Файл: Основы общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тематическая область общения - это фундамент, который объединяет людей, составляет содержание любых коммуникационных дел и, по сути, определяет проблемы, которые затрагивают или могут заинтересовать партнеров по общению.

Культура общения является одним из центральных мест в личной культуре сотрудников правоохранительных органов. Это связано с характером их деятельности, это связано с гарантией прав и свобод граждан, выполнением их обязанностей перед обществом и государством.

Объектом исследования курсовой работы является деятельность правоохранительных органов в оперативно-розыскной деятельности.

Предметом исследования курсовой работы являются основы общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

Целью курсовой работы является изучение основ общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

Достижение поставленной цели обусловливает необходимость решения следующих задач:

  1. Раскрыть теоретические основы понятия общения.
  2. Рассмотреть законодательную базу и базу регулирования общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.
  3. Изучить особенности общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.
  4. Дать рекомендации по совершенствованию общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

При написании курсовой работы была изучена литература отечественных авторов, таких как, Дубоносов, Е. С., Захарцев, С. И., Климов, И.А., Алексеев, А.И., так и зарубежных Халиков, А.Н., Маркушин, А. Г.

Изученная литература имеет свежее представление и актуальные мнения авторов по теме курсовой работы, так как написана не позднее 2015 года, это подтверждает ее актуальность.

Изученная литература написана опытными и известными юристами, такими как Дубровина Светлана Борисовна, Алан Дершовиц, Герагос Марк, их статус подтверждает публикация в мировых и известных изданиях, таких как «Коммерсантъ», «The Times», «Le Figaro».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОНЯТИЙ ПО ТЕМЕ


1.1 Основные понятия общения провоохраниетльных органов

Общение в психологии понимается как сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включая обмен информацией, разработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека[1].

На практике техника общения относится к набору действий и техник, которые приводят к удовлетворению определенных социально ценных потребностей.

Оперативно-исследовательская деятельность относится к субъектно-субъектной деятельности, то есть достижение ее целей происходит в системе «человек-человек». Следовательно, успех этих мероприятий во многом определяется способностью грамотно и профессионально развивать свое общение[2].

Общение также выступает как особая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие сущностей[3]. Речь идет не только о воздействии одного объекта на другой, а скорее о взаимодействии. Для общения требуется не менее двух человек, каждый из которых выступает в качестве субъекта, что четко проявляется в деятельности правоохранительных органов в сфере оперативного розыска.

Темой общения может быть все, что окружает людей, все, что они знают и не знают, все, что их волнует или влияет, все, о чем нужно говорить, чтобы правильно понять реальную ситуацию и конкретно определить свои действия, свои выяснить отношение к фактам, событиям и даже к определенным людям.

Отношение определяется понятием «общение», а общение - это процесс взаимодействия человека, который осуществляется с помощью голосового и неголосового взаимодействия. Концепция общения преследует цель достижения изменений в мотивационной, когнитивной, поведенческой и эмоциональной сферах людей, которые участвуют в общении. Во время общения между участниками происходит обмен не только физическими действиями, результатами работы или продуктами, но также идеями, намерениями, мыслями, опытом.

Через субъектно-связанные отношения общение может быть направлено на явления природы, мир вещей, явления общественной жизни, социальные связи и отношения, явления психической деятельности в комплексе или, скорее, в любой их комбинации. Следует отметить, что тематическое родство всегда главное в содержании сообщения[4].


Условия общения включают в себя все факторы окружающей среды: время, среду, освещение, пространственное расположение партнеров по общению, внешние помехи, которые прямо или косвенно влияют на содержание, ориентацию, процесс и результаты общения. В некоторых случаях эти условия могут стимулировать общение, в других случаях они могут препятствовать этому разговору[5].

Условия связи можно разделить на три группы:

1) нехорошие (плохие);

2) благоприятные;

3) нейтральные.

Учитывая зависимость от характера оперативно-розыскной деятельности, общение осуществляется во время исполнения и в отношении которого, в зависимости от сферы общественной жизни и расстояния связи между общением, может преобладать тот или иной аспект общения - общительный, интерактивный, восприимчивый. Поскольку каждая из этих сторон общения характеризуется определенным набором инструментов, при изучении техники общения в различных ситуациях на первый план выходит тот или иной ее элемент.

Существуют универсальные методы общения, которые эффективны в различных областях человеческой жизни, включая оперативно-розыскную деятельность, особенно тактичность, дружелюбие, чувство юмора и т. д. Следует отметить, что они важны для любого типа совместной и групповой деятельности любого уровня развития[6]. Следовательно, социально-психологическая подготовка оперативного персонала должна быть направлена ​​главным образом на развитие именно этих компонентов коммуникации.

Кроме того, указанные характеристики коммуникации будут необходимым, но, как правило, недостаточным условием эффективности конкретных методов коммуникации между сотрудником и интересующим нас лицом.

Например, была установлена ​​связь между уровнем развития коммуникационных технологий офицера связи и его стремлением к адекватному пониманию заинтересованного лица. Помните, что будет важно сказать, изменив мотивацию к общению, а также статусные претензии заинтересованного лица, вы можете косвенно влиять на технику общения[7].

Эффективные методы для свободного и специального общения часто могут быть неприемлемы для официального или коммерческого общения. Специалист по технике коммуникации необходим сотруднику для установления отношений и организации взаимодействия с коллегами или партнерами на различных официальных должностях и с другими заинтересованными сторонами[8].


Методы общения обычно развиваются спонтанно, при активном взаимодействии с партнерами. Важно знать, что существующие традиции, общий психологический климат социальных групп, в которые входит интересующий человек, оказывают большое влияние на этот процесс. Хорошие результаты дает здесь самообразование и самообучение, а также соответствующее влияние на начинающих коллег окружающего опытного оперативного персонала[9].

Оперативный персонал должен овладеть техникой установления контактов и получения необходимой информации как от тех, кого это касается, так и от тех, кто враждебен им и не желает вступать в контакт. Взаимодействие собеседников, которые находятся в заведомо неравном положении, потому что они имеют различные права и обязанности, особенно сложны в отношениях[10].

Для достижения взаимопонимания важно, чтобы люди исходили из одних и тех же постулатов общения и взаимодействия. Также важно соотнести общение с единой социальной моделью, нормой поведения. Невозможно понять другого человека, пока вы не вступите с ним в личные отношения, не проявив к ним сочувствия.

В повседневной жизни есть много причин для общения. Но все они могут быть условно разделены на две категории:

- информационная – рисунок 1;

- целевая – рисунок 2.

Рисунок 1 – Особенности информационной категории общения

Рисунок 2 – Особенности целевой категории общения

Оперативно-розыскная деятельность предполагает вступление сотрудников правоохранительных органов в различные контакты с объектами их интересов. Такой контакт, как правило, выступает в качестве тайного общения предметов и предметов интереса. На практике процесс этого общения происходит по определенным психологическим законам. Операционный контакт основан на психологическом содержании, таком как «совокупность отношений и зависимостей, возникающих в процессе общения между людьми»[11].

Средства коммуникации - это вербальные (речевые) и невербальные (жесты, выражения лица, позы и т. Д.) каналы информации.

Цели профессионального общения определяются характером и ситуациями профессиональной деятельности. Их выполнение или невыполнение свидетельствует об уровне профессионализма уполномоченной службы уголовного розыска, о качестве выполнения ее официальных функций[12].


Таким образом, можем определить профессиональное общение как процесс установления и поддержания прямого или косвенного контакта посредством конкретных мер, исходя из профессионально важных целей, требующих ответственности за их реализацию.

Оперативно-исследовательская деятельность предполагает вступление сотрудников правоохранительных органов в различные контакты с объектами их интересов. Такой контакт, как правило, выступает в качестве тайного общения предметов и предметов интереса. На практике процесс этого общения происходит по определенным психологическим законам. Операционный контакт основан на психологическом содержании, таком как «совокупность отношений и зависимостей, возникающих в процессе общения между людьми».

1.2 Законодательная база и база регулирования общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов

Особенности профессионального общения с гражданами вытекают из задач, возложенных на сотрудников, которые обязаны обеспечивать безопасность граждан, предупреждение и пресечение административных преступлений и правонарушений, раскрыть преступления, охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность, помогать физическим и юридическим лицам защищать свои права и законные интересы в объеме, установленном законом[13].

Министерство внутренних дел Российской Федерации для выполнения приоритетных задач в области защиты жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, поддержание общественного спокойствия, правопорядка, основанных на базовых универсальных и профессиональных моральных ценностях, гражданских и официальных требованиях, олицетворяющих ожидания общества в отношении морального характера работника, дающих право на уважение, доверие и поддержку действий со стороны людей, принимает Кодекс профессиональной этики[14].

Кодекс профессиональной этики сотрудника Управления внутренних дел Российской Федерации является профессиональным и моральным пособием, направленным на повышение осведомленности и совести сотрудника[15].