Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 902
Скачиваний: 15
Несмотря на конституционное закрепление и большое количество правовых актов, охрана права на неприкосновенность частной жизни с помощью норм гражданского права всегда встречала определенные сложности. Это было обусловлено целым рядом причин. Прежде всего, действующее гражданское законодательство (как и ранее действовавшее) не содержит самого понятия частной жизни, подлежащей государственной охране. С 1 октября 2013 г. вступила в силу ст. 152.2 ГК РФ[23], которая предусматривает, что, «если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни». На наш взгляд, такая формулировка частной жизни не дает четкого правового регулирования, сложности, возникающие в правоприменительной практике, относительно содержания данного понятия не будут разрешены и в дальнейшем.
Неприкосновенность частной жизни означает запрет для государства, его органов и должностных лиц вмешиваться в личную жизнь граждан, право последних на свои личные и семейные тайны, наличие правовых механизмов и гарантий защиты от всех посягательств на указанные социальные блага. От уровня гарантированности конфиденциальности частной жизни граждан зависят степень свободы личности в государстве, демократичность и гуманность существующего в нем политического режима[24].
Выводы
Под личной жизнью следует понимать все сферы жизни человека: семейную, бытовую, сферу общения, религиозную, внеслужебные занятия, увлечения, отдых и иные, которые сам человек не желает предавать гласности. Личную жизнь можно определить как физическую и духовную область, которая контролируется самим человеком, то есть свободна от внешнего направляющего воздействия, в том числе от правового регулирования (однако должна иметь правовое обеспечение). Категория «личная жизнь» не имеет юридического содержания; правовое регулирование лишь устанавливает пределы ее неприкосновенности («приватности») и, соответственно, пределы допустимого вмешательства. Неслучайно право на неприкосновенность частной жизни в некоторых правопорядках определяется как право быть предоставленным самому себе.
Реализация личной свободы гражданина выступает объектом права на неприкосновенность частной жизни, то есть рассматривается как возможность располагать самим собой без чьего бы то ни было контроля. От обеспечения сохранности тайны личной жизни зависит степень свободы личности в государстве.
Согласно ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни. Следует разграничивать понятия охраны и защиты неприкосновенности частной жизни. Неприкосновенность включает в себя три аспекта - охрану, защиту и собственно невмешательство.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, естественное право человека на неприкосновенность его частной жизни не является абсолютным.
Незаконное вмешательство в частную жизнь препятствует благополучному развитию гражданского общества, осознанию гражданами своей значимости для общества. Применение правовых средств противодействия незаконному вмешательству в частную жизнь способствует укреплению правопорядка, законности, безопасности и свидетельствует об уважительном отношении государства к жизни каждого конкретного человека.
Глава 2. Вопросы гражданско-правовой охраны личной жизни
2.1. Охрана изображения гражданина
Термином «нематериальные блага» определяются не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности их носителя блага и свободы, признанные действующим законодательством. Характерные особенности этой группы объектов: 1) не имеют материального (имущественного) содержания; 2) неотделимы от личности носителя; 3) обладают свойством индивидуализации самой личности обладателя этих прав[25].
Согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) [26] к нематериальным благам относятся: жизнь и здоровье; достоинство личности; личная неприкосновенность; честь и доброе имя; деловая репутация; неприкосновенность частной жизни; неприкосновенность жилища; личная и семейная тайна; свобода передвижения; свобода выбора места пребывания и жительства; имя гражданина; авторство; иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Охрана изображения гражданина направлена на защиту индивидуального облика – нематериального блага, под которым в доктрине понимается неразрывная совокупность наружных признаков человека (включая внешность, фигуру, физические данные, одежду), воспринимаемых в виде целого или фрагментного образа[27].
В соответствии со ст. 152.1 ГК РФ обнародование и использование изображения гражданина допускается только с согласия этого гражданина, либо, если его нет в живых, с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии – с согласия родителей[28]. Согласие не требуется, если: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных и иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного помещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату.
В сопоставлении с ранее действующей ст. 514 Гражданского кодекса РСФСР 1964[29], выделяются следующие отличия:
1. Ст. 152.1 ГК РФ расширен перечень объектов, в которых может быть воплощено изображение гражданина. В ст. 514 ГК РСФСР 1964 г. упоминается лишь об изображении гражданина в произведении изобразительного искусства, а в ст. 152.1 ГК РФ помимо этого речь идет и о любых других объектах. Перечень таких объектов определен ст. 1511 ГК РФ.
2. Расширен также круг лиц, с согласия которых допустимо обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина после его смерти, за счет включения в этот круг его родителей.
3. Кроме того, допускается обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина без его согласия, если изображение гражданина уже получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения или на иных публичных мероприятиях.
4. В ст. 152.1 ГК РФ, в отличие от ст. 514 ГК РСФСР 1964 г., обнародование изображения без его согласия допускается не только не только в государственных или общественных, но и иных публичных интересах[30].
Изображение гражданина может использоваться в государственных, общественных или иных публичных интересах в следующих случаях:
‒ публикация в СМИ фотографии подозреваемого в совершении преступлений, что вызвано необходимостью довести до сведения населения информацию о внешнем облике соответствующего гражданина (Кассационное определение Пензенского областного суда от 29.11.2011 по делу № 33-3055);
‒ фотография из зала открытого судебного заседания с изображением лиц, принимавших участие в уголовном деле, которое проводилось публично (Кассационное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.01.2012 по делу № 33-238);
‒ размещенная на сайте газеты фотография депутата муниципального собрания, возглавляющего крупную компанию, деятельность которой представляет общественный интерес (Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 04.04.2012 по делу № 33-797)[31].
Одним из нововведений законодательства является включение таких санкций, помимо возмещения морального вреда, как: 1) на изъятие из оборота и уничтожение без какой бы то ни было компенсации; 2) удаление изображения, расположенного в сети Интернет, а также пресечение или запрещение дальнейшего его использования.
В судебной практике существует немало примеров по охране изображения.
Так, гражданка Е. В. Максимова обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю А. В. Глотовой о защите права на охрану своего изображения. Свои требования истец мотивировала тем, что ответчик активно использует ее изображение на сайте студии волос, а также в каталоге продукции. Своего согласия на обнародование и использование своего изображения она не давала, никакой договор между ней и студией не заключался; в связи с чем, она была вынуждена обратиться в суд, так как действиями ответчика нарушены ее личные неимущественные права.
Решением суда первой инстанции исковые требования Максимовой Екатерины Викторовны удовлетворены[32].
2.2. Охрана частной жизни гражданина
Не остались без внимания законодателя и правила охраны и защиты частной жизни гражданина. Глава 8 ГК РФ «Нематериальные блага и их защита» была дополнена ст. 152.2 «Охрана частной жизни гражданина», вступившей в силу с 01.10.2013 г. Право на неприкосновенность частной жизни относится к числу основных прав человека. Ст. 152.2 ГК РФ запрещено без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.
Отдельно оговаривается обязанность сторон обязательства сохранять в тайне ставшую известной им при возникновении и (или) исполнении обязательства информацию о частной жизни гражданина. Исключение составляют лишь случаи, когда возможность разглашения информации о сторонах предусмотрена соглашением между ними (п. 2 ст. 152.2 ГК РФ) [33].
Еще одна специальная оговорка содержится в п. 3 ст. 152.2 ГК РФ – она касается использования информации о частной жизни гражданина при создании произведений науки, литературы и искусства. Такое использование признается неправомерным при наличии двух обстоятельств: сведения были получены с нарушением закона, а их использование нарушает интересы гражданина.
В связи с ведением ст. 152.2 ГК РФ[34] понимает частную жизнь гражданина как сведения о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.
Определение Конституционного суда РФ дает более широкое понятие частной жизни гражданина – область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер[35].
Однако из запрета на сбор, хранение, распространение и использование любой информации о частной жизни гражданина есть и некоторые исключения. Так, если эти действия не будут являться запрещенными, если они осуществлялись в государственных, общественных или иных публичных интересах. Кроме того, не попадает под запрет действия с информацией в том случае, если ранее она уже стала общедоступной, либо была распространена самим гражданином либо по его воле.
На сегодняшний момент судебная практика по делам охраны частной жизни в соответствии со ст. 152.2 ГК РФ не сложилась, однако, примеры использования подобных норм можно отследить на примерах использования Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных»[36], установивший общий запрет на обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных.
Так, гражданка Погиба Т.В. обратилась в Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону с иском, ссылаясь на то, что 28.09.2011 года в газете «Уполномочен заявить», была опубликована статья под названием «Чья недвижимость числится за Т. Погибой?», тем самым нарушив ее право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Автором данно статьи является журналист А. Толмачев, который также является главным редактором и учредителем данной газеты. 28.09.2011 г. эта статья также была опубликована на сайте сети Интернет. В тексте данной статьи, помимо измышлений относительно перехода домов и земель за бесценок в ее руки и руки ее супруга Ю. Г. Погиба, превращения их фамилии в нечто нарицательное, носящее явно отрицательные черты, опубликован перечень недвижимого имущества, состоящий из 107 позиций, якобы принадлежащего ей.