Файл: Основы общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОНЯТИЙ ПО ТЕМЕ
1.1 Основные понятия общения провоохраниетльных органов
2 ВЕКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
2.1 Особенности общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов
Одной из самых ярких форм конкуренции является конфликт.
В российской психологии конфликт рассматривается как столкновение противоположных и несовместимых тенденций в сознании человека, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях отдельных лиц или групп людей, связанных с негативными эмоциональными переживаниями. Суть взаимодействия между конфликтами заключается в межличностном или межгрупповом противостоянии, основанном на сознательном противоречии каждой из сторон.
Перцептивная стороны общения. Перцептива - это процесс восприятия, который способствует взаимопониманию участников общения. Поскольку социальные объекты воспринимаются, обычно говорят о «социальном восприятии»[28]. Эта категория была впервые введена американским психологом Дж. Брунером, который обратил внимание на тот факт, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют некоторые общие социально-психологические механизмы восприятия, развитые в общении, в совместных действиях. В своем исследовании он обнаружил, что восприятие как предметов, так и людей зависит от:
- личностных факторов;
- социокультурных факторов (социальное происхождение, социальный статус человека).
Социальное восприятие выступает как процесс формирования целостного образа другого человека на основе оценки его внешних признаков и их соотношения с личностными характеристиками воспринимаемого партнера и интерпретации его действий на этой основе. Впечатления, возникающие при этом, играют важную регулирующую роль в процессе профессионального общения, поскольку успех организации согласованных действий с ним в совместной деятельности зависит от точности «чтения» другого человека.
В результате исследования было установлено, что восприятие социальных объектов имеет специфические характеристики:
- воспринимаемое лицо стремится преобразовать свое представление о себе в благоприятное для него направление;
- внимание воспринимающего фокусируется в основном на семантических и оценочных (в том числе причинных) интерпретациях объекта;
- большая зависимость восприятия от мотивационно-смысловой деятельности и ее связь с аффектами.
Стадии служебного общения. В ходе официального общения часто приходится преодолевать недоверие, негативное отношение или противодействие со стороны партнера. Итак, этапы официального общения в работе следователя таковы[29]:
- оценка заинтересованного лица;
- установление и развитие психологических контактов;
- получение необходимой информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых.
На этапе оценки личности интервьюер должен получить как можно больше информации об интересующем лице. На данный момент, изучите личность.
Программа исследования личности включает изучение таких данных как – рисунок 5.
Рисунок 5 – Данные для изучения личности
Второй шаг - установление и развитие психологических контактов. Психологический контакт - это процесс установления, развития и поддержания взаимодействия общения. Развитие психологического контакта между людьми происходит в три этапа:
- взаимная оценка;
- взаимный интерес;
- обособление в диалоге.
При оценке существует взаимное восприятие и формирование первого впечатления. После встречи люди неосознанно прогнозируют исход контакта. Результатом взаимной оценки является вступление в общение или отказ от него. Кроме того, участники общения предпринимают осторожные шаги в направлении сближения. Интерес есть. Все это приводит к выбору общей темы для обсуждения и, в конечном итоге, к изоляции.
Чтобы успешно установить и развить контакт, сотруднику правоохранительных органов рекомендуется подготовить план, отражающий личные характеристики и интересы тех, с кем необходимо взаимодействовать с объектами. Формирование стремления к контакту осуществляется исходя из интереса объекта к личности агента ОВД и общения с ним[30].
На третьем этапе получение информации от потерпевших, свидетелей, подозреваемых и обвиняемых осуществляется с помощью разведки. Психологическим факторам отводится решающая роль в процессе получения необходимой информации. В большинстве случаев успех зависит от способности сотрудника полиции устанавливать психологический контакт с собеседником и, в процессе общения, влиять на его сознательную и бессознательную сферы психики. Этот эффект используется для различных целей. Одним из них является побуждение другой стороны предоставлять информацию, которой они не хотят делиться.
Эффекты, затрудняющие общение можно выделить в 3 группы – рисунок 6.
Рисунок 6 – Эффекты затрудняющие общение
Таким образом, недостатки общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов заключается в следующем:
- отсутствие изменений в восприятии и оценке людей, происходящих со временем по естественным причинам. Это относится к случаю, когда однажды высказанные суждения и мнения о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем;
- отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, желание опираться на собственное впечатление о человеке, защищать его;
- наличие уже сформировавшихся стереотипов, согласно которым наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется отношение, которое привлекает внимание к поиску связанных с ней признаков;
- наличие предопределенных установок, оценок, убеждений, которые наблюдатель имеет задолго до того, как на самом деле начинается процесс восприятия и оценки другого человека.
2.2 Рекомендации по совершенствованию общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов
Оперативные сотрудники обязаны овладеть техникой установления контактов и получения необходимой информации как от заинтересованных сторон, так и от тех, кто враждебен по отношению к ним и не хочет вступать в контакт. Взаимодействие собеседников, которые находятся в заведомо неравном положении, потому что у них разные права и обязанности, особенно сложно в отношениях.
Если заинтересованный человек относит себя к социальной категории а сотрудник внутренних органов видит его в качестве представителя другой категории, то, безусловно, не способствует созданию необходимого психологического контакта, атмосферы доверия и, конечно, не выполнению главной задачи - поддержанию необходимой цели. информация. В этой ситуации сотрудник должен знать наиболее важные социальные роли, которые играет интересующий нас человек в жизни, и дать ему указание занять такую роль, которая в наибольшей степени способствовала бы решению этой ситуации.
Чтобы не зависеть от счастливого стечения обстоятельств, необходимо знать и овладеть техникой общения, чтобы установить необходимый психологический контакт. Если партнер чувствует предубеждение к теме разговора, операционному сотруднику рекомендуется использовать следующие рекомендации для обеспечения позитивного эмоционального климата для общения.
Будьте дружелюбны и сдержанны. Начало разговора в большинстве случаев облегчает использование таких приемов, как улыбка, сердечное отношение и хорошее отношение к человеку. При обращении к собеседнику необходимо постоянно поддерживать «контакт точек зрения», демонстрировать всестороннее понимание личных трудностей данного человека, его интересов.
Следует помнить, что важно избегать давления, чтобы не вызывать ответ: «Не вмешивайся в мою душу!». Доброжелательность обращения также подразумевает повышенное внимание к нюансам, которые указывают на изменения в психологическом состоянии собеседника. Интонация и жесты не должны остаться незамеченными. Движения рук с дружественным собеседником сильны, жесты дополняют его слова. Если отношение отрицательное, движения рук и выражения лица становятся порабощенными, и виден во время разговора.
Если возможно, будьте в зоне комфорта. У каждого человека есть зона комфорта в разговорах с друзьями и незнакомцами. Оперативный сотрудник должен знать, что если эта область нарушена, реакция партнера покажет его отношение к вам. Во многих случаях эти признаки очевидны - партнер по коммуникациям отступает, садится, отодвигает кресло от вас и т. Д. Если вы отзывчивы, уверены в себе, то он выбирает расстояние, которое ему подходит, в контакте с кругом знакомых или симпатичных людей.
Ищите положительные ответы. В начале установления контакта следует затронуть различные нейтральные темы или задать вопросы, на которые можно получить чрезвычайно положительный ответ.
Привлеките интересующего человека в диалоге. Если сотрудник постоянно ведет активную беседу, не передавая инициативу заинтересованному лицу, психологический контакт будет более сложным. Обращение к собеседнику по вопросу взаимопонимания должно побуждать его говорить. Не забывайте, что это важно, когда вы проявляете уважение и внимание к своим мнениям и позициям.
Работник должен уменьшить психологический стресс. Хотя эмоциональное напряжение собеседника не снимается и «поле взаимного интереса» не формируется, желательно говорить о вещах, которые составляют область повышенных интересов заинтересованного лица. Дискуссии важны для обсуждения тем, которые укрепляют самооценку партнера и вызывают положительные отзывы. Выражайте свое согласие на высказывания собеседника не только устно, но и жестами, мимикой, пантомимой.
Будьте критичны в отношении Его поведения. Как при установлении психологического контакта, так и в будущем работник должен контролировать ϲʙᴏ и поведенческие реакции. Вы не должны выражать несогласие с мнением собеседника, хвалить не относящееся к этой ситуации, допускать расплывчатые и сложные словесные выражения, вступать в переход к развитию отношений, если взаимное согласие не достигнуто, проявлять неуверенность и выступать за партнера.
Операционный сотрудник должен уметь управлять инициативой. Демонстрируя инициативу и оскорбительность в установлении и развитии доверительных отношений в оперативной исследовательской деятельности, всегда следует помнить, что управление инициативой в контакте гораздо более продуктивно, чем иметь ее постоянно. При необходимости лидерство должно быть отдано коммуникационному партнеру (например, в областях, где он будет специалистом).
Авторитарный стиль инициативы в общении оправдан в экстремальной ситуации, когда необходимо выполнить план, который не должен быть известен интересующему лицу. Как правило, демократический стиль руководства помогает сотрудникам устанавливать долгосрочные отношения в оперативно-розыскной деятельности.
Таким образом, данные рекомендации способствуют совершенствованию общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы на тему «Основы общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов» были решены поставленные задачи.
Раскрыты теоретические основы понятия общения. Общение в психологии понимается как сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включая обмен информацией, разработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Оперативно-исследовательская деятельность относится к субъектно-субъектной деятельности, то есть достижение ее целей происходит в системе «человек-человек». Следовательно, успех этих мероприятий во многом определяется способностью грамотно и профессионально развивать свое общение.
Рассмотрена законодательная база и база регулирования общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. Все регламенты и особенности общения прописаны в таких локально-нормативных актах как:
- Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ;
- Указ Президента РФ от 24.12.2009 № 1468 (ред. от 01.03.2011) «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
Строгое соблюдение принципов и норм является важным фактором качественного выполнения оперативных и служебных задач, необходимым условием общественного доверия и поддержки деятельности органов внутренних дел.