Файл: Основы общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОНЯТИЙ ПО ТЕМЕ
1.1 Основные понятия общения провоохраниетльных органов
2 ВЕКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
2.1 Особенности общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов
Кодекс разработан на основе положений Конституции Российской Федерации, требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации с учетом общих принципов служебного поведения должностных лиц.
В настоящее время данный кодекс отменен, а все регламенты и особенности общения прописаны в таких локально-нормативных актах как:
- Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ;
- Указ Президента РФ от 24.12.2009 № 1468 (ред. от 01.03.2011) «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
Строгое соблюдение принципов и норм является важным фактором качественного выполнения оперативных и служебных задач, необходимым условием общественного доверия и поддержки деятельности органов внутренних дел[16].
Соблюдение принципов, норм и правил поведения, установленных Кодексом, является нравственным долгом каждого сотрудника органов внутренних дел независимо от занимаемой должности и специального звания.
Знание и выполнение сотрудником положений кодекса является обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности и соответствия его морального характера требованиям.
В случае нарушения профессиональных этических принципов и норм кодекса, работник несет моральную ответственность перед обществом, обслуживающей командой и своей совестью.
Помимо моральной ответственности, дисциплинарная ответственность несет работник, нарушивший профессиональную этику, стандарты и совершивший в этом отношении правонарушение или дисциплинарное взыскание.
Нарушения профессиональных этических принципов и норм, предусмотренных настоящим Кодексом работником, рассматриваются в установленном порядке:
- в общих собраниях младшего, среднего и старшего командиров;
- на заседаниях комиссий органов, подразделений, учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации по служебной дисциплине и профессиональной этике.
Таким образом, Особенности профессионального общения с гражданами вытекают из задач, возложенных на сотрудников, которые обязаны обеспечивать безопасность граждан, предупреждение и пресечение административных преступлений и правонарушений, раскрыть преступления, охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность, помогать физическим и юридическим лицам защищать свои права и законные интересы в объеме, установленном законом, а именно:
- Указ Президента РФ от 24.12.2009 № 1468 (ред. от 01.03.2011) «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»;
- Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ.
2 ВЕКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
2.1 Особенности общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов
Профессиональное общение между сотрудниками правоохранительных органов и гражданами также характеризуется особенностями причин, по которым сотрудники общаются с гражданами, и тем фактом, что причиной такого общения в большинстве случаев является совершенное или надвигающееся преступление, преступление или асоциальная Поведение есть. В результате круг общения участников ограничен: с одной стороны, правоохранительные органы, с другой - жертвы, свидетели и преступники. Это определяет содержание и цель общения[17].
Специфика причин вступления в общение приводит к тому, что для обеих сторон психическое состояние характеризуется такими признаками, как повышенное нервное напряжение из-за высокой ответственности за результаты общения и преобладание негативных эмоциональных состояний.
Неотъемлемой частью общения между работниками ОВД и гражданами является формализация такого общения, то есть регулирование целей, характера и способов общения с различными документами (карточками, инструкциями, приказами, инструкциями, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации)[18].
Формализация может быть жесткой, предусматривающей обязательный характер регулирования связи (ситуация с опросом) и гибкой (оперативная связь). Целями формализации являются защита психики людей, вовлеченных в применение закона, от чрезмерных психологических перегрузок, а также повышение активности участников общения[19].
Следует отметить, что общение между сотрудниками милиции и гражданами происходит в разных случаях. Причины вступления в это сообщение можно условно разделить на разные группы – рисунок 3.
Рисунок 3 – Группы общения
Специфика некоторых причин вступления в общение (например, преступления или правонарушения) приводит к тому, что цели участников общения не совпадают (сотрудники органов являются преступниками) или не до конца поняты друг другом (сотрудники органов являются свидетелями)[20]. Это приводит к конфликту общения и, как следствие, к необходимости специальной подготовки сотрудников для успешной деятельности в этих условиях.
Учет особенностей общения с гражданами сотрудниками органов внутренних дел является предпосылкой эффективного выполнения их задач и установления деловых контактов[21].
Исходя из этого, можно выделить три формы общения между сотрудниками правоохранительных органов и гражданами:
- бесконфликтное общение;
- коммуникация, которая затрудняется наличием коммуникационных барьеров;
- общение в конфликтной ситуации.
Сотрудник оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов должен уметь:
- адекватно ориентироваться в ситуациях профессионального общения;
- грамотно осуществлять рефлексивное управление;
- установить качественные психологические контакты с гражданами профессионального интереса;
- фактически обеспечить законный психологический эффект;
- четко управлять развитием общения с гражданами;
- говорить с компетентностью и доверием общественности, вести дискуссии;
- умело владеть психотехникой саморегуляции и эмоциональной разрядки.
В каждой профессиональной сфере деловое общение имеет свои особенности и называется профессиональным, иногда официальным, официальным, законодательным.
Профессиональное общение сотрудников оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов имеет множество признаков – рисунок 4.
Рисунок 4 – Признаки профессионального общения сотрудников оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов
В сложной и напряженной деятельности правоохранительных органов невозможно решить профессиональные задачи без достаточной культуры профессионального общения[22].
Общение, в котором один человек доверяет другому своими мыслями или знаниями о важных событиях, одновременно раскрывая определенные интимные аспекты своего внутреннего мира, называется доверием. Это определяется важностью материала, раскрываемого собеседником, и степенью доверия к партнеру. Конфиденциальное общение без установления психологического контакта невозможно[23].
Признаками конфиденциального (доверительного) общения являются:
- сила (стабильность) психического контакта;
- отсутствие формальных психологических последствий общения партнеров и строгого контроля в их процессе;
- доверие партнеров к тому, что доверенная друг другу информация не будет использована против них;
- готовность сказать партнеру что-то сугубо личное, конфиденциальное, не опасаясь последствий;
- искренность партнеров.
Благодаря доверительным отношениям в следственной и розыскной практике, самые сложные и запутанные преступления иногда раскрываются.
Служебное общение - это процесс взаимодействия, целью которого является установление и поддержание контактов и доверительных отношений для решения оперативных задач.
Структура официальной коммуникации включает в себя:
- изучение партнера (восприятие и понимание его индивидуальных психологических характеристик);
- обмен личной и деловой информацией;
- создание взаимодействий.
Во время акта коммуникации происходит не только перемещение информации, но и взаимная передача закодированной информации между двумя лицами - субъектами коммуникации[24].
Поэтому происходит обмен информацией. Но люди не просто обмениваются ценностями, они стремятся развивать здравый смысл. И это возможно только в том случае, если информация не только принята, но и значима.
Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, если лицо, отправляющее информацию (коммуникатор), и лицо, получающее ее (получатель), имеют сходную систему кодирования и декодирования информации. то есть «Каждый должен говорить на одном языке».
В контексте человеческого общения могут возникать коммуникационные барьеры. Они имеют социальный или психологический характер. Наиболее характерными являются: искажающий замещающий барьер, фонетическое недопонимание, стилистический барьер, логический барьер, социокультурные различия и подобные.
Сама информация, поступающая от сотрудника правоохранительных органов (коммуникатора), может быть побудительной (приказ, требование, совет, запрос - заявление предназначено для стимулирования любых действий) и выяснения (сообщение - исправление промежуточного или окончательного положения дел, любой человеческой деятельности). , Для передачи любая информация должна быть правильно закодирована, т. Е. Это возможно только посредством использования систем знаков. Самое простое разделение коммуникации между вербальным и невербальным, используя различные системы знаков[25].
Вербальное использование человеческой речи как таковой. Речь является наиболее универсальным средством общения, потому что передача информации речью меньше, чем малейшее значение сообщения. Психологические компоненты речевого общения можно назвать «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенное представление о сообщении, затем он воплощает его в системе знаков. Для «слушателя» значение принятого сообщения раскрывается одновременно с декодированием[26].
В ходе коммуникативного процесса можно различить три позиции коммуникатора:
- открытая (открыто заявляется защитник заявленной точки зрения);
- отсоединенная (подчеркивает нейтральную точку зрения, сравнивает противоречивые точки зрения);
- закрытая (молчит о точке зрения) скрыто от него.
Невербальное общение. Существует пять групп невербальных средств общения:
1) кинестетический: жесты, мимика, пантомима;
2) паралингвистика: произношение, тембр, высота, громкость;
3) экстралингвистика: перерывы, кашель, смех, плач, речевые ошибки;
4) проксемика: организация коммуникационного пространства в отдаленных районах: а) интимные (15-45 см); б) посох (46-120 см); в) социальные (120-360 см); г) публичный (более 360 см);
5) попадание в глаза: направление взгляда, частота моргания, опускание век, полуглаз.
Интерактивная область общения. Это особенность тех элементов общения, которые связаны с взаимодействием людей с непосредственной организацией их совместной деятельности. Как известно, общение происходит по определенной теме, характер общения определяется открытостью или близостью позиции субъекта. Здесь принято различать два типа взаимодействия - сотрудничество и конкуренция, которые в полной мере проявляются в деятельности практически всех сотрудников ОВД.
Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Сотрудничество является необходимым элементом совместной деятельности, порожденным самой ее природой. Кроме того, это общение характеризуется определенной открытостью позиции, которая рассматривается как способность выражать свою точку зрения на предмет и готовность принимать во внимание позиции других[27].
Конкуренция - соревнование в любой области, между людьми, заинтересованными в достижении одной и той же цели, каждый для себя. Этот тип взаимодействия характеризуется закрытой позицией, которая считается неспособностью или нежеланием раскрыть свою позицию, точку зрения на общение.