Файл: «Гражданско-правовая охрана личной жизни граждан».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 903

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Право на неприкосновенность частной жизни представляет собой сложный правовой институт, состоящий из отдельных правомочий субъекта. Перечень указанных правомочий, зафиксированный в законах и международных нормативных правовых актах, неполный в связи с постоянным развитием общественных отношений.

Желание каждого человека иметь своего рода «личный кабинет», доступ
к которому есть только у него и близких ему людей, вполне закономерно.
Однако признание этого факта произошло не сразу. На протяжении истории
человечества право на частную (личную) жизнь не всегда и не всеми признавалось. Так, в примитивных родоплеменных сообществах, где жизнь каждого члена племени проходила на виду, и где выжить можно было только общими усилиями, никакой частной жизни у членов таких сообществ не было. Отрицали наличие права на частную жизнь и некоторые философы. Томас Мор в «Утопии» восхищался устройством общества, которое придумал он сам и при котором «никакого повода для подкупа, ни одного притона, ни одного тайного места для встреч, но пребывание на виду у всех создает необходимость заниматься привычным трудом или же благопристойно отдыхать».

Советское общество, особенно на ранней стадии, когда проповедовался отказ от воспитания детей в семье и поощрялась жизнь в коммунах, где общее хозяйство вели много семей в коммунальных квартирах, также не приветствовало наличие личной (частной) жизни граждан. Известно, что в КНДР запрещались занавески на окна, чтобы граждане не могли ничего скрывать от органов государственной власти.

Объектом исследования является гражданско-правовая защита личной жизни гражданина.

Целью работы является рассмотрение гражданско-правовой защиты личной жизни в Российской Федерации.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • исследовать понятие личной (частной) жизни;
  • рассмотреть содержание права на неприкосновенность личной жизни;
  • рассмотреть вопросы охраны изображения гражданина;
  • исследовать вопросы охраны частной жизни гражданина.

Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Личная жизнь и ее неприкосновенность


1.1.Понятие личной (частной) жизни

Юридическое закрепление права на непри­косновенность частной жизни имеет достаточ­но длительную историю. Так, указанное право нашло свое юридическое отражение в британ­ском Habeas Corpus Act 1679 г., французской Де­кларации прав человека и гражданина 1789 г., американском Билле о правах 1791 г., других базовых правовых актах стран с развитым пра­вопорядком[1].

Именно потребность в неприкосновенно­сти сферы частной жизни провозглашена в Ме­ждународном пакте о гражданских и полити­ческих правах, ст. 17 которого гласит: «Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незакон­ным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь или репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств»[2]. О неприкосновенно­сти частной жизни говорится и в международ­ных соглашениях, участницей которых являет­ся Российская Федерация[3].

Право на неприкосновенность частной жизни предусмотрено рядом норм различ­ных отраслей российского законодательст­ва. Однако легального определения част­ной жизни, личной и семейной тайны нет. По мнению С. П. Гришаева, термин «частная жизнь», является синонимом термина «лич­ная жизнь», который применялся в совет­ском законодательстве, поскольку само слово «частный» носило в то время негативный от­тенок. Под частной (личной) жизнью следует понимать все сферы жизни человека: семей­ную, бытовую, сферу общения, религиозную, внеслужебные занятия, увлечения, отдых и иные, которые сам человек не желает преда­вать гласности[4].

А. И. Юрченко рассматривает частную жизнь как определенную реальность (конкрет­ные факты и отношения), которая охватывает всю сферу личной и семейной жизни, родст­венных, дружеских связей, домашнего уклада, интимных и других личных отношений, при­вязанностей, симпатий и антипатий, образ мыслей человека, его манеру поведения, миро­воззрение, творчество и увлечения[5]. Предметом собственно личной тайны могут быть сведения о фактах биографии лица, со­стоянии его здоровья, имущественном поло­жении, роде занятий и совершенных поступ­ках, взглядах, оценках, убеждениях, отношени­ях человека с другими людьми. Большинство этих сведений относительно лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, отражены в их личном деле[6].


Приведем пример. Осужденный С. обра­тился в суд с заявлением об оспаривании ре­шения УФСИН России по Мурманской обла­сти и ФСИН России об отказе в переводе для дальнейшего отбывания наказания в исправи­тельное учреждение Ленинградской области – по месту его жительства и осуждения, так как полагает, что дальнейшее содержание его в исправительном учреждении в пределах Мур­манской области препятствует реализации его прав, создает угрозу разрыва социально полез­ных связей между ним и его близкими родст­венниками, негуманно и нарушает его право на неприкосновенность частной, личной и семей­ной жизни.

Изучив представленные материалы лич­ного дела, суд пришел к выводу, что направ­ление заявителя в ИК УФСИН России по Мурманской области для отбывания наказа­ния закону не противоречит и прав заявителя не нарушает, оснований для перевода его для дальнейшего отбывания наказания в другое исправительное учреждение также не имеется[7].

Доводы заявителя о том, что он не может иметь свидания с родственниками, не могут служить основанием для удовлетворения за­явленных требований, поскольку возможность иметь свидания с близкими и родственниками, получать почтовые отправления, вести теле­фонные переговоры регламентирована норма­ми УИК РФ и не зависит от места нахождения исправительного учреждения. При таких об­стоятельствах оснований для удовлетворения требований у суда не имеется[8].

М. В. Баглай считает, что частную жизнь составляют те стороны личной жизни че­ловека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность ее «среды обитания»[9]. Однако не все стороны жизни гражданина, которые он не хотел бы предавать огласке, можно отнести к частной жизни. Так, суд в своем апелляционном определении указал, что участие гражданина в судебных разби­рательствах по гражданским делам не может являться личной тайной и составляющей частной жизни гражданина. Указанный вывод суда подтверждается также тем, что в соответ­ствии с ч. 1 ст. 10 ГПК РФ[10] разбирательство дел во всех судах открытое. Соответственно, ин­формация об участии гражданина в судебном разбирательстве, равно как и совершение им иных действий процессуального характера, не является информацией, носящей личный ха­рактер, за исключением случаев, специально предусмотренных законом[11].


Обобщенно говоря, частную жизнь можно определить как физическую и духовную об­ласть, которая контролируется самим челове­ком, то есть свободна от внешнего направля­ющего воздействия, в том числе от правового регулирования (однако должна иметь пра­вовое обеспечение)[12]. Категория «частная жизнь» не имеет юридического содержания; правовое регулирование лишь устанавливает пределы ее неприкосновенности («приватно­сти») и, соответственно, пределы допустимого вмешательства. Неслучайно право на непри­косновенность частной жизни в некоторых правопорядках определяется как «право быть предоставленным самому себе» [13].

Надо отметить, что возможность быть предоставленным самому себе даже в самых жизненно необходимых ситуациях не всегда реализуется на практике. Так, истец обратился в суд с иском о компенсации морального вре­да, причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей в изоляторе времен­ного содержания при отделе внутренних дел г. Рубцовска Алтайского края. В обоснование требований указал, что он содержался в изо­ляторе временного содержания в период с *** по *** в камере, где отсутствовали канализа­ция и санузел с необходимыми нормами при­ватности, от бачка исходил отвратный запах, в данных условиях он был вынужден жить, спать, употреблять пищу. Отсутствовал про­гулочный дворик, не выдавались постельные принадлежности, посуда, столовые приборы, индивидуальные средства гигиены, в резуль­тате он должен был ожидать приема пищи. Находясь в данных условиях, истец испыты­вал чувство унижения человеческого досто­инства, страх за свое здоровье, моральную подавленность, что усугубилось известием о смерти матери. Также он указал, что ненадле­жащими условиями содержания под стражей ему был причинен моральный вред, который он оценивал в *** рублей.

В ходе судебного заседания было установ­лено, что в период содержания истца в ИВС г. Рубцовска отсутствовали канализации и санузел с соблюдением норм приватности, что не соответствует конституционным тре­бованиям и общепризнанным принципам и нормам международного права. Суд учел, что в соответствии со ст. 3 Конвенции[14] и требованиями, содержащимися в постановле­ниях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемого под стра­жей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

Суд признал нарушение и, определяя раз­мер денежной компенсации, указал, что в дан­ном случае возмещение морального вреда осу­ществляется независимо от вины причинителя (ст. 1100 ГК РФ), учел тот факт, что истцом не представлено суду доказательств наступления негативных для него последствий в соответ­ствии со ст. 151, 1101 ГК РФ[15]. Поэтому исковые требования были удовлетворены частично[16].


1.2.Содержание права на неприкосновенность личной жизни

Реализация личной свободы гражданина выступает объектом права на неприкосновен­ность частной жизни, то есть рассматривается как возможность располагать самим собой без чьего бы то ни было контроля. От обеспечения сохранности тайны личной жизни зависит сте­пень свободы личности в государстве.

Согласно ст. 23 Конституции Российской Федерации[17] каждый имеет право на неприкос­новенность частной жизни. Следует разграни­чивать понятия охраны и защиты неприкос­новенности частной жизни. Анализируя ст. 23 Конституции Российской Федерации[18], можно прийти к выводу, что неприкосновенность включает в себя три аспекта - охрану, защиту и собственно невмешательство.

Однако ограничение права на неприкосно­венность частной жизни допускается по зако­нодательству всех развитых стран. В соответст­вии с п. 2 ст. 1 ГК РФ[19] гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необ­ходимо в целях защиты основ конституцион­ного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, естественное право человека на неприкосновенность его частной жизни не является абсолютным[20].

Право на неприкосновенность частной жизни не может не подвергаться определен­ным ограничениям, и такие ограничения объ­ективно необходимы, чтобы сбалансировать интересы отдельной личности с интересами других лиц, групп и государства, которое по определению выражает «публичный интерес». Нахождение баланса между правом на свободу выражения мнения и защитой частной жизни – очень сложный процесс[21].

Исходя из существующего понимания тер­мина «частная жизнь», И. Л. Петрухин сделал вывод о сущности категории «неприкосновен­ность частной жизни», которая понимается им как комплексный правовой институт, состоя­щий из норм различных отраслей права. Не­прикосновенность частной жизни – непрерыв­но поддерживаемое состояние, в котором ре­ализуется правовой статус гражданина в этой сфере жизнедеятельности[22].