Файл: Научная характеристика структуры урока (Теоретические основы факторов, определяющих выбор типа структуры в начальной школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такой урок способствует информационному обогащению со­держания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с раз­личных сторон познавать явление или предмет изучения [1; С.56].

В теории и практике обучения в зависимости от типа учебного занятия сложилась его определенная структура. Общими элементами являются:

  • организация начала урока;
  • проверка усвоения изученного материала;
  • подготовительная работа к изучению нового;
  • постановка цели и задач урока;
  • объяснение нового материала;
  • закрепление;
  • повторение;
  • подведение итогов урока;
  • учебное домашнее задание [24; С.64].

Каждый из этих структурных элементов урока преследует свои задачи.

Организация начала урока занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. В других частях урока организация учебной деятельности является
сопровождающей стороной и заключается в соблюдении по­следовательности запланированных звеньев учебно-воспитательного процесса на уроке.

С первых минут учащиеся должны почувствовать в учителе ли­дера, который не отступит от своих требований и добьется вы­полнения детьми учебных задач. Здесь все имеет значение — как входит учитель в класс, его уверенность в себе, тон, манера поведения, умелое предъявление требований и искреннее ува­жение к ученикам.

Далее идет проверка усвоения изученного материала — традиционно сложившаяся часть урока, смысл кото­рой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала.

Прежде всего, учитель сосредоточивает внимание учащихся на основных идеях, правилах, которые легли в основу выполне­ния домашнего задания. Проверяет, все ли выполнили, зада­ние, какие были трудности и есть ли вопросы. На этом этапе учителю важно понять типичные ошибки, а также индивиду­альные особенности процесса выполнения задания каждым учеником, особенно формирования учебных навыков.

Еще один этап - это постановка цели и задач урока. На этом этапе происходит уяснение конкретных задач урока и путей их реализации обеспечивает определенность, си­стематичность и последовательность действий учителя и уча­щихся на уроке. Каждый момент урока должен соответствовать поставленным образовательным и воспитательным целям урока. Большое значение для сосредоточения мысли и формирования первоначального интереса имеет форма постановки цели и задач урока. Здесь важно сочетание общей цели и конкретных задач. Формы постановки учебных задач различны, но всегда следует помнить о сочетании общих идей с конкретными условиями, не ограничиваться только общими соображениями. Постанов­ка целей и задач занимает обычно мало времени, но создает направленность учебной деятельности и имеет большое воспи­тательное воздействие.


Затем идет объяснение, научное изложение содержания учебного материа­ла — важная часть в структуре урока. Доступная логика науч­ных доказательств, опирающихся на имеющиеся у школьников знания, простая и убедительная форма изложения, ясность мысли учителя являются основами хорошего понимания и ус­воения учащимися нового материала.

Объяснение может включаться в другие части урока, напри­мер, в процесс закрепления, когда возникает необходимость повторения какого-либо доказательства, правила.

И наконец закрепление как система упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится после объяснения учителем но­вого материала как часть урока или как самостоятельный урок. В процессе закрепления основное внимание уделяется узловым моментам учебного материала, связи теоретических положений с практической деятельностью, процессу формирования опре­деленных учебных умений и навыков.

Происходят систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам. Сложность проявляется в выделении основных идей и подборе упражнений и заданий.

Еще одна относительно самостоятельная часть традиционного урока – подведение итого, которая заключается в напоминании главных идей изученного и сосредоточении внимания на связи теоретиче­ских положений с упражнениями. Учитель сообщает задание на дом, разъясняет основные идеи и способы его выполнения [24; С. 211].

Представленная структура типичных уроков претер­пела изменения в рамках модели «Начальная школа XXI века» под руководством Н.Ф. Ви­ноградова. С учетом возраст­ных особенностей младших школьников была представлена дробная структура урока, объе­динившая все традиционные этапы в три — адаптационный, фор­мирующий и творческий. Поскольку на современном этапе урок рекомендуется рассматривать с позиции эффективности позна­вательной деятельности детей младшего школьного возраста, а некоторые из традиционных этапов имеют близкую смысловую нагрузку, в условиях развивающего обучения снимаются услов­ности в обязательном, жестком следовании приведенному по­рядку — учитель сам вправе структурировать материал в зависи­мости от основной цели, придерживаясь трех обозначенных выше этапов, связанных со спецификой познавательной деятельности ребенка:

1) адаптационный (стадия актуализации знаний, моти­вации деятельности): происходит настрой на работу; припоми­нание материала, необходимого для усвоения новой темы (се­рия вопросов, беседа), чередуемое с решением детьми постав­ленной учителем проблемы (обсуждение ситуации, показ опы­та, выполнение практического задания), любое упражнение про­блемного характера, которое подвело к осознанию актуальности и спорности рассматриваемого вопроса; предложение детьми способов решения проблемы (формулирование того, что пред­стоит узнать);


2) формирующий(основной) (усвоение нового мате­риала — совместное открытие знаний): возможны либо работа детей под руководством учителя (сообщение сведений через рас­сказ, чтение учебника, проведение опытов и практических ра­бот), либо проблемное изложение (от самостоятельного откры­тия детьми к проблемному объяснению педагогом); первичный контроль за усвоенным чаще всего осуществляется в форме фрон­тального опроса;

3) творческий (закрепление) — практическая, творческая работа по самостоятельному применению полученных знаний и способов действия на практике: индивидуальная деятельность школьников в виде ответа на вопросы и выполнения заданий по теме краеведческой направленности или их спектра с возмож­ностью самостоятельного выбора наиболее приемлемого вариан­та (пакета заданий), творческой работы. Результатом данного эта­па служит подведение итогов работы: вспомнить основные поня­тия, установить связь с ранее изученным материалом, поделиться опытом в решении проблемных задач. Данный этап заканчивается подведением итогов (обсуждение и оценка результатов с фикси­рованием в дневниках и классном экране успеваемости, форму­лирование главной идеи) и ознакомлением с содержанием до­машней работы. На дом могут быть даны разнообразные задания на индивидуальное или групповое выполнение, с родителями и без них (причем совместная со старшими работа может носить разнообразный характер: чтение и подборка дополнительной ли­тературы, проведение опытов, посещение музеев и выставок), предполагающие не заучивание материала, а осознание и смыс­ловое воспроизведение школьниками учебной информации с це­лью ее дальнейшего использования при решении учебной, про­блемной ситуации.

Поскольку тип урока определяется конкретными целями, дан­ные этапы могут быть вписаны в любую модель урока (в том числе авторскую). Такой подход к структу­рированию урока дал возможность взглянуть по-новому на тради­ционные этапы его проведения в разнообразной форме и на орга­низацию мобильности работы внутри блоков [6; С. 8-10]

Типология уроков и их структура продолжает оставаться одной из актуальных проблем дидактики [25].

Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. Триединая цель урока (ТЦУ) - это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися к концу урока [13].


2.2. Структура урока в соответствии с ФГОС НОО

С ведением ФГОС НОО произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты,  метапредметные умения, которые формируют у обучающихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока [25].

Одной из наиболее популярной в начальной школе является типология урока разработанная Андреем Леонидовичем Нескребтовым.

Главная методическая цель урока, по мнению автора, при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников [19; С.50].

Главная методическая цель достигается следующими путями.

  • Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  • Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.
  • Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.
  • Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  • Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся [10; С.113].

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1).Уроки «открытия» нового знания;

2).Уроки отработки умений и рефлексии;


3).Уроки общеметодологической направленности;

4).Уроки развивающего контроля.

Каждый тип урока имеет свою структуру.

Урок открытия нового знания делится на следующие этапы:

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности, цель которой выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. Учителю, чтобы реализовать эту цель необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения обучающихся в деятельность, установление требований к тому, что нужно сделать, и понимание учеником того, что он может достичь.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. На этом этапе происходит подготовка учащихся, и организация осознания ими собственной потребности к построению универсальных учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Чтобы этого достичь нужно, чтобы обучающиеся умели воспроизвести и зафиксировать ЗУН, достаточные для построения нового способа действий. Далее необходима активизировали соответствующие познавательные процессы и мыслительные операции. Затем учащиеся проводят попытки самостоятельно выполнить дифференцированные задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке, и наконец зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

3.Выявление места и причины затруднений. На этом этапе необходимо

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся проводил анализ своих действий с опорой на знаковую запись и проговорили вслух. При этом важна фиксация операций, во время которой возникли затруднения

4.Построение проекта выхода из затруднения

Целью этапа является постановка целей учебной деятельности, а также выбор способа и средств их реализации. Учащимся необходимо научится при совместной работе формулировать конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения, предлогать и согласовать тему урока, выбрать способ построения нового знания, а также

средства для построения нового знания

5.Реализация построенного проекта. На этом этапе учащиеся должны на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы, при построении нового знания использовать предметные действия с схемами, моделями, применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение, зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаков и преодоление возникшего ранее затруднения.