Файл: Научная характеристика структуры урока (Теоретические основы факторов, определяющих выбор типа структуры в начальной школе).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы факторов, определяющих выбор типа структуры в начальной школе
1.1 Формы организации учебной работы в начальных классах
1.2 Особенности структурирования урока в начальной школе
2. Типология уроков и их структура
2.1. Традиционные структуры урока
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Главное на этом этапе усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является использование нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Учитель должен организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия и самопроверку учащимися своих решений по эталону, попытаться создать ситуацию успеха для каждого ребенка, для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
8.Включение в систему знаний повторение.
Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
9. Рефлексия УД на уроке. С введением ФГОС этот этап является неотъемлемым и важным, так как с помощью него происходит усвоение учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Второй тип урока - урок отработки умений и рефлексии. На этом уроке учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке. Важно, что это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению, далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки [3; С.123].
Уроки отработки умений и рефлексии имеют следующую структуру: 1).Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
2).Этап актуализации и пробного учебного действия.
3).Этап локализации индивидуальных затруднений.
4).Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
5).Этап реализации построенного проекта.
6).Этап обобщения затруднений во внешней речи.
7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8).Этап включения в систему знаний и повторения.
9).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Отличительной особенностью урока рефлексии от других типов является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки. Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии.
1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. На этом этапе происходит выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. Учителю нужно постараться создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность, актуализировать требования к обучающемуся со стороны коррекционной деятельности
2. Этап актуализации и пробного учебного действия целью которого является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. На этом этапе организовывается повторение инфиксация способов действий, происходит активизация мыслительных операций, происходит процесс мотивации.
3. Этап локализации индивидуальных затруднений. Во время этого этапа необходимо уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке. Также происходит индивидуальная работа с учащимися, которые совершили ошибки.
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений. Важной задачей этого этапа проведение коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся: сформулировали индивидуальную цель своих будущих действий, а также выбор способов и средств коррекции
5. Этап реализации построенного проекта. Цель этапа попытка исправления учащимися своих ошибок в индивидуальной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Обучающийся у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен для достижения цели самостоятельно попытаться исправить свои ошибки выбранным способами на основе применения выбранных методов, а в случае затруднения - с помощью предложенного эталона для самопроверки. В некоторых случаях - соотнести свои результаты исправления ошибок во время самопроверки. Также возможна работа в процессе которой нужно будет выбрать такие алгоритмы в которых были допущены ошибки, а затем решить их или оставить для домашней работы. Учащиеся, которые не совершили ошибок в своей работе, выполняют задания повышенного уровня или могут выступать в качестве консультантов.
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Цель этапа закрепление способов действий, вызвавших затруднения.
Для реализации этой цели организуется обсуждение типовых затруднений и составляются формулировки способов действий, в которых возникли затруднения.
Большое внимание учителя должно быть приковано учащимся, у которых возникли затруднения для того чтобы именно эти ученики проговорили вслух правильные способы действий.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. На этом этапе важно создание ситуации успеха. Учитель выделяет учащихся, которые совершили ошибки и им предлагает самостоятельную работу, похожую на первую, используя только те задания, в которых были совершены ошибки, далее происходит фиксация преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа пробуют выполнять задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными материалами, а также создаются предпосылки для изучения новых тем.
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.
Этап рефлексии деятельности на уроке.
Этап рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся уточняют алгоритм исправления ошибок, называют способы действий, вызвавшие затруднение, фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, оценивают собственную деятельность на уроке, намечают цели последующей деятельности, в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание, которое имеет дифференцированный характер, часто носящий творческий характер.
Структура уроков отработки умений и рефлексии очень важна. Учащиеся на этих уроках не просто отрабатывают навыки в решении задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени.
Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя, являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Обучающиеся на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Ученики легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.
Важным составляющим является и то, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.
Существует также урок построения системы знаний или, как его еще называют урок общеметодологической направленности. Построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему – это является целью уроков общеметодологической направленности является
Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
Отдельные теперь уже предметные уроки должны быть посвящены формированию представлений о методах наук. Например, в курсе математики необходимы уроки, на которых формируются методы измерения, классификации конечных групп предметов по количественному признаку, расширения числовых множеств, математического моделирования, проб и ошибок и др. [34; С.184].
Четвертый тип урока - развивающего контроля. Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру:
1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап решения заданий творческого уровня;
9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.
На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.
Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа: 1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;
2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.
Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).
В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.
Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.
При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.