Файл: Эффективность менеджмента организации (Методы оценки эффективности менеджмента).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Методологические основы эффективности менеджмента
1.1 Сущность и виды эффективности менеджмента
1.2 Концепции эффективности менеджмента
1.3 Факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента
2 Измерение эффективности управления
2.1 Показатели эффективности менеджмента организаций
2.2 Методы оценки эффективности менеджмента
2.3 Анализ использования эффективности особого менеджмента компании Morning Star Companu
- размер снижения себестоимости продукта;
- объемы прироста прибыли;
- объемы реализации продукта и т.д.
1.3 Факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента
На эффективность управления влияют различные факторы, среди которых выделяются:
- умственные и физические возможности человека, его способности осуществлять управленческую деятельность;
- средства производства, с помощью которых человек, коллектив, общество производит все необходимое для жизни, то есть усиливает умственные и физические способности человека;
- социальные условия, способствующие раскрытию творческих способностей отдельного работника и коллектива в целом;
- совокупное влияние предыдущих факторов, усиленных их интеграцией.
Значительное влияние на эффективность управления осуществляют такие факторы как, участие в управленческой деятельности коллектива, улучшение качественного состава работников управления, научная организация труда и др.. На эффективность управления влияет и во многих случаях вызывает трудности - иерархичность. Иерархичность иногда приводит к тому, что факторы, которые существенно влияют на результаты производственно-хозяйственной деятельности остаются за пределами компетенции органа, который непосредственно управляет данным объектом.
Критерии эффективности менеджмента - это результативность управленческой деятельности менеджеров в организации, которая определяет качественные ее стороны. [9, с. 38]
К основным критериям относят:
- оперативность - своевременность подготовки и принятия решений, а также налаженность механизмов обратной связи;
- надежность системы управления - достоверность, ценность и своевременность информации, соответствие приемов и методов работы уровню научно-технического прогресса;
- уровень подготовки, стаж практической деятельности и стабильность кадров;
- качество выполнения функций, обеспеченность средствами оргтехники;
- оптимальность системы управления - выбор оптимальных методов принятия хозяйственных решений, обоснованность ступеней управления в организации, а также соотношение централизации и децентрализации управления применительно к конкретным условиям, норм управляемости и др..
Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий должен самое выгодное значение.
В качестве критерия эффективности производства и управления используют обобщенные показатели, характеризующие конечные результаты.
Прибыль и рентабельность наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности, соответственно и эффективность управления. При этом необходимо исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. Обобщенные показатели отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми ресурсами. Для этого используют частные показатели.
Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными и качественными показателями.
Количественные показатели деятельности системы менеджмента включают:
- трудовые показатели - экономию живого труда в сфере управления;
- финансовые - сокращение расходов на управление;
- показатели экономии времени - сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, различных организационных процедур. [3, с. 196]
Качественные показатели имеют важное значение и включают:
- повышение инновационного уровня управления;
- рост квалификации менеджеров, специалистов и руководителей среднего звена;
- уровень интеграции процессов управления;
- повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
- формирование организационной культуры;
- управляемость системы в организации;
- удовлетворенность трудом;
- усиление социальной ответственности организации;
- экологические последствия.
Рационализация управления способствует достижению высокого уровня указанных показателей, в результате наступают положительные сдвиги в системе управления и достигается экономический эффект.
2 Измерение эффективности управления
2.1 Показатели эффективности менеджмента организаций
Обеспечение эффективности организации является основной задачей и сферой компетенции менеджеров. В зависимости от стратегических намерений высшего руководства ее оценивают различными методами и по разным критериям. Высокая эффективность организации достигается благодаря эффективной системе менеджмента, нацеленной на рациональное использование всех организационных ресурсов и их постоянное совершенствование через соответствующие организационные изменения.
Одной из основных задач менеджмента как системы управления организацией является обеспечение эффективности ее деятельности. Организационная эффективность - способность организации существовать и достигать определенных целей с выгодным соотношением результатов и затрат. [4, с. 112]
Выделяется несколько подходов к изучению организационной эффективности.
Целевой подход предусматривает определение эффективности экономической организации ее способностью достигать заранее поставленных целей. Согласно этому подходу группы в организации действуют рационально для достижения целей. Рационализм заключается в выборе такого варианта использования ресурсов, который бы позволил достичь поставленных целей с наименьшими затратами. Этот подход следует использовать в случае, когда цели четко определены и прогресс можно точно зафиксировать и измерить.
Каждая коммерческая структура начинает свою деятельность по установлению в качестве целей определенных экономических показателей, усилия менеджмента направлены на обеспечение достижения определенных экономических результатов. В соответствии с масштабом целей различают общефирменную, внутрифирменную и групповую эффективность. Общефирменная эффективность отражает динамику общих целей организации; внутрифирменная - динамику целей ее структурных подразделений; а групповая - полноту достижения групповых целей.
Целевой подход целесообразен с точки зрения удовлетворения интересов каждой из заинтересованных групп. Однако если рассматривать организацию как целостную систему, главной целью которой является обеспечение своей жизнедеятельности, то его не стоит использовать. Часто интересы отдельных участников организации противоречат интересам других, что отрицательно сказывается на формулировке стратегических целей.
Согласно целевому подходу организационная эффективность зависит от:
- качества постановки целей, то есть соответствия намеченных целей условиям и требованиям внешней среды, возможностям предприятия и интересам персонала;
- силы и направленности мотиваций, побуждающих членов организации к достижению целей;
- адекватности выбранных стратегий поставленным целям;
- объема и качества ресурсов, которые использует организация для достижения целей. [6, с. 298]
Согласно системному подходу критерием эффективности организации является ее способность к адаптации. Этот подход концентрирует внимание на внутренних характеристиках организации и апеллирует скорее к средствам поддержки отношений между участниками организации, чем к целям. Внутреннее деление ресурсов, определения иерархических зависимостей, правила взаимодействия участников занимают центральное место, а оценка затрат отступает на задний план. Недостатком системного подхода является то, что оценка внутренних характеристик организации требует определенного их количественного определения. Попытки количественно определить все формальные и неформальные характеристики организации могут привести к чрезмерному усложнению процедуры оценки эффективности и роста расходов, связанных с ней, и это еще не гарантирует эффективной работы организации.
При выборочном подходе для оценки эффективности использует критерии, соответствующие стратегическим составляющим организации.
Интегральный подход к оценке эффективности управления основывается на построении синтетического показателя, который охватывает несколько частичных показателей эффективности управления.
Необходимо заметить, что в условиях рыночных отношений и конкуренции важным обобщающим критерием оценки эффективности управления организацией является ее конкурентоспособность.
Конкурентоспособность организации может определяться рейтингом, то есть оценкой, характеризующей ее место среди других организаций, которые поставляют аналогичные продукты на рынок. Высокий рейтинг отражает высокий уровень эффективности управления организацией.
Конкурентоспособность характеризует положение организации в отрасли, ее способность конкурировать в борьбе за потребителя. Конкурентоспособность организации снижается, когда ухудшаются показатели производства, качества и гибкости, и она не способна производить продукт, которого требует потребитель.
Уровневый подход к оценке эффективности управления выделяет в процессе оценки три уровня эффективности: 1) индивидуальный; 2) групповой; 3) организационный и соответствующие факторы, на них влияющие. Эффективность управления при этом формируется как интегрированный результат индивидуальной, групповой и организационной эффективности с учетом синергетического эффекта.
На базовом уровне находится индивидуальная эффективность, которая отражает уровень выполнения заданий конкретными работниками.
Организации состоят из сотрудников и групп и, следовательно, организационная эффективность включает индивидуальную и групповую эффективность. Однако за счет синергического эффекта организационная эффективность превышает сумму индивидуальной и групповой эффективности.
Временной подход к оценке эффективности управления выделяет в процессе оценки кратко-, средне-и долгосрочные периоды, для каждого из которых можно определить специфические критерии оценки эффективности управления.
Конечным критерием организационной эффективности является способность организации сохранять свое положение в пределах среды.
2.2 Методы оценки эффективности менеджмента
Критерий эффективности менеджмента характеризуется как степень соответствия фактических параметров системы управления совокупности стандартизированных требований к ней. [9, с. 145]
В этом смысле критериями эффективности системы менеджмента является целеустремленность, связность, целостность, открытость, динамизм, стремление к развитию.
Существует два подхода к выбору показателей эффективности управления
- конструирование единого обобщающего показателя;
- определение системы количественных и качественных показателей эффективности. [2, с. 258]
К количественным относятся трудовые и финансовые показатели, а также экономия времени работников управления.
Качественными показателями эффективности менеджмента считают:
- повышение научно-технического уровня процессов менеджмента, квалификации работников управления, уровня обоснованности управленческих решений, культуры менеджмента;
- надежность системы менеджмента; достоверность и полнота информации;
- своевременность выполнения всех функций, операций и процедур.
Для оценки менеджмента используются различные способы.
- иногда специалисты по менеджменту стремятся такую оценку проводить с помощью показателей, непосредственно связанных с процессом менеджмента: трудоемкость менеджмента и отдельных его функций и операций, расходы материально-финансовых ресурсов и др.;
- эффективность менеджмента определяется через итоговые показатели работы предприятия. Но следует иметь в виду, что менеджмент тесно переплетается с другими видами деятельности, направленными на достижение целей предпринимательской деятельности;
- затраты на менеджмент сопоставляются с конечными результатами деятельности предприятия: выход валовой продукции на 1 руководителя сферы менеджмента, получения прибыли и др.;
- нормативный подход к оценке менеджмента представляет собой сравнение фактических затрат на менеджмент с нормативными;
- применение экспертных и качественных оценок, выявление политических, социальных, экономических и других факторов повышения эффективности менеджмента;
- применение эмпирических формул, характеризующих эффективность менеджмента. Эмпирические формулы выводятся на основе установленных зависимостей, например, с помощью корреляционного анализа;
- эффективность менеджмента выражается через интегрированные показатели другой природы.
В частности с помощью показателей, характеризующих степень руководящего влияния на использование основных факторов производства, которые сейчас получили денежную оценку. Интегральный показатель рассчитывается на основе индивидуальных коэффициентов использования земли, рабочей силы.