Файл: Порядок приема денежной наличности от организаций (Порядок выдачи денег организациям).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для более наглядного представления приходная кассовая операция представлена на рисунке 6

Рис. 6. Схема приходных кассовых операций

Таким образом, на рисунке 6 наглядно видно сущность схемы функционирования приходных кассовых операций.

Далее проанализируем расходные кассовые операции.

В начале рабочего дня заведующий кассой должен выдать кассовому работнику сумму наличных денег, которая необходима для осуществления работником расходных операций, при этом проставляется подпись кассового работника в книге учета принятых и выданных ценностей. В случае есликассовые операции выполняются заведующим кассой или работником, то запись в книге учета не осуществляется [7].

Организация может получить наличные деньги из кассы банка со своего банковского счета в пределах суммы, которая находится на счете, или же на другую сумму, если это определено в договоре. Выдача наличных денег организации осуществляется по денежному чеку, который оформляется самой организацией в день получения организацией или же накануне дня получения денег. Для выдачи наличных денег из кассы оформляется расходный кассовый ордер, бланк которого представлен в приложении 3.

Расходный кассовый ордер проверяется и оформляется бухгалтерским работником, затем передается кассовому работнику. Бухгалтерский работник должен предоставить марку от денежного чека организации для ее предоставления в кассу банка. Если же обязанности бухгалтерского работника выполняет кассовый работник, то такая марка организации не предоставляется [7].

Когда кассовый работник получил расходный кассовый документ, он должен выполнить следующие действия:

  • проверить наличие всех подписей бухгалтерских работников, которые оформляли и проверяли расходный кассовый ордер, а также соответствие подписей образцам;
  • сверить фактически выдаваемую сумму и сумму, прописанную цифрами и прописью в расходном кассовом ордере;
  • проверить данные прописанные в расходном документе на соответствие с первичными документами (паспортом или другим документом, удостоверяющим личность);
  • подготовить сумму наличных денег к выдаче;
  • сверить номер контрольной марки с номером на расходном кассовом документе и приклеить данную марку к расходному кассовому ордеру;
  • передать клиенту расходный документ для подписания;
  • пересчитать сумму наличных денег, подготовленную к выдаче, при этом пересчет должен осуществляться в присутствии самого клиента [20, с.51].

Кассовый работник выдает деньги из кассы клиенту как полными пачками банкнот, так и неполными, при этом пересчет неполных пачек осуществляется путем поштучного пересчета. При этом кассовый работник имеет право выдать наличные деньги организации, которые предварительно упакованы в сумку. Сумка должна быть опромбирована и к ней должен быть прикреплен ярлык с подписью суммы.

При получении денег, клиент должен проверить сумму в присутствии кассового работника, а также проверить сохранность всех упаковок и промб. Если клиент не пересчитает деньги в присутствии кассового работника, а после получения денег предъявит банку претензии, то банк уже не несет ответственности перед клиентом [7].

Если выдача денег производиться с предварительно подготовленными деньгами, банк предоставляет право клиенту поштучно пересчитать деньги в специальных индивидуальных кабинетах, которые расположены при кассах. При этом пересчет денег должен осуществляться в присутствии контролирующего работника. Если при пересчете обнаружена недостача или излишек, то составляется акт, который подписывается клиентом и контролирующим работником. При этом сумма излишне выданная, должна изыматься у клиента, а недостающая сумма наоборот выдается клиенту.

Далее составленный акт должен быть передан контролирующим работником заведующему кассой.

Для более наглядного представления расходная кассовая операция представлена на рисунке 7

Рис.7. Схема расходной кассовой операции

Таким образом, был проанализирован порядок приема и выдачи наличных денег предприятиям и организациям согласно нормативно-законодательной базе, действующей в РФ. Основными правилами осуществления приема и выдачи наличных денег являются следующие:

  • каждая операция должна быть подтверждена документально, то есть должны присутствовать приходные или расходные кассовые документы;
  • необходимо проверять правильность и достоверность заполнения кассовых документов:
  • каждый приходный или расходный кассовый документ должен быть отражен в журнале учета;
  • прием, выдача и пересчет наличных денег должны осуществляться таким образом, чтобы и кассовый работник, и клиент могли видеть друг друга;
  • при обнаружении недостачи или излишка наличных денег, должны оформляться соответствующие документы;
  • недостача или излишек принятых или выданных наличных денег признается при условии пересчета наличных денег в присутствии обеих сторон;
  • подписи банковских работников должны сверяться с образцами подписей [1].

Следовательно, при выполнении основного порядка приема и выдачи наличных денег банком, должны отсутствовать ошибки при ведении кассовых операций. Для оценки правильности выполнения банковских операций в коммерческом банке с определенной периодичностью проводиться ревизия, порядок которой буден рассмотрен ниже.

Таким образом, можно сделать общий вывод о порядке приема и выдачи наличных денег. По проведенному анализу деятельности банка можно сделать вывод, что в настоящее время ОА «Россельхозбанк» - это один из крупнейших банков в России, который сегодня являетсяуниверсальным коммерческим банком, предоставляющим все виды банковских услуг и занимающим лидирующие позиции в финансировании агропромышленного комплекса России. Динамика основных финансово- экономических показателей деятельности банка говорит о стабильном развитии и постоянно увеличивающихся масштабах деятельности.

Основным нормативным документом, регулирующим порядок приема и выдачи денег, является положение Банка России № 318-11.

При выполнении основного порядка приема и выдачи наличных денег банком, должны отсутствовать ошибки при ведении кассовых операций. Для оценки правильности выполнения банковских операций в коммерческом банке с определенной периодичностью проводиться ревизия.

Ревизия наличных денег позволяет сделать вывод о полноте и достоверности действий кассовых работников и должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей. Проверка порядка ведения бухгалтерского учета дополняет ревизию наличных денег и позволяет сделать вывод о правильности ведения бухгалтерского учета кассовых операций.

Организация кассовой работы в АО «Россельхозбанк» основывается на нормативно-законодательной базе РФ, которая была описана в первой главе работы. При этом банк выделяет основные кассовые операции: открытие и ведение счетов, оплата коммунальных, прием и выдача средств со счета, валютные операции, упаковки и хранение наличных денег. При этом банк выделяет специальные счета, предусмотренные для юридических лиц.

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ


3.1. Рекомендации пoоптимизации кассовых операций в АО «Россельхозбанк»

Одним из наиболее эффективных методов оптимизации работы кассы банка является установка банкоматов и терминалов. С помощью нихпоявляется возможность разгрузить работу кассы, так как с помощью банкоматов и терминалов можно выполнить такие кассовые операции как:

  • снятие и зачисление денег на счет клиента;
  • перевод денег между счетами клиента и между счетами разных клиентов;
  • оплата коммунальных платежей;
  • расчеты с поставщиками;
  • оплата государственных пошлин, налогов и других платежей в бюджет;
  • уплата ежемесячных платежей по кредиту;
  • оплата мобильной связи и многие другие операции.

Таким образом, установка, например, 2 банкоматов в филиале АО «Россельхозбанка» позволить клиентам иметь круглосуточный доступ к управлению своими счетами и совершению кассовых операций без помощи кассовых работников. К тому же это снизит загруженность кассовых работников.

Для установки в дополнительном офисе необходимо рассчитать вес возможные затраты, которые представлены ниже.

Приобретение банкоматов: 2 шт. по цене 1000000 рублей = 2 000 000 рублей.

Ежемесячное обслуживание: 2 шт. по тарифу 1000 рублей = 2000 рублей в месяц.

Норма прибыли ежегодно составляет примерно 5500 рублей с одного банкомата.

При этом для дальнейшей оптимизации кассовой работы автором предлагается расширить возможности интернет-банка, тем самым увеличить количество клиентов, которые пользуются услугами дистанционного обслуживания. Это в свою очередь увеличит выручку банка от кассовых операций, и прибыль банка соответственно, так как себестоимость обслуживания кассовых операций дистанционным способом меньше, чемклассическим способом в банке. Но для этого сначала необходимо доказать экономическую эффективность дистанционного обслуживания. Так, себестоимость обслуживания клиентов в банке и дистанционного обслуживания разниться примерно в 3 раза, то есть дистанционное обслуживание в 3 раза экономически выгоднее, чем кассовое обслуживание клиентов в банке. На рисунке 8 представлена динамика числа клиентов пользующихся услугами дистанционного обслуживания [10-12].

Рис. 8. Динамика числа клиентов, пользующихся услугами дистанционного обслуживания АО «Россельхозбанк», чел.

Если взять во внимание, что за пользование услугой интернет-банком c одного клиента взимается плата в среднем 100 рублей в месяц, следовательно, выручка за год со всех клиентов будет следующая, рис. 9. При этом прибыль банка вырастет с темпом роста большим, чем выручка, так как затраты на дистанционное обслуживание меньше.


Рис. 9. Выручка от кассовых операций дистанционного обслуживания АО «Россельхозбанк», тыс.руб.

Таким образом, наглядно видно, что выручка от дистанционного обслуживания кассовых операций увеличивается за 2011-2015 годы. При этом стоит отметить, что клиенты банка активно пользуются услугами дистанционного обслуживания, но при этом нельзя сказать, что вес категории клиентов уже пользуются данными услугами. Для того, чтобы выявить причины, по которым некоторые клиенты не пользуются данными услугами автором был проведен опрос клиентов банка. В опросе участвовали 100 человек, которые в разное время пользуются кассовыми услугами банка, результаты опроса представлены в таблице 1, при этом из каждой возрастной категории было опрошено по 25 человек. В ходе опроса клиентам банка были заданы следующие вопросы:возраст клиента;пользуются ли услугами дистанционного обслуживания;если не пользуются, то по какой причине.

Таблица 1

Результаты опроса

Возраст

клиентов/

причины

Недостаточная

безопасность

Ед.Чел.

Недоверие к услуге (неудобно) ед.чел.

Недостаточная информированность об услуге ед.чел.

До 25 лет

18

2

5

26- 40 лет

8

2

15

41-55 лет

7

5

13

Более 56 лет

1

20

4

Таким образом, по таблице 1 наглядно видно, что клиенты в возрасте до 25 лет считают дистанционное обслуживание небезопасным, клиенты в возрасте 26-40 лет - недостаточно информированы о возможностях данной услуги и также считают не совсем безопасной, клиенты в возрасте 41-55 летсчитают также как и клиенты в возрасте 26-40 лет, а клиенты в возрасте более 56 лет считают ее просто неудобной для них.

При этом в ходе опроса был также задан вопрос о том,что если бы клиенты были больше информированы о данной услуге использовали бы они ее или нет, и около 60% опрошенных ответили положительно.

Следовательно, можно сделать вывод, что банку необходимо больше информировать об услуге дистанционного обслуживания, так как это позволит увеличить прибыль банка, а также снизить нагрузку кассовых работников.