Файл: Особенности развития европейской валютной системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такие инициативы наглядно показывают в каком состоянии находится сейчас экономика зоны евро и на что готовы пойти власти ЕС, чтобы сохранить экономическую стабильность в «главных» странах региона. Политика Германии не изменится пока ей будет выгодно существование еврозоны, а власти Греции, Ирландии, Италии и других стран заемщиков и будут до последнего надеяться на кредиты и ссуды ЕЦБ и МВФ. Если к этому прибавить еще экономические потери, связанные с санкциями в отношении России, то ситуация в некоторых странах региона скоро станет просто катастрофической и это касается не только еврозоны, но и всех стран Европейского союза.

3.2 Направления совершенствования деятельности ЕС

В настоящее время вопросам финансовой стабильности банковской системы уделяется особое внимание во всех странах мира. В разделе внимание уделено реформам, осуществляемым ЕС, и в основном – формированию Банковского союза. Поскольку опыт ЕС можно рассматривать в качестве примера для создания наднационального регулятора в рамках Евразийского экономического союза [36.].

В целях усиления контроля над финансовым сектором в 2009 году руководством ЕС была создана Европейская система финансового надзора, которая включает орган макронадзора – Европейский совет по системным рискам, и три органа микронадзора: Европейская банковская организация, Европейский страховой и пенсионный комитет и Европейский комитет фондового рынка.

Однако создание европейской системы финансового надзора не смогло решить реальных проблем банковского кризиса и тесно связанного с ним кризиса суверенных долгов стран ЕС. Поэтому лидеры европейских стран пошли по пути углубления интеграции и перешли к формированию Европейского банковского союза. Общая идея формирования Банковского союза заключается в создании наднациональной банковской структуры в целях надзора, регулирования, стабилизации и страхования банковского сектора ЕС на основании общих правил для всех европейских банков. Основная цель - стремление нарушить связь между коммерческими банками и национальным государством. Другими словами, создание условий, при которых банки не смогут накапливать большие объёмы национального долга (в первую очередь речь идёт о крупных системно-значимых банках).


Изначально, когда на саммите ЕС была впервые принята идея Банковского союза, предполагалось, что система начнёт работать уже к 2014 году. Однако в связи с наличием определённых противоречий и разногласий между Европарламентом и Советом ЕС дата запуска Европейского банковского союза была перенесена на 2018 год. Основные противоречия связаны со следующим [39.]:

- с будущей системой прямой рекапитализации банков;

- с условиями использования бюджетных средств для спасения банков;

- с объемом и условиями задействования средств вкладчиков банков, которые имеют вклады свыше гарантированных 100 тыс. евро, при рекапитализации этих банков;

- с условиями присоединения и возможного выхода из структур Банковского союза государств ЕС, которые не входят в зону евро.

В декабре 2013 года на саммите ЕС был принят достаточно формализованный и определённый по срокам график основных этапов создания Банковского союза (рисунок 13).

В институционной структуре Европейского банковского союза выделяют пять элементов (блоков). Основным элементом или первым этапом на пути к Банковскому союзу стало создание Единого надзорного механизма (Single supervisory mechanism, далее - SSM), в соответствии с которым важнейшие надзорные функции по обеспечению финансовой стабильности и контроля за крупнейшими банками были переданы Европейскому центральному банку (далее – ЕЦБ), который возглавляет SSM. Запуск Единого надзорного механизма был осуществлён в ноябре 2014 года [17.].

Рисунок 13. Основные элементы Европейского банковского союза [26.]

Второй и очень важный элемент Банковского союза – создание единого механизма санации банков (Single Resolution Mechanism, далее - SRM) и специального фонда для его финансирования. Этот механизм начал своё функционирование с 1 января 2016 года. Предполагается следующая схема действия механизма: в том случае, если SSM (Единый надзорный механизм) или национальные уполномоченные ведомства посчитают, что банк не может уже самостоятельно функционировать или близок к банкротству, то в действие вступает Единый механизм санации. Он определяет, каким образом спасать банк, и осуществляет запрос средства на спасение у Единого фонда санации проблемных банков. Финансирование фонда будет полностью осуществляться за счёт взносов банков, которые находятся под надзором SRM. К концу 2026 г. сумма фонда должна составить 55 млрд. евро, что равно приблизительно 1% гарантированных вкладов клиентов. Если для спасения банков потребуются более крупные суммы, участие фонда SRM будет ограничено 10–20%, причем в любом случае сумма не должна превышать 5 млрд. евро [32.].


Третьим этапом Банковского союза является создание единой системы гарантирования банковских вкладов в рамках ЕС (создание данного элемента находится в списке очерёдности, по меньшей мере, до 2018 года). Пока действует договорённость о том, что национальные агентства по страхованию вкладов стран-членов ЕС гарантируют частные депозиты в сумме до 100 тыс. евро, что закреплено в пересмотренной Директиве ЕС по гармонизации правил гарантирования вкладов и порядка осуществления выплат в случае банкротства банка [28.].

Единственный свод правил (Single rulebook) (создаваемый под руководством EBA) - это фундамент Банковского союза, который может рассматриваться как четвёртый элемент. Он состоит из ряда законодательных актов, который все финансовые учреждения (включая приблизительно 8,300 банков) в ЕС должны выполнять.

В качестве пятого элемента некоторые авторы рассматривают Европейский стабилизационный механизм, поскольку он предоставляет финансовую помощь странам-членам еврозоны в целях сохранения финансовой стабильности.

Таким образом, в реформе регулирования финансового сектора в ЕС на первый план выходит создание Европейского банковского союза. По данному проекту уже формализованы конкретные решения, приняты основные законодательные акты, согласована «дорожная карта» на ближайшие годы. Однако по-прежнему существует много неопределённостей и противоречий, в связи с чем, потребуется значительное время и усилия для достижения согласия по всем вопросам. Однако можно сказать, что создание Банковского союза – это шаг в правильном направлении.

Также уникальный опыт ЕС в наднациональном правовом регулировании может стать положительным примером для государств-членов Евразийского экономического союза, которые поставили себе цель создать в рамках ЕврАзЭС общий финансовый рынок, составной частью которого должен стать общий рынок банковских услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Со времени создания ЕЭС между Сообществом и Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), созданной под эгидой Великобритании, шла скрытая борьба. ЕАСТ в этой борьбе проиграла еще на ранних стадиях, поскольку она не ставила перед собой задачи создания единого европейского рынка. (Вскоре члены ЕАСТ, начиная с самой Великобритании, встали в очередь с заявлениями о вступлении в ЕЭС.) В 1972 г. к ЕЭС присоединились Дания, Ирландия и Великобритания, позже — Греция, Испания и Португалия. В 1997 г. ЕС принял решение о приеме Польши, Венгрии, Чехии, Словении и Эстонии. Желание вступить в ЕС изъявила Украина.


Решение Великобритании о выходе из Европейского Союза выявило целый ряд экономических и политических аспектов. Для многих экономистов это решение было неожиданным и выдвинуло ряд вопросов, остающихся пока без ответа. Лиссабонский договор, который устанавливает процедуры для выхода члена ЕС и указывает, что период оформления выхода страны из Европейского союза после вручения официального уведомления о намерении выхода определен в два года. Пока неясно, будет ли такое уведомление выдано достаточно быстро и может ли оно быть продлено на срок более чем два года, при условии что ни один из 27 оставшихся членов не будет блокировать выход Великобритании за пределы этого срока по времени. В настоящее время можно сказать определенно, что маловероятно, чтобы Великобритания смогла решить все вопросы, которые влияют на ее торговлю с континентальными странами в течение двух лет.

Система международных экономических отношений в рамках ЕС претерпевает значительные изменения, связанные с обострением глобальных противоречий мировой экономики и противоречий внутреннего развития, ускорением процессов интернационализации хозяйственных связей, совершенствованием систем управления на макро и микроуровнях, появлением новых социально-экономических проблем развития мировых и национальных рынков, что подчеркивает актуальность данной темы.

Мировой финансово-экономический кризис привел к серьезному спаду в ЕС, Японии и США в 2009 году, с последующим восстановлением в 2010 году. Отметим, что кризис был уже очевидным в 2008 году, когда имело место значительное сокращение темпов роста ВВП в ЕС-28, и за этим последовало падение реального ВВП на 4,4% в 2009 г. в ЕС-28 было следствием падения реального ВВП на 0,5% в 2012 году, перед тем прогрессивно большие положительные темпы изменения были зафиксированы в 2013 г. (0,2%), 2014 (1,5%) и 2015 (2,2%). В зоне евро (EA-19) соответствующие темпы изменения были очень похожи на те, что происходили в ЕС-28 до 2010 года, в то время как рост записан в 2011 году был несколько слабее (1,5%) и сокращение в 2012 году было сильнее (- 0,9%) и поддерживалось в 2013 г. (-0,3%). В 2014 и 2015 годах, реальный рост ВВП в зоне евро был несколько слабее, чем в странах ЕС-28 в целом.

Европейский союз переживает очередной этап развития. Речь идет о задачах данного институционного образования на ближайшие десятилетия. Если после распада восточного лагеря для бывших социалистических стран определяющим было желание оказаться в европейском клубе, то теперь пришло время доказывать, способны ли они нести ответственность за сделанный выбор и соответствовать выбранным ценностям.


Кроме того, теперешний кризис меняет отношение к лидерству и интеграционным моторам. Вряд ли в дальнейшем пойдет речь только о прежнем германо-французском моторе еще и потому, что уход Великобритании или продолжение ее членства сделает неизбежным то, о чем так долго говорили – появление Европы разных скоростей. Отметим, что посткризисный период не расколет Европу, а видоизменит интеграцию, так как по большому счету альтернативе интеграции просто нет. Фронда небольших государств играет хоть какую-то роль только в рамках Евросоюза.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Bilateral trade between European Union (EU 28) and China // ITC. URL: trademap.org/Bilateral_TS.aspx
  2. Brussels Attacks Tear at the Fabric of the European Union // Stratfor.022.03.2016. URL: stratfor.com/analysis/brussels-attacks-tear-fabric-european-union
  3. Cavalier Bruno. Frexit…by any other name // Investment Europe. 17.02.2016. URL: investmenteurope.net/opinion/frexit-by-any-other-name/
  4. David Cameron: Brexit would be ‘gamble of the century’ // The Telegraph. 27.02.2016. URL: telegraph.co.uk/news/politics/david-cameron/12176325/David-Cameron-Brexit-would-be-gamble-of-the-century.html
  5. Duke Simon, Shipman Tim. Brexit’s big business list backfires // The Sunday Times. 27.03.2016. URL: thesundaytimes.co.uk/sto/news/uk_news/article1682516.ece
  6. EU referendum poll tracker and odds // // The Telegraph. 25.03.2016. URL: telegraph.co.uk/news/2016/03/23/eu-referendum-poll-tracker-and-odds/
  7. European Commission. «Werner Report» . URL: http://ec.europa.eu/economy_finance/publications/publication6142_en.pdf (дата обращения: 17.01.2017).
  8. European Commission. Completing Europe's Economic and Monetary Union. -2015. -P. 20-21.
  9. Joseph E. Stiglitz. How a Common Currency Threatens the Future of Europe. -1 edition. -: W. W. Norton & Company, 2016. -448 с
  10. Junker J.-C. Completing Europe's Economic and Monetary Union Electronic resource]/J.-C. Junker //European Commission Report. -Issued in June 2015. -URL: https://ec.europa.eu/priorities/sites/beta-political/files/5-presidentsreport_en.pdf (дата обращения 19.01.2017).
  11. Бородулина Н.Ю., Макеева М.Н. Метафоры в языке экономики//Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2014. Т. 20. № 2. С. 372-380.
  12. Бурганова И.Н. Трансформация стратегического взаимодействия Российской Федерации и Европейского Союза в свете украинских событий.// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2015. № 11 (49). С. 47-49.
  13. Вайнштейн Г. Евроскептицизм: новый фактор европейской политики // Мировая экономика и международные отношения, 2015, № 8, с. 40.
  14. Валютное регулирование и валютный контроль: учебник/под ред. Проф. В.М. Крашенникова-М.: Экономиста, 2014. -365 с.
  15. Великобритания выходит из ЕС: сторонники Brexit победили на референдуме. Официальный сайт агентства международной информации «РИА Новости». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/world/20160624/1450655984.html
  16. Великобритания добилась особого статуса в ЕС // Вести. 20.02.2016. URL: vestifinance.ru/articles/67751
  17. Договор о Европейском Союзе (в редакции Лиссабонского договора). Право Европейского Союза. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eulaw.ru/treaties/teu
  18. Европейский Союз в XXI веке: время испытаний (под ред. О.Ю. Потемкиной). 2012. М.: Весь Мир, 656 с
  19. Замахина Т. В мире иллюзий /Замахина Т.// Российская газета. – 2016. - №6556 (284). – Режим доступа: https://rg.ru/2014/12/12/gosduma.html
  20. Ицхак Адизес. Управляя изменениями. – Москва: «Манн, Иванов и Фербер», 2015. – 75 с.
  21. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Государственное регулирование социально-экономического развития субъектов РФ: состояние, проблемы, перспективы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 4. С. 53-61
  22. Кашкин С.Ю. Введение в право Европейского союза: учебное пособие/под ред. д. ю. н. С.Ю. Кашкина. М.: Эксмо, 2016.
  23. Конт В. Евро конец: Grexit, Brexit и … Frexit // fortrader.org. 25.06.2015. – fortrader.org/fundamental/kurs-euro-prognoz/evro-konec-grexit-brexit-i-frexit.html
  24. Литвинова Я. Британия и Европа в цитатах и афоризмах /Литвинова Я.// Русская..служба..Би-би-си...-..2016...–..Режим..доступа: http://www.bbc.com/russian/uk/2016/05/160510_europe_brexit_quotes.
  25. Максимова Е.Н. Роль еврорегионов в модернизации и развитии экономики региона // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 92-101.
  26. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник/Л.Н. Красавина . Изд. 4-е, перераб. и дополн. М.: Финансы и статистика, 2014.-608с.
  27. Осадчая И. М. Европейский союз – вчера, сегодня, завтра /Осадчая И. М.// Наука..и..жизнь...–..2015.- ..№6...–..Режим..доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/2957/.
  28. Перспективы развития Европейского Союза, что будет дальше? //Политическое образование. URL: http://www.lawinrussia.ru/node/297984 (дата обращения: 23.01.2017)
  29. Петриченко Е. А. Информация и интернет. Философский взгляд /Петриченко Е. А.// Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 3 (385). - Философские науки. - Вып. 39. С. 68-71.
  30. Прорыв справа: новый состав Европарламента // РИА Новости. 02.06.2016. URL: ria.ru/infografika/20140602/1009967976.html
  31. Раджабова З.К., Раджабова З.О. Россия в системе международных финансовых организаций.//Актуальные вопросы современной экономики. -№1-2016 г.С.86-93.
  32. Русская служба BBC., Миграционный кризис в Европе в цифрах и графиках. Режим..доступа: http://www.bbc.com/russian/international/2016/02/160219_migrant_crisis_charts
  33. Русская служба BBC., Мэр Лондона Борис Джонсон поддержал выход Британии..из..ЕС...Режим..доступа: http://www.bbc.com/russian/uk/2016/02/160221_uk_johnson_eu_stand.
  34. Тереза Мэй: второго референдума по «брекситу» не будет. Официальный сайт BBC. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/news-37234795
  35. Туск: доступ Британии к рынку ЕС невозможен без свободы передвижения. Официальный сайт BBC. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.bbc.com/ukrainian/rolling_news_russian/2016/06/160629_ru_n_eu_warns_uk
  36. Чигвинцев В.В. Россия в глобальном мире: от санкций ─ к устойчивой продовольственной безопасности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 4. С. 257- 261.
  37. Шмырёва А. И. Некоторые аспекты функционирования мировой валютной системы//Вестник НГУЭУ. -2016. -№ 2. -С. 212-216.
  38. Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 3 - 4 (июль – декабрь) 2015 2014/07/140722_eu_ministers_russia_sanctions
  39. Яковлев П.П. Европейский союз после парламентских выборов: суровые реалии «новой нормы» // Портал «Перспективы». 03.07.2016. URL: perspektivy.info/oykumena/europe/jevropejskij_sojuz_posle_parlamentskih_vyborov_surovyje_realii_novoj_normy_2016-07-03.htm
  40. Яковлев П.П. Зона евро: испытание кризисом // Портал «Перспективы». 26.08.2016. URL: perspektivy.info/oykumena/ekdom/zona_jevro_ispytanije_krizisom_2011-08-26.htm
  41. Яковлев П.П. Стратегические повороты экономической политики Португалии // Латинская Америка. 2016. № 8.