Файл: Опека и попечительство патронаж над дееспособными.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 117.

Также к неспособным стать попечителями (опекунами) относятся лица, находящиеся в однополом браке признанном и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящих в браке[11].

Одно и то же лицо имеет право быть опекуном исключительно одного гражданина. Однако при назначении несовершеннолетнего подопечного в семью опекуны (попечители) несут за него ответственность в равной мере.

Обязанности опекунов распределяются в соответствии с постановлением уполномоченного органа и за невыполнение одним из опекунов, ответственность понесут оба гражданина солидарно. Назначение братьев или сестер разным опекунам, как правило, возбраняется, если, конечно, препятствует интересам этих детей[12]. Конечно же, стоит отметить, что бабушки и дедушки, их совершеннолетние дети и совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего гражданина имеют преимущественное право в получение опекунства над оным перед всеми остальными лицами[13].

У лиц, осуществляющих опекунство по отношению к несовершеннолетним гражданам, имеются свои права и обязанности в данных отношениях.

Таким образом, опекуны являются законными представителями своих подопечных и в полном праве выступать в их защиту, их прав и законных интересов в любых отношениях, имение особых полномочий при этом не требуется[14].

1.3. Порядок установления опеки и попечительства в Российской Федерации

Установление опеки закон связывает с определенным сроком. Они должны быть установлены в течение 1 месяца с момента, когда органам опеки стало известно о необходимости установления опеки и попечительства. Статья 147 СК РФ[15] устанавливает, что детям, находящимся на полном государственном обеспечении, то есть в учреждениях разных типов, опекуны не назначаются.

Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. Опекуну выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного. В дальнейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных, защите их прав и решении других вопросов[16].


Незаконные действия по передаче несовершеннолетних под опеку влекут привлечение к административной ответственности. После совершения сделки, опека может быть отменена при некотором перечне условий. Смерть опекуна или несовершеннолетнего гражданина является основным и безукоризненным условием для прекращения данных отношений[17].

Учитывая узаконенность попечительских отношений могут быть прекращены также и по причине истечения срока действия акта назначения опекуна[18].

Еще одним условием прекращения попечительских отношений является отстранение опекуна от исполнения надлежащих обязанностей. Опекун может быть отстранен от своих обязанностей по нескольким причинам: как обобщенное это ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей, а именно нарушение законных прав и интересов своего подопечного, также и осуществление опеки в корыстных целях или несанкционированное оставление несовершеннолетнего гражданина без присмотра на длительный срок[19].

Незаконное посегание опекуном на имущество его подопечного также попадает под перечень условий, которые могут повлечь за собой отмену попечительских отношений. Прекращение попечительских отношений наступает по достижении опекаемым лицом совершеннолетия или же приобретении им в полной мере гражданской дееспособности. Как дополнение, прекращение попечительских отношений, в том числе временное, может наступать при расхождении интересов опекуна и подопечного[20].

В судебной практике наблюдался случай – истец указала, что по ее заявлению приказом Министерства образования науки от 22.01.2016 г. № 56 ей было отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, о чем была уведомлена письмом от 27.01.2016 г. № 266. Свой отказ обосновало отсутствием у нее статуса ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, и достижением возраста 23 лет. После установления в судебном порядке статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, она вновь обратилась в Министерство с заявлением о постановке на учет на обеспечение жильем, однако ей было вновь показано во включении в Список (приказ от 03.02. 2017 г. № 71, уведомление от 06.02.2017 г. № 444).


Считает, что указанное решение об отказе ей во включении в Список необоснованно и неправомерно. Она относится к категории лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, ее мать Камнева Н. В. умерла 05.10.2000 г., отец Камнев В. В. с 1986 г. с их семьей не проживал, после смерти матери и по настоящее время ее судьбой не интересовался и место его проживания неизвестно. После смерти матери она состояла на учете в органе опеки и попечительства администрации г. Черкесска. На момент постановки на учет в городской отдел опеки и попечительства, у должностных лиц администрации имелись сведения о том, что у ее матери не имелось в собственности жилого помещения.

Между тем, должностные лица органа опеки и попечительства администрации г. Черкесска, а также лицея № 7 не разъяснили ей и ее попечителю о наличии у нее права на обеспечение жилым помещением как ребенка, оставшегося без попечения родителей, порядок постановки на учет на получение жилья.

Таким образом, бездействие органа опеки и попечительства привело к существенному нарушению ее жилищных прав и не позволило ей своевременно встать на учет для последующего предоставления жилого помещения.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17-О, определение от 5 марта 2009 года № 376-О-П).

В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[21]. № 15-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений[22].


Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока 12 пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[23].

Таким образом, суд принял решение удовлетворить иск Молчановой. Восстановить Молчановой срок для постановки на учет для обеспечения жилым помещением как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики включить Молчанову в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Выводы

Опека – вид семейного устройства несовершеннолетних детей (до 14 лет), оставшихся без родителей по тем или иным причинам, а также форма защиты прав и интересов гражданина признанным судом недееспособным вследствие психического расстройства. Опека над несовершеннолетними устанавливается при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда дети по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от воспитания либо защиты их прав и интересов.

При выборе опекуна в соответствие с действующим Гражданским кодексом РФ каких-либо возрастных ограничений для нет, однако как опекунами могут быть исключительно совершеннолетние граждане, дееспособность которых сомнению не подлежит, за исключением лиц: лишенных родительских прав; имеющих судимость за совершение умышленных преступлений.

Опекуны являются законными представителями своих подопечных и в полном праве выступать в их защиту, их прав и законных интересов в любых отношениях, имение особых полномочий при этом не требуется.

Глава 2. Права и обязанности опекунов


2.1. Основные права и обязанности опекунов

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве»[24] и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено ГК РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права[25].

Права и обязанности опекунов определяются гражданским законодательством. Права и обязанности опекунов относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия[26].

При временном отсутствии подопечного в месте жительства, в частности в связи с учебой или пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания, не прекращается осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна в отношении подопечного[27].

Опекуны обязаны:

  • заботиться о содержании подопечных (то есть предоставлять им питание, одежду);
  • обеспечить подопечного уходом и лечением;
  • заботиться о воспитании ребенка (о его психическом, духовном и нравственном развитии) (опекун вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства);
  • обеспечить получение ребенком основного общего образования опекун или попечитель имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования;
  • заботиться о здоровье ребенка и о его физическом развитии;
  • представлять и защищать права и интересы ребенка это фактические действия, которые в соответствии со статьей 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязаны совершать опекуны несовершеннолетних. Юридические действия опекунов направлены на защиту прав и охраняемых законом интересов подопечных[28].

Опекуны обязаны защищать интересы подопечных, а, следовательно, имеют право и обязаны: