.1.Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
1.2. Отношения регулируемые законом о несостоятельности (банкротстве)
Глава 2. Процедуры банкротства
Глава 3. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц
3.1.Банкротство градообразующих организаций
3.2.Банкротство сельскохозяйственных организаций
Введение
Актуальность темы исследования. Институт несостоятельности сравнительно недавно возродился в российском праве. В период существования плановой экономики не производилось правового регулирования деятельности несостоятельных субъектов. В какой-то мере это объяснялось тем обстоятельством, что имущество большинства хозяйствующих субъектов находилось в государственной собственности и появление несостоятельных субъектов не ущемляло права других собственников, поэтому и потребности в таком правовом институте не было.
Однако все изменилось с переходом к рыночной экономике. В новых условиях, когда государственный сектор экономики уже не является доминирующим, появились частные собственники, возникла необходимость правового регулирования отношений, возникающих между несостоятельным должником и его кредиторами. Несостоятельные субъекты в условиях рыночной экономики должны либо прекращать свою деятельность, либо проходить стадию финансового оздоровления. Правовые формы подобных отношений содержатся в нормах института несостоятельности.
Отношения несостоятельных субъектов в России до 1917 г. регулировались гражданским и торговым правом, а также соответствующими процессуальными нормами, а сам институт носил название конкурсного права, поскольку судьба несостоятельного должника определялась в ходе конкурсного производства.
Изучение проблем института несостоятельности требует прежде всего знаний о субъектах, принимающих участие в процедурах несостоятельности.
К несостоятельному должнику могут быть применены различные процедуры несостоятельности в зависимости от того, на какой стадии финансового кризиса он находится, какой деятельностью он занимается, к какому типу должников относится, добровольно или принудительно инициируется процедура несостоятельности.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы курсовой работы.
Объектом исследования являются отношения в сфере несостоятельности (банкротства) юридического лица.
Предмет исследования: правовое регулирование несостоятельности (банкротства) юридического лица как основания прекращения его деятельности в соответствии с российским законодательством.
Цель работы: исследование правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридического лица как основания прекращения его деятельности в соответствии с российским законодательством.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие и признаки несостоятельности (банкротства);
-проанализировать отношения, регулируемые Законом о несостоятельности (банкротстве);
-исследовать процедуры банкротства: введение наблюдения, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашения;
-выявить особенности банкротства градообразующих организаций;
-проанализировать особенности банкротства сельскохозяйственных организаций;
-провести анализ особенностей банкротства финансовых организаций.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, системный, сравнительно-правовой.
Глава 1. Общие положения о несостоятельности (банкротстве) по российскому законодательству
1.1.Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
Институт несостоятельности является, как указывают Кондрат Е.Н., Рыжих И.В., Шашихина Т.В., институтом частного права, поскольку в качестве методов правового регулирования в нем используются преимущественно частноправовые методы. Законодательство о несостоятельности включает в себя нормы материального права и процедурно-процессуальные нормы.
Круг участников гражданского оборота, которые могут быть признаны решением суда несостоятельными, установлен. Над имуществом неплатежеспособных и несостоятельных субъектов вводятся процедуры несостоятельности. Процедуры несостоятельности – это судебные процедуры, основания и порядок введения которых регулируются АПК РФ, ГПК РФ, Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»)[1].
В ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дано легальное определение основных категорий института несостоятельности. Понятия «несостоятельность» и «банкротство» в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» использованы как тождественные, хотя иногда законодатель использует только одно из них – «банкротство».
В романо-германской системе указанные понятия не совпадают; в российском праве понятие «несостоятельность» традиционно используется в цивилистике, а понятие «банкротство» - в уголовном праве[2].
Под несостоятельностью (банкротством) в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» понимается признанная судом, арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Среди признаков несостоятельности (банкротства) необходимо выделить: а) судебную санкцию; б) недостаточность денежных средств для удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и исполнения обязанностей по выплате обязательных платежей.
Должником в процедурах несостоятельности (банкротства) могут быть признаны граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, которые оказались неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение определенного законом срока.[3]
Круг субъектов, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами), указан в ст. 25 (граждане с 1 июля 2015 г., индивидуальные предприниматели) и ст. 65 ГК РФ - юридические лица.
Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание; фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
В качестве признаков несостоятельности (банкротства) ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает признак неплатежеспособности и в некоторых случаях признак недостаточности имущества. Как отмечает Е.Д.Суворов, неплатежеспособность раскрывается как признак несостоятельности наряду с недостаточностью имущества если анализировать понятия «неплатежеспособность», «недостаточность имущества» и «несостоятельность (банкротство)» в их соотношении, хотя такой вывод и не представляется однозначным, исходя из смысла закона, а иногда и прямо обозначает неплатежеспособность как признак несостоятельности, как, например, в п. 2 ст. 213.6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[4].
Одновременно в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» использовано понятие банкротство и даны его признаки (ст. 3), в качестве которых, собственно, и должны быть использованы неплатежеспособность и недостаточность имущества. В ст. 3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» анализируемые признаки законодателем непосредственно не названы, хотя содержательно речь идет именно о них.
Следует отметить, что понятия «несостоятельность» и «банкротство» в романо-германской системе различаются как нами уже отмечено выше, однако в современном российском законодательстве о несостоятельности они используются как тождественные: понятие банкротство чаще всего используется одновременно с понятием несостоятельность; в некоторых же случаях банкротство используется отдельно, что приводит некоторых авторов к суждениям о том, что они различны[5].
Процедуры несостоятельности могут быть введены при наличии признаков, указанных в п. 2 ст. 6 и 2 ст. 213.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».Анализируя указанные признаки, необходимо сказать, что законодатель не обозначил неплатежеспособность в качестве основания для введения процедур несостоятельности для юридических лиц, хотя и указал на наличие признаков несостоятельности (по терминологии закона - банкротства), установленных ст. 3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
С 1 июля 2015 г. законодателем неплатежеспособность обозначена в качестве основания для введения реабилитационных процедур реструктуризации долгов гражданина и реализации имущества в п. 2 ст. 213.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также указаны определенный размер и срок задолженности перед кредиторами.
Для физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, в качестве признака несостоятельности законодатель называет признак недостаточности имущества, который выражается в неспособности должника удовлетворить требования кредиторов в течение трехмесячного срока вследствие превышения пассивов над активами в имуществе должника (п. 1 ст. 3). Указанное правило действовало до 1 июля 2015 г. После этого срока для граждан введен иной признак несостоятельности (банкротства), для индивидуальных предпринимателей сохраняется неплатежеспособность с отличными признаками[6]. Существенно изменилась редакция ст. ст. 3, 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с 1 июля 2015 г.
Производство по делу о банкротстве гражданина может быть возбуждено, если требования к должнику, не исполненные в течение трехмесячного срока, составляют не менее чем 500 тыс. руб. (п. 2 ст. 213.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») и доказана его неплатежеспособность[7].
Для юридических лиц в качестве признака несостоятельности используется признак неплатежеспособности (п. 2 ст. 3), определяемый как неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если они не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. При этом требования к должнику - юридическому лицу в совокупности должны составлять не менее 100 тыс. руб. (п. 2 ст. 6), а с 1 июля 2015 г. - 300 тыс. руб. (п. 2 ст. 6 Закона в ред. от 29 декабря 2014 г.)[8].
С 1 июля 2015 г. изменилось правовое регулирование несостоятельности (банкротства) индивидуальных предпринимателей. Правовое регулирование осуществляется § 1.1, 2 и 4 гл. X Закона (ст. 214.1).
Для индивидуальных предпринимателей применяются процедуры реструктуризации долгов и реализации имущества (ст. ст. 213.2, 214.1, 216 Закона в ред. от 29 декабря 2014 г.) вместо процедур наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства.
Основанием введения процедуры реструктуризации долгов и реализации имущества выступает, как и ранее, неплатежеспособность согласно ст. 214 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», однако признаки неплатежеспособности изменяются, применяются те же, что и для граждан, а именно задолженность в размере не менее чем 500 тыс. руб., просрочка исполнения не менее трех месяцев (ст. ст. 214, 214.1, п. 3 ст. 213.6).
Законодатель вводит презумпцию неплатежеспособности (Приложение 1). Указанная презумпция может быть опровергнута, если гражданин способен погасить имеющиеся у него долги. Основанием для введения процедуры может быть и угрожающая неплатежеспособность, хотя именно этот термин российский законодатель не использует.
Для должников угрожающая неплатежеспособность как основание для обращения в суд или арбитражный суд с заявлением предусмотрена в ст. 8, а для граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, - в п. 2 ст. 213.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Признаком угрожающей неплатежеспособности гражданина является его очевидно предполагаемая неспособность погасить денежные обязательства и (или) исполнить обязанности по выплате обязательных платежей в установленный срок при условии, что у него имеются признаки неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества. Вероятно, в этом случае можно обратиться в суд с заявлением, не учитывая установленный размер обязательств и обязанностей.
1.2. Отношения регулируемые законом о несостоятельности (банкротстве)
В современной российской доктрине институт несостоятельности рассматривается как комплексный, в котором объединены нормы материальные и процессуальные, однако его не принято характеризовать в качестве сугубо процессуального института.
Аналогичное понятие может быть использовано для должников, способных быть субъектами процедур несостоятельности.