Файл: Научная характеристика структуры урока (Теоретические основы факторов, определяющих выбор типа структуры в начальной школе).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы факторов, определяющих выбор типа структуры в начальной школе
1.1 Формы организации учебной работы в начальных классах
1.2 Особенности структурирования урока в начальной школе
2. Типология уроков и их структура
2.1. Традиционные структуры урока
Создание методического проекта любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, и далее определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель урока была достигнута.
Усвоение логически завершенной части содержания курса осуществляется в процессе взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на их обучение, воспитание и развитие [26; С.109].
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации педагогического процесса. Это дополнительные формы (экскурсии, консультации, дополнительные занятия) и вспомогательные формы, направленные на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы [5; С.94].
Современная педагогика относит к уроку, как основной форме организации учебно-воспитательного процесса в школе, следующее:
- требования, предъявляемые к современному уроку, его содержательные взаимосвязи с предшествующими уроками, место каждого урока в теме, разделе, курсе;
- образовательно-воспитательные и развивающие цели каждого урока и системы уроков;
- дидактическое оборудование урока;
- планирование системы уроков по теме, разделу курса, проблемам, отражающим этапы развития определенной системы или процесса общественной жизни;
- типы уроков, нестандартные уроки, различные точки зрения на типологию уроков в методической литературе, а также факторы, обуславливающие целесообразность выбора типа урока;
- подготовка учителя к уроку, тематическое планирование, план-конспект;
- организация познавательной деятельности учащихся на уроках различных типов, особенности уроков в младших классах [5; С.74] .
Современный урок должен быть целесообразный, с учётом современных подходов, выбор средств и методических приёмов для каждой его части. В нем должна быть образность, яркость фактов, сочетание индивидуальной и коллективной работы в процессе изучения нового материала. Учитель должен делать упор на установление осознаваемых внутрипредметных и межпредметных связей. Структура урока должна быть цельность и организационная четкость, законченность и результативность учебного занятия. Подготовка проводится с учетом прогнозирование, проектирование и планирование.
Четкая организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил: определение целей урока, выделение типа и видов урока, выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения [14; С. 26].
1.2 Особенности структурирования урока в начальной школе
Каждый урок имеет свою структуру. Под структурой урока следует понимать соотношение этапов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.
Этапы или как их еще называют элементы урока могут включать в себя организационный момент; проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала; закрепление; подведение итогов урока; домашнее задание. Эти структурные элементы реализуются на большинстве уроков. Необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения или где опускаются те из них, которые не обязательно вводить в его структуру. Структура каждого урока зависит от содержания учебного материала, дидактической цели, типа урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса или коллектива. Структура урока совершенна в том случае, если учитывает закономерности обучения, условия педагогического процесса в данном классе и позволяет удачно реализовать педагогический замысел учителя. Следовательно, не структура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим условиям и замыслу оказывает влияние на эффективность обучения [32; С.7].
В ходе обучения осуществляется восприятие, осмысливание, закрепление знаний и применение их на практике. Эти звенья выступают на уроке в различных сочетаниях и определяют разнообразное построение.
Различная комбинация основных звеньев процесса усвоения знаний на уроке зависит от характера учебного материала, дидактической цели урока, возрастных особенностей учащихся, а также особенностей данного класса как коллектива. Например, введение значительного теоретического материала в содержание образования начальных классов привело к изменению соотношения во времени объяснения учителя и самостоятельных занятий учащихся, что неизбежно влечет за собой изменения в построении урока.
Структура урока меняется также в зависимости от характера основной его цели, определяющей соотношение различных звеньев учебной работы на уроке (сообщение новых знаний, их закрепление, упражнения учащихся), место и значение того или иного вида деятельности и их сочетание [33; С. 128].
Также большое влияние оказывают на построение урока возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки к самостоятельным занятиям. На первых этапах обучения, когда учащиеся еще не умеют длительное время удерживать свое внимание на том или ином виде деятельности, учителю приходится чаще менять виды занятий. С возрастом учащихся, с накоплением учебных умений и навыков меняется соотношение работы под руководством учителя и самостоятельных занятий учащихся на уроке. Учителю приходится считаться с особенностями класса как коллектива, его организованностью [27; С.56].
В настоящее время в ряде учебных пособий по педагогике уделяется большое внимание работам М.И. Махмутова, в которых отмечается, что структура урока не должна быть аморфной, безликой, случайной, что она должна отражать:
- закономерности процесса обучения как явления действительности, логику процесса учения;
- закономерности процесса усвоения, логику усвоения новых знаний, как внутреннего психологического явления;
- закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как способов его индивидуального познания, отражающего логику познавательной деятельности человека, логику преподавания;
- виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса [15].
Элементами урока, которые при своем взаимосвязанном функционировании отражают эти закономерности, являются актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного.
В. А. Сухомлинский отмечал, что воспитывать значит возвышать человека, занятого трудом, формировать у каждого веру в свои силы, возможности, способности, воспитывать чувство гордости, чувство человеческого достоинства [23]. Поэтому урок также должен быть воспитывающим. Это достигается за счет отбора содержания материала, за счет продуманности всей организации урока. Важно использовать урок не просто для передачи знаний, а для организации труда учащихся, труда мысли, труда разума, души, физического труда.
С введением федеральных государственных образовательных стандартов постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Современный урок — это прежде сего урок с использованием информационно-коммуникативных технологий. Учитель должен осуществлять индивидуальный подход каждому ученику. В процессе урока должны применяться различные разные виды деятельности, а сама деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика. Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности. Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии придерживается учитель. Цели урока формулируется с направленностью передачи функции от учителя к ученику. Учитель ежедневно, ежеурочно обучает детей осуществлять рефлексивное действие, умение оценить свою готовность, находить причины затруднений, обнаруживать незнание. На уроке по стандартам второго поколения должно происходить глубокое личностное воздействие «учитель-ученик», через отношения, совместную деятельность [28].
2. Типология уроков и их структура
2.1. Традиционные структуры урока
Качественное своеобразие уроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения, особенностями школы, учителя и учащихся. Для того чтобы выявить общие стороны в огромном многообразии уроков, объективно необходима их классификация. Проблема типологии уроков, их систематизация довольно сложная. В современной дидактике существуют различные подходы к классификации уроков. В зависимости того, какие признаки брались за основу, предлагались те или иные варианты типологии уроков, что вполне правомерно [16; С. 112].
Постановлением ЦК ВКП (б) от 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» основной формой ведения занятий в школе был утвержден урок, не утративший, и по сей день, своей актуальности и претерпевший ряд изменений. Урок — единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и программой работы [21; С.124]
Существуют различные подходы к классификации уроков, отражающие весь спектр их градации в современной дидактике в соответствии с ведущей дидактической целью выделяют: вводные, получения новых знаний, повторения и обобщения, контрольные, смешанные или комбинированные [29; С. 126].
Также выделяют уроки по цели организации и уровню обученности учащихся: уроки изучения нового материала, совершенствования знаний, умений и навыков, обобщения и систематизации; комбинированные, контроля и коррекции знаний, умений и навыков [15]
Существует типология по способу организации или ведущему методу обучения, выделенная И.Н. Казанцевым: урок-лекция, урок-беседа, урок-экскурсия, кино-урок, урок самостоятельной работы, лабораторные и практические занятия, уроки с разнообразными видами заданий [31; С.87].
Вместе с тем все они неизменно должны выполнять обучающую, познавательную, воспитательную, развивающую, стимулирующую и самообразовательную функции и соответствовать традиционному минимуму требований.
Наиболее типичная характеристика уроков в начальной школе следующая.
Первый тип урока - ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний. На этом уроке содержание является новым, неизвестный обучающий материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение.
На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других — проводится самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, в третьих — практикуется и то и другое.
Вторым можно выделить урок закрепления материала. Основным содержанием учебной работы на этом уроке является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других − решают новые задачи на известные им правила, в третьих − устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых − делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п.
Не мало важны и уроки выработки и закрепления умений и навыков тесно связаны с уроками закрепления знаний. Учитель проводит специальную работу по осуществлению принципа прочности усвоения учащимися учебного материала.
Обобщающий урок проводится с целью оптимизации и закрепления знаний по пройденной теме или разделу учебного предмета. Такой урок особенно важен в период итогового повторения, во время подготовки к экзаменам.
Уроки проверки знаний, умений и навыков. Иногда его просто называют урок контроля позволяют учителю выявить уровень обученности учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
В практике работы школы, особенно в начальных и младших подростковых классах, наибольшее распространение получили уроки, на которых решается несколько дидактических задач. Такой тип урока называется комбинированным или смешанным.
В малокомплектной начальной школе, где обучаются дети разного возраста в одной классной комнате, сложилось три основных типа уроков: урок, на котором в обоих классах изучается новый материал, урок, на котором в одном классе изучается новый материал, а в другом классе организуется работа по закреплению знаний и умений, повторение изученного или учет знаний и умений детей, урок, на котором в обоих классах проводится работа по повторению изученного ранее.
В настоящее врем популярны интегрированные уроки. Это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов.