Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Обзор денежно-кредитной политики России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- введения в бюджетное законодательство понятия «ущерб публично-правовому образованию»;

- утверждения стандартов осуществления внутреннего государственного финансового контроля в отношении всех бюджетов бюджетной системы РФ;

- внедрения классификатора нарушений в сфере бюджетных правоотношений и сфере государственных закупок;

- совершенствования системы санкций за нарушения в финансово-бюджетной сфере, учитывающих наличие и масштаб ущерба;

- регламентации механизма досудебного обжалования представлений, предписаний, действий (бездействия) должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В течение 2017-2019 годов запланирован постепенный переход Федерального казначейства к новой целевой модели управления остатками на едином казначейском счете, предполагающей ежедневное таргетирование остатка «неиспользуемых» средств. Основной целью должна стать реализация политики управления каждым временно свободным бюджетным рублем (модель «нулевого» остатка).

В целях повышения эффективности оказания государственных услуг в 2017-2019 годах планируется:

1) создать правовые основания для привлечения негосударственных организаций к предоставлению государственных услуг посредством проведения конкурентных процедур отбора с использованием в том числе механизмов государственно-частного партнерства, конкурсов и аукционов, сертификатов на оказание услуг;

2) законодательно закрепить общие подходы к порядку формирования госзаказа, порядку проведения конкурсов и аукционов в целях отбора исполнителей государственных услуг в социальной сфере, к форме и содержанию сертификата на оказание государственных услуг в данной сфере;

3) обеспечить равные условия доступа к оказанию государственных услуг для всех юридических лиц вне зависимости от организационно-правовой формы.

В 2017 году предстоит принять новую редакцию БК РФ, призванную закрепить результаты проведенных за последние 16 лет бюджетных реформ. Новая редакция позволит завершить кодификацию бюджетного законодательства, консолидировать в единую систему нормы всех принятых за последние годы федеральных законов, регулирующих бюджетные правоотношения, с целью введения в действие системного, стабильного и удобного для правоприменения закона. В случае принятия новой редакции БК РФ в 2017 году ее положения могут быть применены в 2018 году при составлении проектов бюджетов на 2019-2020 годы, а в части исполнения бюджетов – с 1 января 2019 года.


2.3. Обзор денежно-кредитной политики России

В настоящее время, когда в целом уда- лось обеспечить стабилизацию ситуации в российской экономике после второй волны нефтяных шоков середины 2015 – начала 2016 г. и наметились признаки ее адаптации к изменившимся внешним условиям, первостепенной задачей государственной макроэкономической политики становится создание условий и стимулов для поступательного и  устойчивого экономического развития России. В настоящее время востребованной является стратегия, направленная на  преодоление структурных проблем российской экономики, улучшение качества функционирования социально-экономических институтов, обеспечение макроэкономической, в  том числе финансовой и  ценовой, стабильности.

Денежно-кредитная политика Банка России играет основную роль в  формировании таких важных условий экономического развития и  социальной стабильности, как низкие темпы инфляции, предсказуемый уровень процентных ставок, защищающий сбережения от  инфляционного обесценения и необходимый для планирования инвестиций. Эти условия обеспечиваются прежде всего через сдерживание инфляционных процессов. Денежно-кредитная политика нацелена на постепенное снижение годовой инфляции до 4% и поддержание ее вблизи этого уровня в  дальнейшем. При стабильно низкой инфляции предприятия и  домашние хозяйства могут более уверенно строить производственные и  семейные планы, принимать решения о  расходах, сбережениях и  инвестициях.

Целевой уровень инфляции 4% выбран с  учетом особенностей ценообразования и структуры экономики в нашей стране. Это несколько выше, чем в странах с развитыми рыночными механизмами, многолетним опытом сохранения ценовой стабильности, укрепившимся доверием к денежным властям и низкими инфляционными ожиданиями. В таких странах цель по инфляции обычно устанавливается на уровне от 1 до 3%.

Наряду с указанными факторами выбор в пользу 4% продиктован необходимостью минимизации рисков возникновения дефляционных тенденций на рынках отдельных товаров. В условиях существующей структуры российской экономики изменение цен на  различные группы товаров происходит неравномерно, в  потребительской корзине довольно высока доля товаров и услуг, цены на  которые могут сильно колебаться. Поэтому при общем уровне инфляции существенно ниже 4% возникает риск продолжительного снижения цен, то  есть дефляции, на рынках различных групп товаров. Дефляция, охватывающая широкий круг товаров, может повлечь за собой не менее негативные последствия, чем высокая инфляция. Для того чтобы процесс выравнивания относительных цен не  приводил к дефляционным явлениям, целевой показатель прироста общего индекса потребительских цен в нашей стране должен устанавливаться с  некоторым «запасом».


Банк России проводит денежно-кредитную политику в  рамках режима таргетирования инфляции, основанного на управлении внутренним спросом. Поэтапный переход к  нему начался после кризиса 2008-2009 гг. и был завершен в конце 2014 года. При данном подходе основным каналом влияния центрального банка на денежно-кредитные условия в  экономике и в  конечном счете на  инфляцию становятся процентные ставки. Изменяя ключевую ставку, Банк России воздействует на  краткосрочные ставки денежного рынка, а через них – на весь спектр процентных ставок в финансовом секторе экономики по всей длине кривой доходности (от  процентных ставок по  рыночным облигациям до  ставок по депозитам и кредитам банков).

Стратегия таргетирования инфляции в наибольшей степени подходит для России на современном этапе, особенно в условиях неблагоприятной и изменчивой конъюнктуры мировых рынков, ограниченного доступа российской экономики к  внешнему финансированию. В  рамках данного подхода центральный банк нацелен на обеспечение внутренней экономической стабильности, в первую очередь стабильности цен и предсказуемости изменения процентных ставок. Такая модель денежно-кредитной политики в  наибольшей степени соответствует задаче создания благоприятных внутренних условий для развития экономики. Применяемый с конца 2014 г. режим плавающего валютного курса позволяет не только сохранить валютные резервы, но и формирует стимулы к  правильной реакции всех участников экономических отношений на  изменение внешних условий, обеспечивая оптимальную подстройку к  ним экономики.

Таким образом, плавающий валютный курс защищает экономическую систему от  накопления дисбалансов, в  том числе избыточного наращивания внешнего долга, и делает ее более устойчивой в долгосрочном плане к  колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры.

Воздействуя через процентные ставки на  спрос и  инфляцию, центральный банк неизбежно влияет и  на  экономическую активность. Эффективность влияния денежно-кредитной политики на  инфляцию, а также степень, в которой меры по снижению инфляции будут отражаться на  деловой активности, зависит от того, насколько чувствительна реакция экономической системы на изменение ключевой ставки центрального банка, то есть от того, насколько хорошо работает трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. Это определяется множеством разнообразных факторов на уровне как финансового, так и реального сектора, а также особенностями макроэкономической политики в целом.


Действенность мер денежно-кредитной политики Банка России определяется и структурными особенностями российской экономики. Динамика цен зависит не только от изменений платежеспособного спроса, на регулирование которого в основном ориентирована денежно-кредитная политика, но  и  факторами на  стороне товарного предложения. Можно выделить целый ряд причин структурного характера, которые тормозят расширение и снижают гибкость товарного предложения, а также уменьшают чувствительность производства и потребления к изменению уровня цен. Это существенно усложняет задачу регулирования инфляции мерами денежно-кредитной политики, а  также препятствует экономическому росту. В числе таких факторов – высокая степень монополизации во многих отраслях экономики. При низкой конкуренции естественные монополии, другие крупные предприятия и  торговые посредники не имеют достаточных стимулов к повышению операционной эффективности и  снижению издержек производства, перекладывая их  в  значительной мере на  плечи потребителя. В  таких условиях отсутствует гибкая реакция со стороны производите- лей на изменение спроса, в том числе и под влиянием мер денежно-кредитной политики.

Меры Банка России, направленные на развитие и повышение эффективности банковского сектора, финансовых рынков, оптимизацию подходов к их регулированию, повышение доступности и степени проникновения финансовых услуг, уровня финансовой грамотности населения и бизнеса, будут способствовать сбалансированному развитию финансовой системы в целом и улучшению условий реализации денежно- кредитной политики, повышая действенность трансмиссионного механизма.

Банк России на  регулярной основе по  мере поступления новых данных осуществляет оценку и уточнение параметров прогноза макроэкономического развития, которые могут оказать влияние на  решения в области реализации денежно-кредитной политики.

3. Направления совершенствования
налоговой политики Российской Федерации

Современные системы налогообложения и налоговая политика складывались в разных странах под влиянием особых исторических, политических, культурных, социальных и пр. процессов, обусловивших их особенности.


Как известно, налоговая система в современном виде в Российской Федерации появляется только при переходе к рыночной экономике, то есть после распада СССР, в девяностые годы. С изменением государственного устройства, меняется и роль налогов, если в Советском Союзе налоговые доходы составляли около 10–15% от общей доли доходов бюджета, то сегодня они могут достигать 60–80%.

Можно также отметить, что в настоящее время система налогов и сборов Российской Федерации довольно обширна и в некоторой степени громоздка. Вместе с тем каждый налог индивидуален, поскольку предлагает собственную правовую конструкцию и занимает строго определенное место не только в системе налогов и сборов, но в финансовой системе России в целом[11] .

Налоговые поступления составляют значительную часть доходных поступлений бюджетов разных уровней, а также консолидированного бюджета РФ. В бюджете они не имеют целевого назначения, а, следовательно, расходуются на нужды государства.

На сегодняшний день Россия находится в довольно сложном экономико-политическом положении; экономические санкции, введенные странами Европейского союза и США против Российской Федерации, оказывают влияние не только на сферу производства, но и на экономику в целом, включая сферу налогообложения. Их результатом являются девальвация рубля, отток иностранного капитала, сокращение экспортируемой и импортируемой продукции и т. д.

Под действием санкций налоговая политика остается одним из важнейших государственных инструментов регулирования экономики. В таких условиях государство стремится переориентировать налоговую политику, создав необходимые условия для привлечения иностранных инвесторов, а также всячески поддерживать развитие предпринимательства в России и экспорта продукции за рубеж. На сегодняшний день Правительством РФ разработан план по развитию налоговой политики на 2016–2018 годы. Сразу следует отметить, что какой-либо масштабной реформы налоговой системы в РФ не планируется, а приоритетным направлением, как и ожидалось, станет повышение эффективности налоговой системы в условиях экономических санкций. Кроме того, актуальными остаются вопросы, связанные с корректировкой налога на доходы физических лиц, НДС, акцизов и некоторых других видов налогов. Также за указанный период не предполагается ощутимого повышения налоговых нагрузок.

Рассмотрим более подробно некоторые антикризисные меры, предложенные Правительством: