Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Обзор денежно-кредитной политики России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нельзя не отметить, что финансовая политика государства на современном этапе должна иметь ориентир на привлечение иностранных инвестиций. Конечно, данный вектор развития имеет большое количество проблем в связи с введенными санкциями, ставя Россию в весьма невыгодное положение. Но и данная ситуация является определенным катализатором и драйвером для развития финансовой политики и экономики России.

Таким образом, финансовая политика государства на современном этапе развития, несомненно, требует принятия адекватных и эффективных мер по ее усовершенствованию. На наш взгляд, внедрение новейших разработок и рекомендаций в области повышения качества финансовой политики являются неотъемлемой процедурой развития современной финансовой системы государства.

2. Анализ государственной
финансовой политики Российской Федерации

2.1. Анализ налоговой политики России

Традиционно Основные направления налоговой политики на перспективу формируются в Посланиях Президента РФ. В них, на основе анализа Министерства Финансов РФ за предыдущие периоды, разрабатывается Концепция, которая ложится в основу политики государства в налоговой сфере. Предложенный Минфином РФ проект, доведенный до населения Президентом, подлежит утверждению в Госдуме РФ[9].

В настоящее время сформирован Проект основных направлений развития налогообложения на 2017-2019 годы[10].

В очередной раз широко декларируемая политика государства на поддержку предпринимательства и малого бизнеса так и осталась на уровне благих деклараций. Фактически же идет ужесточение налоговой политики. Ни о каком снижении налогового бремени на эти категории в 2017-2019 годах речи не идет.

Государство по прежнему усиливает налоговый прессинг на те категории, с которых реально можно взимать налоги, и декларативно ослабляет их для тех категорий и сфер деятельности, в которых оно не имеет реальных рычагов по взысканию налогов. Внешне сохраняется иллюзия сбалансированности налоговой политики, которая именуется «оптимизацией налогообложения».


Единственным шагом, который сделан в направлении «стимулирования» развития предпринимательства – это предполагаемое освобождение от взимания налога от НДФЛ на период до 31.12.2018 г на деятельность ограниченной категории лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации ИП. В эту категорию включены уборщицы, домохозяйки (по найму), репетиторы, няни, сиделки и так далее, то есть так называемые самозанятые граждане.

То есть, государство позволяет им в добровольном порядке до конца 2018 года декларировать свои доходы и обязуется не применять штрафных санкций, при условии, что после окончания этого срока они перейдут в разряд ИП и станут уплачивать налоги на общих основаниях. Эта мера – подтверждение полного бессилия государства в сфере налогообложения самозанятых граждан, которые традиционно не декларируют свои доходы и не являются индивидуальными предпринимателями.

Объявленные налоговые каникулы – не более чем фикция. Государство, в любом случае, не в состоянии обеспечить поступление налогов от этой категории, поэтому оно с легкостью прощает то, чего никогда не имело.

Иначе обстоят дела в отношении категорий налогоплательщиков, по отношению к которым имеются реальные рычаги воздействия по взыманию налогов. И здесь скромно упускается, является ли налогоплательщик субъектом малого предпринимательства или нет. Главное, чтобы его деятельность попадала в категорию, традиционно стабильно приносящую доход государству. Изменения поступательно усиливают налоговую нагрузку на:

- предприятия нефтедобывающей отрасли;

- производителей и операторов энергоресурсов газа и воды;

- строительные организации;

- финансовые компании;

- транспортные предприятия;

- сферу услуг ЖКХ;

- торговые предприятия;

- образовательные учреждения;

- туристический бизнес.

Безрадостная перспектива постоянного роста акцизов в России ожидает автовладельцев использующих бензин класса 5. Рост до 2019 года должен составит более 9%. В 2 раза планируется повысить акцизы на алкогольную продукцию (кроме шампанских и фруктовых вин). Ввести акциз на электронные сигареты а ставки акцизов на иную табачную продукцию повысить на 10%, в 2018-2019 дополнительно проиндексировать их на 10% по отношению к ставкам предыдущего года.

Последние новости – самая безрадостная перспектива ожидает владельцев загородной недвижимости. На подходе принятие закона о взимании налога на имущество физических лиц в отношении объектов незавершенного строительства, поставленных на кадастровый учет. Отныне даже шесть столбиков фундамента под основание будущего «терема» будут облагаться налогом наравне с уже введенным в эксплуатацию коттеджем.


Среди мер, направленных на повышение налогового прессинга есть и ряд мер, которые несколько послабляют налогообложение:

1. Предоставление права на уменьшение ЕНВД в случае приобретения ККТ (контрольно-кассовой техники) нового поколения, обеспечивающих передачу фискальных документов налоговикам до 18 тыс. руб.

2. Введение новой системы налогообложения (НДД) для пилотных проектов разработки нефтегазовых месторождений.

3. Освобождение от налогообложения доходов по купонам облигаций Государственного займа.

4. Возврат иностранным физическим лицам сумм НДС (частично) при приобретении товаров на территории РФ, в период их временного пребывания.

Таким образом, налоговая политика на 2017-2019 годы не сулит россиянам каких либо приятных сюрпризов. Россия вступила в затяжную полосу роста налогового бремени, объясняемую сложностями финансового положения государства в связи с санкциями западных стран.

В плановом периоде общие контуры сформированной к настоящему моменту налоговой системы останутся без изменений. Однако с учетом складывающей экономической ситуации и состояния бюджетной системы налоговые инициативы, намеченные к реализации в 2017-2019 годах, равно как и иные параметры налоговой системы (включая взносы на обязательное государственное социальное страхование), могут быть скорректированы в 2018 году при определении налоговой политики на 2019-й и последующие годы.

Для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ  в налоговых периодах с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года ограничивает возможности по переносу убытков прошлых лет. Перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, будет допускаться в размере не более 50% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет.

В целях совершенствования порядка обложения НДС предлагается:

- реализовать механизм возврата иностранным физическим лицам части сумм НДС, уплаченных ими при приобретении товаров в период временного пребывания в Российской Федерации;

- включить в счета-фактуры новые показатели. Проект соответствующего постановления Правительства РФ  проходит в настоящее время общественное обсуждение;

- начиная с 2018 - 2019 годов взимать в Российской Федерации НДС с ввозимых товаров, реализуемых зарубежными поставщиками российским физическим лицам с использованием интернет-площадок;

- упростить администрирование начисления НДС, полученного продавцом в составе авансового платежа, а также принятия к вычету у покупателя НДС, уплаченного в составе авансового платежа;


- установить нулевую ставку НДС на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении с 1 января 2017 года до 1 января 2030 года, продлить срок применения нулевой ставки НДС на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении до 1 января 2030 года.

Чтобы вовлечь в налоговый оборот объекты капитального строительства, которые поставлены на кадастровый учет и в отношении которых осуществлена кадастровая оценка, но права собственности на которые не зарегистрированы в установленном порядке, прорабатывается вопрос законодательного закрепления обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов за собственниками земельных участков, на которых расположены указанные объекты.

Чтобы увеличить доходы субнациональных уровней бюджетной системы РФ, законодатели планируют поэтапную отмену действующих налоговых льгот, установленных на федеральном уровне по региональным и местным налогам, с передачей соответствующих полномочий на региональный (местный) уровень. В частности, предлагается с 2018 года отказаться от льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, утвержденной на федеральном уровне.

2.2. Анализ бюджетной политики России

Резкое изменение внешнеэкономической и политической конъюнктуры в 2014 году и ее повышенная подвижность, сохранявшаяся в течение 2015 года и первой половины 2016 года, предопределили временный переход к однолетнему бюджету. С 2017 года Правительство РФ вновь вернулось к трехлетнему бюджетному планированию, что для экономических субъектов означает снижение уровня неопределенности относительно основных приоритетов, механизмов и принципов бюджетной политики.

Традиционной разработкой и реализацией бюджетной политики в России занимаются преимущественно два ведомства – Министерства финансов РФ и Министерство экономического развития РФ.

Что касается политики в области бюджетных расходов, здесь Минэкономразвития предлагает придерживаться положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 по ежегодному сокращению расходов федерального бюджета в реальном выражении не менее чем на 5% не только в 2017 году, но и в 2018-2019 годах - за счет выявления неэффективных затрат.

Одна из ключевых мер программы бюджетной консолидации на ближайшую трехлетку - заморозка бюджетных расходов в номинальном выражении на уровне в 15,8 трлн руб. При этом выбранный подход обеспечивает выполнение социальных обязательств государства в полном объеме.


В рамках повышения операционной эффективности бюджета в 2017 - 2019 годах Минфин планирует продолжать реализовывать меры, направленные на сокращение дебиторской задолженности, оптимизацию расходования бюджетных средств, повышение эффективности бюджетных инвестиций и совершенствование предоставления межбюджетных трансфертов, в том числе:

1) расширение применения механизма казначейского сопровождения бюджетных инвестиций и субсидий;

2) полномасштабное внедрение механизма казначейского аккредитива, в том числе в рамках гособоронзаказа;

3) переход от предоставления государственным корпорациям и госкомпаниям имущественных взносов к иным механизмам (со)финансирования проектов строительства из бюджета;

4) перераспределение бюджетных ассигнований на капстроительство объектов, не обеспеченных утвержденной проектной документацией, в пользу иных, более эффективных расходов;

5) оптимизация расходов на государственные закупки – формирование каталога товаров (работ, услуг), создание системы сбора и анализа референтных цен, совершенствование модели взаимодействия с электронными торговыми площадками и др.;

6) внедрение различных механизмов перечисления межбюджетных трансфертов (в форме субсидий) и контроля в зависимости от механизма их предоставления - софинансирование или возмещение произведенных расходов бюджетов субъектов РФ;

7) внедрение нового подхода к порядку перечисления субсидий при поступлении платежных документов от получателей средств бюджета субъекта РФ в соответствии с установленным уровнем софинансирования и санкционирования Федеральным казначейством оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта РФ.

В плановом периоде предполагается продолжить развитие системы государственного и муниципального финансового контроля, в том числе посредством:

- расширения перечня объектов государственного и муниципального финансового контроля (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц – производителей товаров, работ, услуг);

- смещения акцентов с последующего на предварительный контроль, организации бюджетного мониторинга на регулярной основе;

- перехода к риск-ориентированному методу планирования и осуществления контрольной деятельности;

- определения условий взаимного признания органами внешнего и внутреннего государственного и муниципального финансового контроля результатов контрольной деятельности;