Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Обзор денежно-кредитной политики России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время экономическая ситуация России значительно отличается от экономического положения прошлых десятилетий. Главные проблемы государства связаны с нестабильностью будущего развития мировой экономики и санкциями, введенными западными странами. Данная мировая ситуация выступает катализатором для принятия существенных и важных решений и организации дополнительных импульсов к развитию экономической ситуации.

В условиях современности государства находятся в поисках необходимых стимулов, которые будут способствовать подъему экономики. Обсуждения, которые направлены на поиск целей и задач в области финансовой политики, занимают особое место в современных условиях развития финансовой политики.

Финансовая политика является частью экономической политики государства и представляет собой совокупность государственных мероприятий, которые направлены на обеспечение устойчивого, стабильного и эффективного функционирования экономики, а также финансового сектора страны, на привлечение финансовых ресурсов в госбюджет, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Так, независимо от степени развития страны основными целями в стратегическом масштабе государственной финансовой политики выступают организация финансовых условий для социально-экономического развития общества, совершенствования степени и качества жизни населения страны.

Целью данного исследования является изучение финансовой политики современной России. Данная цель была достигнута при выполнении следующих задач:

1) раскрыть содержание и значение финансовой политики государства;

2) охарактеризовать виды государственной финансовой политики;

3) проанализировать современную налоговую политику России;

4) провести анализ бюджетной политики России;

5) осуществить обзор денежно-кредитной политики России;

6) рассмотреть направления совершенствования налоговой политики Российской Федерации.

Предметом исследования является национальная экономика как экономическая система. Объект исследования – финансовая политика государства.

Теоретической и правовой базой исследования являются нормативно-правовые акты Российской Федерации, основу которой составляют положения Бюджетного кодекса и бюджетного законодательства, Налогового кодекса и налогового законодательства, научная, специальная и справочная литература, книги и монографии, статьи ведущих экономистов и бухгалтеров, внесших значительный вклад в экономическую теорию, а также личные наблюдения.


Методическую основу работы составили метод диалектики и общая теория познания, а также принципы диалектической логики: индукции и дедукции, анализа и синтеза, аналогии. Применялись методы сравнения, классификации, экспертных оценок, методы сбора и обработки экономической информации.

1. Теоретические аспекты
государственной финансовой политики

1.1. Содержание и значение финансовой политики государства

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. При организации финансовых отношений по распределению, перераспределению и использованию валового внутреннего продукта и национального дохода государство определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой страны, всеми ее сферами и звеньями.

Финансовая политика – это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства[1].

Главная цель финансовой политики состоит в создании финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов общества и финансового потенциала государства.

Государство в лице органов законодательной (представительной) и исполнительной власти – главный субъект проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач. Субъектами финансовой политики являются также органы местного самоуправления, организации различных форм собственности.


Объектами финансовой политики являются денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств во всех сферах и звеньях финансовой системы.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач[2].

Финансовая тактика – это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны[3].

Общими принципами формирования финансовой политики государства в глобальном плане следующие:

1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов. Она формируется на основе анализа текущего состояния экономики, перспектив ее стабилизации, развития производительных сил и производственных отношений, потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах. Цель научно обоснованной концепции развития финансов — наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности.

2. Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Формирование централизованных фондов денежных средств государства осуществляется в целях обеспечения финансирования расходов на содержание органов государственной власти, армии, судебно-исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а также накопления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного значения. Формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода (в форме косвенных налогов), так и на стадии вторичного его распределения (перераспределения) в форме части прибыли предприятий и доходов населения. Централизация части финансовых ресурсов характерна для всех государств.

3. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства. Цель выработки основных направлений — наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их, прежде всего, в приоритетные сферы, а также в социальную сферу. Достижение наибольших результатов при наименьших финансовых затратах остается первостепенной задачей как для государства в целом, так и для каждого хозяйствующего субъекта.


4. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. Реализация этого принципа возможна только при функционировании эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений[4]. Он включает:

— методы распределения национального дохода;

— способы образования государственных бюджетных фондов на федеральном и территориальном уровнях;

— методы образования государственных внебюджетных социальных фондов;

— виды платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

— финансовое планирование и прогнозирование;

— финансовый контроль[5].

Таким образом, государственная финансовая политика — это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.

Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики.

Результативность государственной финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия. Являясь главным субъектом проводимой финансовой политики, государство разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.

1.2. Виды государственной финансовой политики

Финансовая политика государства охватывает следующие основные компоненты (рисунок 1):

  • налоговую политику;
  • бюджетную политику;
  • денежно-кредитную политику;
  • ценовую политику;
  • таможенную политику;
  • социальную политику;
  • инвестиционную политику;
  • политику в сфере международных финансов[6].

Отметим, что стратегической задачей финансовой политики страны можно назвать достижение сбалансированности бюджетов всех уровней. Для этого необходимо внедрение скоординированной, единообразной бюджетной политики федерального центра, регионов, муниципальных образований, которые должны придерживаться цели укрепления госфинансов.


Рисунок 1 – Виды финансовой политики государства

Однако необходимо заметить, что для поддержания экономической стабильности необходимо проводить сокращение налогового бремени. Для этого целесообразно выполнение принятых законов по снижению налогообложения, а также анализ их влияния на экономическое положение и бюджетные доходы[7].

Также одним из основных направлений совершенствования бюджетной политики – это оптимизация состава расходов бюджета и сокращение его расходов по всем возможным статьям. Нами видится, целесообразным необходимость дальнейшего снижения расходов на обслуживание госдолга.

Финансовая политика государства должна быть тесно связана с денежно-кредитной политикой. Актуальным направлением государственной политики в данном направлении можно назвать активизацию центральных банков на открытом рынке. Сейчас также требует решения такая проблема бюджета, как увеличение эффективности использования государственной собственности.

Итак, в рамках совершенствования финансовой политике на современном этапе необходимо проведение следующих мероприятий:

  • снижение налоговой нагрузки;
  • упорядочение гособязательств;
  • концентрация финансовых ресурсов для решения приоритетных задач и проблем;
  • снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен;
  • организация эффективной структуры межбюджетных отношений, а также эффективное управление госфинансами[8].

Так, финансовая политика государства на современном этапе базируется на текущей экономической ситуации. Финансовая сфера одна из первых почувствовала последствия кризиса и до сих пор находится под ощутимым давлением. Недостаток ресурсов, колебания валюты, отток капитала значительным образом влияют на устойчивость банковской системы. Конечно, в данной ситуации органы государственной власти предпринимает все возможные варианты для замедления темпов инфляции и подержания рыночной стабильности.

К слову, еще одной из немаловажной составной частью современной финансовой политики выступает политика в сфере государственного социального страхования, связанная с деятельностью государственных внебюджетных фондов, которые обеспечивают реализацию обязательного пенсионного страхования (ОПС), обязательного медицинского страхования (ОМС) и соцзащиту населения при временной нетрудоспособности [1; 11]: Так, эффективная реализация данного компонента финансовой политики государства, в первую очередь, оказывает влияние на социальное развитие общества, улучшение условий жизни и благосостояния населения.