Файл: Научная характеристика структуры урока (Теоретические основы факторов, определяющих выбор типа структуры в начальной школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перейдем теперь к описанию основных требований к этапам уроков развивающего контроля.

Возможен урок проведения контрольной работы. Также в рамках этой типологии существует урок анализа контрольной работы

Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1.написание учащимися варианта контрольной работы;

2.сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

3.оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Учителю следует обратить внимание на следующее:

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником [34; С.191].

В типологию уроков можно включить также урок – исследования (урок творчества)

Структура урока-исследования может быть следующей:

I. Актуализация знаний.

1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

II. Операционно-исполнительский этап.

2.1. Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы исследования;

2.2. Определите темы исследования.

2.3. Формулирование цели исследования.

2.4. Выдвижение гипотезы.

2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.

2.6. Составление плана исследования.

2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

III. Оценочно-рефлексивный этап

3.1. Интерпретация полученных данных.

3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.

3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.


3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества [7; С47].

Из данной структуры видно, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету [28; С.35].

Заключение

В результате работы нами была достигнута цель и дана научная характеристика структуры урока для начального общего образования

Гипотеза исследования: уроки в начальной школе имеют особенную структуру. Мы рассмотрели формы организации учебной работы в начальных классах и пришли к выводу, что самая популярная из них – это урок. Рассмотрели разнообразные определения термина «урок», которые дают ученые-дидакты. Пришли к выводу, что структура урока должна быть цельность и организационная четкость, законченность и результативность учебного занятия. Подготовка проводится с учетом прогнозирование, проектирование и планирование.

Четкая организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил: определение целей урока, выделение типа и видов урока, выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения. Далее были выделены особенности структурирования урока в начальной школе. Было выявлено, что большое влияние оказывают на построение урока возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки к самостоятельным занятиям. Также важны способы и средства с помощью которых учитель будет достигать поставленных целей.

Далее была дана характеристика традиционной структуры урока, а также показана структура урока в соответствии с ФГОС НОО. При и во время общения с педагогами, работающих в современной школе было выявлено, что структура уроков по стандартам второго поколения дает всесторонне развитие личности. А отношение учителя к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка —есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе осуществится не смогут.


Список использованных источников

  1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в школе / Ю.К.Бабанский. - М.: Просвещение, 2009, 56 с.
  2. Баскова, Т. Н. Уроки в начальной школе [Текст] / Т.Н. Баскова.- Санкт-Петербург: Паритет, 2012, 192 с.
  3. Боголюбов, Л.Н. Методика преподавания в школе [Текст] / Л.Н. Боголюбов. –М. Владос, 2009 г. – 176 с.
  4. Бурдов, Г.И. Почему забывают о проблемном обучении [Текст].//Открытая школа.-2010 г.-№ 6 С.12-14.
  5. Волковский, Д.Л. Методики в начальной школе [Текст] / Д.Л. Волконский. - Санкт-Петербург: Книга по Требованию, 2012, 298 с.
  6. Гвашева, Ф.Р., Особенности УМК «начальная школа XXI века» [Текст] / Н.Ф. Виноградова. - Сочи: СЦРО, 2007 г., - 24 с.
  7. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении [Текст] / А.К. Дусавицкий. - М: Вита-Пресс, 2008. – 256 с.
  8. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М.: Просвещение, - 1984. – 84с.
  9. Коменский, Я. А., Локк, Д., Руссо, Ж.-Ж., Песталоцци, И. Г.. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с. [Электронный ресурс] // URL: http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm (дата обращения: 24.07.2019)
  10. Конаржевский, Ю.А.. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Канаржеский. - М:Центр «Педагогический поиск», 2000. – 346 с.
  11. Лукьянова, М. И. Учебная деятельность школьников: Сущность и возможности формирования [Текст] / Лукьянова М. И., Калинина Н. В. – Ульяновск : ИПК ПРО, 1998. – 64 с.
  12. Майская, А.З. Методические рекомендации к написанию сочинений [Текст]/ А.З. Майская // Начальная школа. – 2001. - №9. – С.40
  13. Малев, В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие [Текст] / В.В. Малев. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 271 с.
  14. Мартиросян, Б.П. Повышение качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях [Текст] // Педагогика.- 2008 г.- №7. - С.25-32
  15. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. – М.: Педагогика, 1972. – 258 с. [Электронный ресурс] // URL: http://docplayer.ru/27664387-Osnovnye-voprosy-teorii-m-sm-mahmutov-m-i-teoriya-i-praktika-problemnogo-obucheniya-kazan-1972-on-zhe-problemnoe-obuchenie.html (дата обращения: 20.07..2019)
  16. Мерлин, В. С. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения [Текст] / В. С. Мерлин, Е. А. Климов // Советская педагогика. – 1967. - № 4. – С. 110-118.
  17. Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности [Текст] / Орлов Ю. М. – М. : Просвещение, 1991. – 287 с.
  18. Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1983.- 356 с.
  19. Пунина, Н.В. Учебно-методическое обеспечение инновационной деятельности образовательного учреждения [Текст] // Методист.-2008 г.-№1. – С.49-54
  20. Сластенин, В.А. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  21. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин.— М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
  22. Современные технологии обучения химии. Учебно-методическое пособие [Текст]. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2007 г., 38 с.
  23. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Электронный ресурс] // URL: https://www.litmir.me/br/?b=84572&p=1(дата обращения: 30.07..2019)
  24. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Талызина Н. Ф. – М. : Педагогика, 1988. – 280 с.
  25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации [Текст]. - М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
  26. Хуторской, А. В. Деятельность как содержание образования [Текст] // Народное образование. - 2003. - №8. - С. 107-114.
  27. Цукерман, Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя [Текст] // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 2. - С. 27-40.
  28. Четанова, Л. А. ФГОС НОО: требования к современному уроку // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 33-35 [Электронный ресурс] // URL: https://moluch.ru/archive/82/15019/ (дата обращения: 01.08.2019)
  29. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1979. - 160 с.
  30. Селевко, Г.К. Проблемное обучение [Текст] / Г.К. Селевко //Школьные технологии.-2010 г.- № 2.-С.61-66.
  31. Сычева, Г. Н. Лучшие нестандартные уроки в начальной школе [Текст] / Г.Н. Сычева. - Санкт-Петербург: Феникс. - 2014,174 с.
  32. Трубайчук, Л.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] /Л.В. Трубайчук//Начальная школа. - 2009 г. - №9. - С. 6 - 9.
  33. Фёклин, С.И. новая модель развития школы в России: методическое пособие [Текст] /С. И. Фёклин.- М.:Арсенал образования, 2010 г. – 128 с.
  34. Шамова, Т.И., Третьяков, П.И., Капустин, Н.П.. Управление образовательными системами [Текст] / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. - М:Владос, 2014. – 421 с.
  35. .Шарипов, Р.Х. Концепция инновационного образования [Текст] // Методист.-2008 г.- №8.- С.54-58