Файл: Банковские риски и основы управления ими (Классификациябанковских рисков.Методы управления ианализбанковских рисков).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятиеиуправлениебанковскимирисками
1.2. Классификациябанковских рисков.Методы управления ианализбанковских рисков
2. Система управления банковскими рисками на примере АО «Альфа-Банк»
2.1. Финансовая диагностика АО «Альфа-Банк»
2.2. Проблемы действующей системы управления банковскими
2.3.Совершенствование системы управления рисками в АО «Альфа-Банк»
Для достижения своих целей АО «Альфа-Банк» всегда не упускает из виду риски.
Риск-аппетит - это предельный размер риска по наиболее значимым видам риска, которые Банк готов принять для достижения своих бизнес-целей.
Риск-аппетит формирует основу для создания надлежащих лимитов наиболее значимых рисков, методологий оценки и процессов управления риском с целью обеспечения контроля над риском.
АО «Альфа – Банк» прогнозирует и устанавливает максимальные уровни риск-аппетита по наиболее значимым видам риска и ключевым бизнес-подразделениям в стратегии развития на три года с проверкой выполнения прогнозов и пересмотром не реже одного раза в год:
- Риск-аппетит по кредитному риску выражается величиной взвешенных по риску активов (RWA).
- Риск-аппетит по рыночному риску выражается величиной взвешенных по риску активов (RWА) и предельной величиной открытой валютной позиции (ОВП)[17].
- Риск-аппетит по операционному риску закрепляется двумя показателями: долей от валового дохода Банка (бухгалтерской мерой) и величиной потерь Банка (экономической мерой).
В таблице 7 представлен прогноз максимального уровня риск-аппетита АО «Альфа-Банка».
Таблица 7
Максимальные уровни допустимого риска АО «АльфаБанк»Млрд.руб.
RWA |
На 1.01.2015 г. |
На 1.01.2016 г. |
На 1.01.2017 г. |
Кредитный риск |
1 959 |
2 211 |
2 462 |
Рыночный риск |
258 |
291 |
320 |
Операционный риск |
269 |
316 |
359 |
Всего |
2 486 |
2 818 |
3 141 |
Подразделения по управлению рисками подчинены Главному Директору по Управлению рисками, Главному финансовому директору и независимы от бизнес-подразделений Банка.
Кредитной политикой АО «Альфа-Банк» установлены пять внутреннихлимитов на кредитный портфель:
- лимит концентрации на заемщика (группу связанных заемщиков) в зависимости от рейтинга;
- лимит совокупного размера крупных кредитных рисков;
- лимит диверсификации кредитного портфеля по рейтингу заемщиков;
- лимит концентрации кредитного портфеля по типу обеспечения;
- лимит концентрации кредитного портфеля по отраслям экономики.
Банк применяет большой спектр инструментов, которыенаправлены на снижение риска кредитных операций, и на уровне отдельных транзакций (оценка PD, LGD, EAD), и индикаторов кредитного риска на уровне всего портфеля.
Банк достаточно эффективноуправляет кредитными рисками, можно отметить следующие недостатки:
- недостаточную автоматизацию процесса определения качества заемщика;
- несовершенство кредитной процедуры в области документооборота между головным офисом и региональными отделениями;
- недостаточно отлаженная работа сотрудников по работе с просроченной задолженностью и самого комитета по работе с просроченной задолженностью.
Далее рассмотрим рыночный риск АО «Альфа-Банк». АО «Альфа-Банк» управляет рыночными рисками –установлением лимитов на размер позиции и на статистические меры риска, в целом для торговой позиции, так и для отдельных торговых инструментов. Главнымслабым местом Банка является недостаточно быстрое реагирование наизменения на финансовом рынке[18].
Исследуем опыт управления операционным риском.АО «Альфа-Банк» проводит регулярный мониторинг своих операционных рисков.
Несмотря на существенные сильные стороны системы управления операционными рисками в АО «Альфа-Банк», можно выделить следующие проблемы:
- Низкий уровень производительности труда. По данному показателю Банк сильно проигрывает как банкам развитых стран, так и банкам развивающихся рынков.
- Низкое качество обслуживания по скорости принятия решений, сложности процессов и процедур, общения и взаимодействию между Банком и клиентом, а также удобства и функциональности филиалов Банка.
В управлении активами и пассивами АО «Альфа-Банк» применяет,а также постоянно ведетсовершенствование динамической модели ликвидности, поданноймоделипрогнозируются потенциальные разрывы ликвидности на протяжении разных временных интервалов, включая разные предположениякризисамежбанковского рынка, увеличения просроченной задолженности по корпоративным кредитам и существенному сокращению срочных вкладов и средств до востребования. Данная модель применяется на ежедневной основе.
Процентный риск управляется Казначейством в пределах лимитов, которые установлены КУАП.
Курсовые риски управляются –балансированием валют по активами пассивам Банка.
В конце 2005 г. в АО «Альфа-Банк» создано подразделение,которое занимается управлением розничными рисками.Его инфраструктура опирается на всемирно известную системуподдержки решений (decisionsupportsystem), тогда как решенияо предоставлении розничных кредитов основываются на признанной во всеммире скоринговой модели (scoringmodel).Вуправленииимеются профессионалы в сфере управления рисками, атакже опытом работы на развивающихся рынках как России,и такжеза ее пределами. Банк намерен и в дальнейшем совершенствовать практику поуправлению розничными рисками, чтобы продолжать следовать своей стратегии вподдержании роста прибыли и укреплении своихпозиции в качестве одного из ведущих банков розничного кредитования.
2.3.Совершенствование системы управления рисками в АО «Альфа-Банк»
Разработанная система эффективного управления рисками дает возможность определить несоответствия в действующей системе управления рисками и предложить пути ее совершенствования.
Совершенствование системы управления рисками имеет цель -повышение привлекательности кредитных продуктов для всех категорий клиентов за счет упрощения процедур, сокращения времени принятия решений и повышения их предсказуемости, снижения требований по залогам и прочему обеспечению, большей дифференциации ставок и условий в зависимости от уровня риска клиента.
Важная задачав стратегии Банка в сфере управления рисками - это создание условий для более агрессивной коммерческой политики.
Проведем поэтапный сравнительный анализ разработанной автором системы управления рисками и действующей системы в АО «Альфа-Банк». На рисунке 7 представлен первый этап управления рисками попредлагаемой модели.
Рис. 7. Планирование управления рисками В Банке
В целом АО «Альфа-Банк» отвечает поставленным целям, обозначенным во второй главе данной работы. В рамках одной из них, а именно - использование возможностей роста, предлагаются возможные пути совершенствования[19].Важное направление в развитии Банка займет максимальная ориентация на клиента и в этом смысле его превращениев «сервисную» компанию.Это означает, что Банк будет стремиться кудовлетворению максимального объема потребностей в финансовых услугах каждого клиента,максимизируядоходы от каждого набора клиентских отношений.
Базовый анализ рисков, в ходе которого составляется риск-профиль АО «Альфа-Банк» проводится в нем каждые полгода, что соответствует предложенноймодели.
Следующим пунктом сравнения будет формирование органов (субъектов) управления рисками.
В таблице 8 представлен сравнительный анализ субъектов действующей системы управления рисками в АО «Альфа-Банк» и предлагаемой системы управления рисками.
Таблица 8
Сравнительный анализ систем управления рисками В АО «Альфа-Банк»
Субъект системы управления рисками |
Действующая система в АО «Альфа-Банк» |
Предложенная система |
Совет директоров |
Есть |
Есть |
Комитет по аудиту |
Есть |
Есть |
Комитет по кадрам и вознаграждениям |
Есть |
Есть |
Правление Банка |
Есть |
Есть |
Стратегический комитет по рискам |
Есть |
Есть |
Комитет по Управлению Активами и Пассивами |
Есть |
Есть |
Кредитные комитеты |
Есть |
Есть |
Комитет по операционным рискам |
Есть |
Есть |
Дирекция по управлению рисками |
Есть |
Нет |
Дирекция по взысканию просроченной задолженности |
Есть |
Нет |
Сравнительный анализ выявил ряд отличий, одним из которых является присутствие в АО «Альфа-Банк» Дирекции по управлению рисками.
Таким образом, в АО «Альфа Банк» представлен общий орган, отвечающий за функционирование системы риск-менеджмента, общее управление рисками, обеспечивая применение единых принципов и методов выявления, оценки, управления и доведения информации до руководства. В предлагаемой автором системе эти функции выполняются Советом Директоров, однако присутствие отдельного органа не является по мнению автора критичным. Также в АО «Альфа-Банк» взысканием просроченной задолженности занимается отдельный комитет, функции которого в авторской системе отнесены на Кредитный комитет. Учитывая масштабы рассматриваемого банка, вполне приемлемым является присутствие большего числа субъектов управления рисками и делегирование отдельных функций на специализирующиеся на данных функциях подразделения. Таким образом, общая структура органов управления банковскими рисками может быть сопоставлена с предложенной моделью.
АО «Альфа-Банк» уделяет достаточное внимание всем этапам управления рисками, которые, как предлагает автор, включают в себя следующие пункты:
- идентификацию рисков;
- процедуры оценки и методы снижения рисков;
- формирование риск-отчетности;
- мониторинг и контроль.
Однако в виду выявленных ранее недостатков в действующей системеуправления рисками, предлагается определенные меры воздействия, пути совершенствования управления отдельными видами банковских рисков.
Рассмотрим предложенные пути для каждого вида рисков.
Следует отметить, что в АО «Альфа-Банк» особое внимание уделяется кредитному риску. В рамках системы управления данный вид риска подразделяется на розничный и нерозничный кредитные риски. Такое деление является следствием присутствия в Банке кредитования как юридических, так и физических лиц и является не критичным отклонением от авторской системы.
Для оптимизации системы управления кредитным риском Банку рекомендуется реализация следующих пунктов:
- Построение систем формализованной оценки кредитного риска. Для каждого клиента (как физического, так и юридического лица) Банк должен иметь возможность корректно и в явном виде оценить ожидаемый уровень кредитного риска, который в свою очередь складывается из оценки риска клиента (вероятность дефолта) и риска транзакции (потери в случае дефолта).
- Увязка ценообразования и коммерческих приоритетов в области кредитования с оценкой уровня кредитного риска клиента и транзакции.
- Усиление роли функции управления рисками в процессе подготовки и принятия кредитного решения.
- Оптимизация кредитной процедуры и построение электронного документооборота для всех кредитных заявок. Эти факторы являются необходимыми не только для эффективного функционирования кредитного процесса внутри Банка, но и для обеспечения прозрачности кредитных решений и эффективного взаимодействия между функцией управления рисками и клиентскими подразделениями Банка.
- Построение выделенной и консолидированной службы мониторинга качества кредитного портфеля и работы с просроченной задолженностью. Основной задачей в данной области является максимально раннее выявление потенциально проблемной задолженности и профессиональная работа с ней на тех стадиях, когда мероприятия по ее реструктуризации и взысканию могут быть наиболее эффективными.
- Формализация кредитной стратегии Банка и создание эффективных механизмов мониторинга и управления параметрами кредитного риска Банка на уровне портфеля.
Первоочередная причина подверженности банка процентному риску- это фиксация процентных ставок как по выдаваемым кредитам, так и по депозитам. В связи с периодическим изменением процентных ставок на законодательном уровне, обязательства Банка могут иметь непропорционально высокие процентные ставки по сравнению с его активами, и наоборот. Путем совершенствования управления процентным риском станет формирование команды аналитиков, способных проводить качественный мониторинг финансовой ситуации и делать достоверные прогнозы, на основании которых будет осуществляться страхование процентных рисков по средствам валютных форвардов и процентных свопов.
Одной из основных областей совершенствования является система управления операционными рисками банка.
Основная задача в сфере операционных рисков - этоликвидация пробелов с одновременным устранением избыточных механизмов контроля.Формирование единой операционной модели будетпозволять повышатьпропускную способность, объем продаж и качество обслуживания,исоответственномаксимально использовать эффект экономии на масштабах. Повысится управляемость и качество работы за счетуглубления специализации, решения однородных задач, формированияпрозрачной системы мотивации.
Принципы развития операционной модели Банка должныстать:
- построение единой операционной модели Банка;
- оптимизация процессов и процедур;
- создание системы управления операционной деятельностью в Банке;
- выстраивание промышленного процесса обеспечения продаж и обслуживания клиентов;
- обособление операционной функции от процессов, связанных с продажами и обслуживанием (фронт-офиса);
- автоматизация только оптимизированных и стандартизированных процессов.
Такимобразом, основные направления вразвитиив данной области -это выстраивание на уровне Банка консолидированной системы поуправлению пассивами и активами, в основе даннойсистемы лежат экономически обоснованное трансфертное ценообразование, учет и распределение экономического капитала, и активное моделирование и управление соответствующими категориями риска.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банковский риск представляет собой вероятность потерь в виде недополучения доходов, утраты или снижения стоимости активов, а также возникновения дополнительных издержек.
Деятельность коммерческого банка всегда нацелена на максимизацию прибыли и минимизацию издержек. Любая предпринимательская деятельность неизбежно связана с рисками. Что же касается деятельности банка, то, помимо общих рисков, для нее также характерны риски, вытекающие из самой специфики банковской деятельности.