Файл: Эффективность менеджмента организации (Методы оценки эффективности менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных условиях все большее значение приобретают проблемы управления. Переход от административно-командных методов управления к рыночной экономике требует от руководителей всех уровней обеспечения положительных результатов деятельности не просто предприятия, а формирование высокого уровня экономической эффективности менеджмента.

Эффективность менеджмента характеризуется как результативность управленческой деятельности, определяется как отношение полученных результатов от реализации определенных управленческих решений в расходы, которые их сопровождают. В менеджменте выделяют экономическую, организационную и социальную эффективность.

Экономическая эффективность менеджмента отражает экономические результаты деятельности организации при определенной системе управления. Ее целесообразно рассматривать в двух аспектах - с одной стороны, экономическая эффективность характеризуется показателями, которые отражают построение и функционирование систем менеджмента, в частности: уровнем автоматизации рабочих мест управленцев, уровнем разработки инструктивного и нормативного материала, общим диапазоном менеджмента.

Данные требования определили актуальность курсовой работы.

Степень разработанности темы курсовой работы. Вопросами по управлению интересовались философы и ученые всех времен - начиная с античности. В современных условиях эта проблема поднималась такими учеными как Кравченко, К., Мешалкин, В., Фатхутдинов, Р., Бусыгин, А., Игнатов, В. Г., Шепель, В., Гайнутдинов, Э. М., Тебекин, А. В..

Целью изучения данной темы является выяснение сущности понятия «эффективность менеджмента организации».

Задачи курсовой работы были сформулированы в соответствии с ее целю. К основным задачам курсовой работы относятся:

  • Изучение методологических основ эффективности менеджмента;
  • Анализ системы научной организации труда;
  • Изучение процесса измерения эффективности управления.

Объект исследования – совокупность методов управления.

Предметом исследования – критерии эффективного управления и их оценка.

Методы исследования. При изучении темы курсовой работы использованы диалектический, логический, комплексный и экономико-математические методы анализа и научного познания. В процессе проведения исследования применялись также такие приемы экономического анализа, как наблюдение, сравнение, факторное изучение и другие.


Теоретической основой курсовой работы послужили положения общей теории управления, экономической теории, экономики и социологии труда, кадрового менеджмента.

Практическая значимостьзаключается в определении понятия эффективности менеджмента, теоретическом обосновании и разработке системы оценки эффективности менеджмента в современных условиях, что способствует повышению эффективности управления.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложения. Во введении раскрывается актуальность курсовой работы, определяется предмет, объект, цели и задачи курсовой работы. Основная часть состоит из трех глав, которые последовательно раскрывают тему исследования.

1 Методологические основы эффективности менеджмента

1.1 Сущность и виды эффективности менеджмента

Эффективность менеджмента характеризуется как результативность управленческой деятельности, определяется как отношение полученных результатов от реализации определенных управленческих решений в расходы, которые их сопровождают. В менеджменте выделяют экономическую, организационную и социальную эффективность.

Экономическая эффективность менеджмента отражает экономические результаты деятельности организации при определенной системе управления. Ее целесообразно рассматривать в двух аспектах - с одной стороны, экономическая эффективность характеризуется показателями, которые отражают построение и функционирование систем менеджмента, в частности: уровнем автоматизации рабочих мест управленцев, уровнем разработки инструктивного и нормативного материала, общим диапазоном менеджмента.

С другой стороны, эффективность систем менеджмента характеризуется показателями, отражающими результаты производственно-хозяйственной деятельности.

Организационные изменения и организационное развитие влияют на эффективность менеджмента благодаря усовершенствованию управляющей и управляемой систем управления организацией. При этом экономическая эффективность менеджмента определяется, с одной стороны, как результат улучшения управляющей и управляемой систем, с другой, на основе трансформации организационной и экономической эффективности.


Организационная эффективность оценивается по показателям, которые отражают качество построения организации и ее системы управления, а именно:

  • уровень централизации функций управления;
  • соотношение численности управленческих работников между различными уровнями управления;
  • доля руководителей в общей численности аппарата управления;
  • скорость принятия управленческих решений и т.п..[9, с. 138]

Социальная эффективность менеджмента отражает влияние менеджмента на процессы формирования профессиональных характеристик работников, в том числе руководителей, формирование корпоративного духа, соответствующего психологического климата в коллективе, атмосферы защищенности, причастности к целям организации, перспектив развития социальных институтов и т.п..

Социальную эффективность менеджмента можно оценивать с двух точек зрения. С одной стороны, ее оценивают по показателям, отражающим социально-культурную сферу функционирования организации.

С другой - по показателям, отражающим влияние на достижение производственно-хозяйственных результатов и удовлетворения потребностей рынка.

Поскольку эффективность деятельности организации существенно зависит от эффективности управления, одной из главных задач управляющей системы является определение направлений ее повышения.

К ним, в частности, относят:

  • повышение квалификации работников управления;
  • обеспечение приемлемого уровня образования;
  • приобретения практического опыта;
  • проведение периодической аттестации.

Одним из факторов, определяющих эффективность труда в управлении, является образование. Работник с более высоким уровнем образования вносит в улучшение экономики своего предприятия больший вклад, ускоряет научно-технический прогресс и широко использует его результаты в производстве.

Стимулирующую роль в повышении эффективности труда менеджеров выполняет их периодическая аттестация. Основная цель аттестации - выявить способности того или иного работника, определить степень его вознаграждения. При этом активизируется чувство ответственности, что побуждает его к более полному использованию своих способностей и достижения лучших результатов в работе. Аттестация позволяет более обоснованно решать вопросы продвижения работников службой.

Разумеется, повышение эффективности управленческого труда не ограничивается только рассмотренным направлениям. На нее влияют также совершенствование производственной структуры организации; рациональная организация производства и труда, в том числе управленческого персонала; оптимизация организационной структуры, форм и методов управления; коммуникационных процессов и т.п..


В условиях рыночных отношений эффективность управления играет одну из главных ролей в процессе эффективной деятельности предприятия, поэтому правильная организация развития предприятия является одной из основных задач современного менеджмента. Организационные изменения и организационное развитие в организации должны быть направлены на повышение результативности и эффективности менеджмента.

Эффективность менеджмента организации - это общий результат, следствие действий, реализуемых в процессе управления функционированием в организации. Первостепенной задачей управленческой системы каждого предприятия, является повышение эффективности управления по социальному, производственно-хозяйственному и организационному направлениям, что позволит улучшить общую эффективность деятельности самого предприятия. [1, с. 345]

1.2 Концепции эффективности менеджмента

Одной из первостепенных задач менеджмента как системы управления организацией является обеспечение эффективности ее деятельности.

Эффективность организации - это ее способность существовать и достигать поставленных целей с выгодным соотношением результатов и затрат. [2, с. 79]

Эффективность менеджмента нельзя отождествлять с успешностью организации при осуществлении коллективом усилий над построением эффективной кадровой и социальной политики. Если данная политика разработана руководством фирмы, то она позволит улучшить социально-психологический климат, принимать верные кадровые решения, улучшить взаимодействие подразделений фирмы между собой, убедить персонал фирмы в ее лучших намерениях - эффективно работать в целях выполнения экономической миссии фирмы.

На любом уровне организации менеджеры пытаются достигать высоких результатов. Однако общее согласие относительно содержания категории «эффективность управления» отсутствует. Различия в определении управленческой эффективности отражают приверженность разных взглядов на концепции организационной эффективности.

Целевая концепция отражает взгляд на эффективность деятельности организации, подчеркивает центральную роль достижения цели как критерия для оценки эффективности. Многочисленные управленческие методы основываются на целевой концепции. [5, с. 309]

Согласно целевой концепции организационной эффективности разработана целевая концепция эффективности управления организацией. Она основывается на утверждении того, что главной целью деятельности любой системы управления является достижение организацией поставленных целей ее основной деятельности наиболее рациональным способом.


Системная концепция организационной эффективности предусматривает определение основных элементов в организации и необходимость ее адаптации к условиям системы более высокого уровня, частью которой она является. Системная концепция объясняет, почему ресурсы должны использоваться для деятельности, которая непосредственно не связана с достижением целей организации. Главной предпосылкой эффективного управления является осознание менеджерами аксиомы, что организации, которыми они управляют, - это сложные открытые системы.

Концепция организационной эффективности на основе достижения баланса интересов акцентирует внимание на относительной важности различных групповых и индивидуальных интересов в организации. Организация эффективна настолько, насколько она удовлетворяет интересы группы, контролирующей наиболее важный на данный момент ресурс. Эту концепцию можно использовать для комбинирования двух предыдущих с целью более достоверного определения организационной эффективности.

Оценка эффективности управления по концепции достижения баланса интересов основывается на измерении степени удовлетворения потребностей всех групп, заинтересованных в результатах деятельности организации. Главным критерием оценки эффективности управления по этой концепции является достижение баланса интересов всех заинтересованных в результатах деятельности организации групп. [10, с. 277]

Кроме указанных концепций, отражающих сущность таких категорий как эффективность организации и эффективность управления организацией, существуют системы взглядов, касающихся только эффективности управления.

Функциональная концепция позволяет определить эффективность управления с позиции организации труда и функционирования управленческого персонала, т.е. опирается на результаты и затраты самой управленческой системы. Результат управленческого труда в пределах функциональной концепции измеряют, в частности, следующими показателями:

  • уменьшение трудоемкости управленческих работ;
  • сокращение управленческого персонала, сроков обработки информации;
  • сокращение потерь рабочего времени;
  • уменьшение текучести управленческих кадров и т.д.

Композиционная концепция эффективности управления основывается на определении степени влияния управленческого труда на результаты деятельности организации в целом. Среди показателей, характеризующих результат деятельности организации, наиболее широко используются следующие: