Файл: Опека и попечительство патронаж над дееспособными.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства государственного социума. В данной форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим образом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникшие в сфере опеки и попечительства.

Предмет исследования – нормативно-правовое регулирование опеки и попечительства.

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании общих положений опеки и попечительства.

Задачами данной курсовой работой являются:

1. исследовать основания, порядок установления и прекращения опеки и попечительства;

2. охарактеризовать правовое положение и обязанности опекунов и попечительства;

3. определить, как опекун и попечитель может распоряжаться имуществом подопечного.

Методы исследования, используемые в работе:

– сравнительно–правовой метод;

– формально-юридический метод;

– метод анализа.

Работы включает введение; две главы; заключение; список литературы.

Глава 1. Сущность опеки и попечительства и их развития в России

Основы развития института опеки и попечительства в России

В федеральном законе «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48- ФЗ, закреплены как понятие опеки так и попечительства[1].

Опека есть форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.


Институт опеки известен русскому законодательству с эпохи Древнерусского государства. Еще Русская Правда знает нормы о защите имущества детей, оставшихся без одного родителя. Постановления древнего закона в этой сфере явно не носили общесоциального характера, а касались лишь состоятельных лиц – купцов, ростовщиков, феодалов, чья собственность нуждалась в особой защите при переходе по наследству.

При этом необходимо иметь в виду, что Русская Правда (ст. 102) не только обязывала детей повиноваться воле пережившего родителя, но и всячески защищала их имущество от произвола того же пережившего родителя, обязывая последнего возместить причиненные имуществу детей убытки (ст. 99, 101)[2]. Статья 99 Русской Правды требовала назначить иного родственника в качестве опекуна для малолетних детей, если их мать решит вторично выйти замуж. Закон, очевидно, расценивал второго мужа как потенциальную опасность для целостности имущества рода, к которому принадлежали дети матери-вдовы.

Таким образом, родовой интерес был поставлен Русской Правдой выше внутрисемейных отношений между матерью и ее детьми. В период Московского государства институт опеки получил дополнительное правовое регулирование, которое проявилось в том, что опека стала подконтрольна церковным институтам. Соборным Уложением 1649 г. были значительно расширены, в отличие от предыдущего законодательства, права опекунов. Однако, регулировались по большей части конфликтные дела по опеке, регламентация самой этой деятельности отсутствовала.

На рубеже XVII–XVIII вв. в России зарождается государственное попечение детей-сирот. Указом 1682 г. для безродных нищих детей впервые устанавливалось открытие специальных домов, в которых их обучали грамоте, науке и ремеслу. После этого Указа опека стала регулироваться более детально. А Петром I были установлены первые возмездные формы устройства детей-сирот. Так, заботясь о воспитании малолетних дворян и сохранении их родового имущества, правительство думаю о благополучии и лояльности элиты, на которую оно традиционно опиралось.

Способствуя промышленной и торговой деятельности горожан, власть неизбежно должна была предпринять меры к предотвращению оскудения купеческих фамилий через расточение имущества малолетних наследников.

Отсюда следует важнейшая черта организации дореволюционной опеки именно для дворян и горожан: особое внимание закона к сохранности имущества несовершеннолетних наследников родовой недвижимости, предприятий и капиталов. Характерный пример такого внимания – отсутствие явных преимуществ у родственников при назначении опекунов к сиротам. Здесь будет не лишним еще раз напомнить о норме Русской Правды, которая позволяла отстранять от опеки мать малолетних сирот, если она решала выйти замуж вторично.


Необходимость охранять имущество малолетних дворян и богатых горожан даже от их собственной родни требовала обязательного утверждения опекунов в правах специально уполномоченными органами. Об этом, в частности, говорила ст. 190 Свода законов гражданских (ч. I т. X Свода законов Российской империи), позволяющая назначить опекуном не родственника, а постороннее к малолетнему наследнику лицо. Кроме того, кассационная практика Правительствующего Сената не разрешала родственникам осуществлять полномочия опекунов de facto, без утверждения их в этом качестве соответствующими органами. Подобной проблемы совершенно не могло быть в крестьянской среде, поскольку, в отличие от дворянского сословия, семейное имущество крестьянского хозяйства было общим и разделу после смерти одного из супругов не подлежало.

Следовательно, для законодателя не существовало никакой потребности и в определении доли собственности малолетних крестьян-наследников с ее последующей охраной. Здесь будет небезынтересным упоминание о том, что вопрос о собственнике земельного участка крестьянского двора был поставлен лишь в ходе проведения аграрной реформы П. А. Столыпина. Конечно, оправданием для столь поздней постановки вопроса о собственности на крестьянские участки было и многовековое крепостное право, и традиционная общинная организация крестьян. Но эти же факторы являются оправданием и особенностей организации крестьянской опеки над несовершеннолетними, ибо в этой среде задачей опекунов было в основном не дать умереть сиротам с голоду и пристроить их к делу, а не сохранить их капиталы и недвижимость, как это делалось Дворянской опекой или Сиротским судом.

В первом советском семейном кодексе – Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. (далее – КЗАГС), принятом на заседании ВЦИК 16 сентября 1918 г., – содержался Раздел IV («Опекунское право»), состоящий из 62 статей (ст. 184-246). КЗАГС был первым нормативным актом советского государства, урегулировавшим данную сферу[3].

Первая же статья раздела «Опекунское право» начинается с указания на то, что функцию опекунов могут осуществлять не только отдельные физические лица, но и непосредственно (и преимущественно) опекунские учреждения (ст. 184). Тем самым в законе проводилась мысль о замене индивидуальной опеки коллективной.

Согласно ст. 224 КЗАГС, обязанностью опекуна являлась забота о личности подопечного, его воспитании и приготовлении к полезной деятельности, что полностью совпадаю с личными обязанностями родителей по отношению к детям (ст. 154). Таким образом, органы опеки в полном соответствии с КЗАГС действительно должны были выступить полноценной заменой родителям. В соответствии с КЗАГС забота органов опеки о несовершеннолетних могла стать реальной альтернативой семейному воспитанию в случае лишения родителей их родительских прав вследствие их неправомерного осуществления (ст. 153).


Кроме того, КЗАГС отказался от понятия «родительская власть», известного дореволюционному законодательству (ст. 113 Свода законов гражданских), в пользу понятия «родительские права», которые рассматривались исключительно как родительскую обязанность проявлять заботу о детях. Таким образом, КЗАГС впервые в российском законодательстве установил возможность государственных органов оценивать характер реализации родительских прав и в случае неправомерного использования лишать их родителей с передачей несовершеннолетних детей под опеку.

Данная возможность присутствует в законодательстве России и в настоящее время (ст. 69, 121, 145 Семейного кодекса 1995 г.). КоБС РСФСР 1969 г. как и ныне действующий Семейный кодекс Российской Федерации 1995 г., раскрывал понятия опеки и попечительства над несовершеннолетними и защищает права тех детей, которые по каким то причинам остались без попечения родителей.

В соответствии со статьей 120 КоБС РСФСР органами опеки и попечительства являлись исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов. Опека устанавливалась над детьми не достигшими пятнадцати лет, а попечительство над несовершеннолетними в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет. КоБС РСФСР действовал до 1 марта 1996 г.

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации опека и попечительство устанавливаются только в отношении детей, оставшихся без попечения родителей. Исключение составляет случай назначение опекуна ребенку родителя, не достигшего 16 лет (ст. 62 СК РФ). Таким образом, основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является получение органом опеки и попечительства информации от утраты им родительского попечения, как в письменной так и в устной форме, от любых лиц, а также получение информации любым другим способом (проверка условий жизни ребенка, сообщения в средствах массовой информации и прочее)[4].

1.2. Основание установления опеки и попечительства в Российской Федерации

Опека – вид семейного устройства несовершеннолетних детей (до 14 лет), оставшихся без родителей по тем или иным причинам, а также форма защиты прав и интересов гражданина признанным судом недееспособным вследствие психического расстройства. Также опека над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда дети по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от воспитания либо защиты их прав и интересов[5].


Отсутствие родительского попечения может быть вызвано болезнью родителей, которая препятствует выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей по объективным причинам (например, длительная заграничная командировка, отбывание наказания в местах лишения свободы), признание родителей недееспособными, вредные пагубные привычки (алкоголизм, наркомания)[6].

При выборе опекуна в соответствие с действующим Гражданским кодексом РФ каких-либо возрастных ограничений для нет, однако как опекунами могут быть исключительно совершеннолетние граждане, дееспособность которых сомнению не подлежит, за исключением лиц: лишенных родительских прав; имеющих судимость за совершение умышленных преступлений[7]. В то же время законодательство предусматривает всестороннее рассмотрение качеств потенциальных опекунов, среди которых сам по себе возраст не является основополагающим фактором при принятии решения органами опеки и попечительства[8].

Опекун также, как и попечитель, может быть назначен только с его согласия. При вынесении решения учитываются его личностные и нравственные качества, способность выполнять возлагаемые на него обязанности, а также имеющиеся между ним и нуждающимся в опеке лицом отношения, а при возможности – и желание потенциального подопечного[9].

Опекуны предоставляют свое согласие только на осуществление тех сделок, которые не могут быть совершены их подопечными самостоятельно. Обязанностью опекунов несовершеннолетних граждан является оказание всяческой помощи находящимся под их попечительством лицам в реализации законных прав и в выполнении обязанностей, а также их защита от всевозможных злоупотреблений и неправомерных действий.

Лица, имеющие хронический алкоголизм или наркоманию, имеющие материальные трудности или же болеющие такими заболеваниями, как туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения; инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией, злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения, психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения, заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы[10].