Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение (Учетная политика для целей налогообложения, её сущность и основные понятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) перечень должностных лиц, имеющих право подписи счетов фактур, утверждается дополнительно приказом руководителя организации.

4) сумма НДС, исчисленная и подлежащая перечислению в бюджет, уплачивается централизованно (в случае создания обособленных подразделений) по месту нахождения организации.

в) налог на прибыль:

1) признание доходов и расходов;

2) порядок уплаты налога на прибыль;

3) основные средства: первоначальная стоимость основных средств, распределение по амортизационным группам в соответствии со сроком полезного использования, признание расходов на ремонт основных средств;

4) нематериальные активы: первоначальная стоимость, срок полезного использования;

5) материально-производственные запасы;

6) ценные бумаги: определение стоимости, учет в целях налогообложения по категориям и по группам;

7) порядок оценки остатков незавершенного производства и остатков готовой продукции;

8) расходы, связанные с производством и реализацией: группировка по группам;

9) расходы по торговым операциям: формирования расходов на реализацию (издержек обращения);

10) резервы;

11) перенос убытка на будущее.

Организация может уменьшить налоговую базу текущего периода по налогу на прибыль на сумму полученного убытка за предыдущие налоговые периоды (пункт 8 статьи 274 и статья 283 Налогового Кодекса РФ). Сумма переносимого убытка, ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30% налоговой базы. [ 19с.-46]

Перенос убытка, полученного по итогам конкретного налогового периода, осуществляется в течение последующих 10 лет. Документы, подтверждающие размер убытка хранятся в течение всего срока переноса убытка. [ 19с.-14]

Глава 3. Применение учетной политики для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность способов (методов) определения доходов или расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика [1].

Определение учетной политики в Налоговом кодексе РФ является мерой по систематизации понятийного аппарата российского налогового законодательства, а также может рассматриваться как предпосылка к систематизации требований собственно к учетной политике для целей налогообложения.


В учетной политике для целей налогового учета (налогообложения) должны быть решены два основных вопроса [ 16с.-119]:

1. Организационно-технический, включающий:

а) организацию ведения налогового учета (силами самой бухгалтерии, создание специального подразделения, аутсорсинг);

б) разработку системы налоговых регистров для расчета налога на прибыль;

в) разработку системы документооборота для заполнения налоговых ре- гистров;

г) взаимодействие между головной организацией и её обособленными подразделениями относительно исчисления и уплаты налога на прибыль;

2. Методологический - зафиксировать свой выбор относительно тех норм налогового законодательства, которые это позволяют, в том числе в случаях их отсутствия или неточного изложения в НК РФ. Под методологией налогового учета понимается совокупность специальных приемов и методов, которые применяются в процессе ведения налогового учета.

В частности, должны быть сформулированы следующие методологические приёмы:

  • выбранные организацией способы налогового учета и фор­мирования налоговой базы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах;
  • способы налогового учета и формирования налоговой базы, не предусмотренные, но не противоречащие законодательству о налогах и сборах;
  • способы налогового учета и формирования налоговой базы, вариантность которых обусловлена противоречивостью законода­тельства о налогах и сборах. [ 6с.-201]

При формировании учетной политики для целей налогового учета организации следует отражать лишь те вопросы, которые име­ют для нее практическую значимость. В частности, если у органи­зации отсутствуют обособленные подразделения и в ближайшее время такие подразделения организация не намерена создавать, в учетной политике нет необходимости отражать порядок исчисле­ния и уплаты налогов по месту нахождения обособленных подраз­делений. Методические аспекты учетной политики для целей налогового учета требуют разработки способов формирования информации для правильного исчисления налогов и сборов, которые можно распределить по трем группам, а именно[ 17с.-314]:

  • квалификация активов и обязательств в целях расчета нало­говой базы;
  • оценка активов и обязательств в целях формирования нало­говой базы;
  • момент признания доходов и расходов и формирования на­логовой базы.

Организационно-технические вопросы налогового учета требуют разработки способов организации технологического процесса его ведения и документов, в которых должны быть отражены[ 6с.-89]:


  • организация работы бухгалтерской службы в части налого­вого учета или создание самостоятельного подразделения для ве­дения налогового учета и его взаимодействие с бухгалтерской службой;
  • состав, форма и способы формирования аналитических ре­гистров налогового учета;
  • организация документооборота;
  • порядок хранения документов налоговой отчетности и реги­стров налогового учета;
  • порядок расчетов с бюджетом.

Практика ведения налогового учета позволяет выделить ряд наиболее часто используемых методов, таких как[ 6с.-93]:

  • введение специальных показателей, основанных на данных бухгалтерского учета и используемых исключительно в целях нало­гового учета. Например, налоговая база по НДС, налогу на имуще­ство организаций и акцизов формируется с использованием пока­зателей бухгалтерского учета, в то время как для формирования на­логовой базы по налогу на прибыль организаций этих показателей недостаточно, поэтому используются регистры налогового учета;
  • установление специальных правил формирования учетно-налоговых показателей, отличных от бухгалтерских (финансовых). К ним можно отнести формирование стоимости основных средств в целях нало­гообложения;
  • выбор метода формирования налоговой базы: в бухгалтер­ском (финансовом) учете возможен только метод начисления, а в налоговом учете - либо метод начисления, либо кассовый метод (с учетом ограничений, предусмотренных НК РФ для последнего);
  • толкование некоторых общепринятых понятий для целей налогообложения. Так, понятия постоянного представительства иностранной организации не совпадают в Гражданском кодексе и в Налоговом кодексе;
  • установление налоговой поправки, на которую налогоплательщику в целях определения налоговой базы могут быть увеличены доходы (в случае контролируемых сделок);
  • разработка специальных аналитических регистров налогового учета и дру­гой документации, необходимой для расчета налога. Так, исчисление налоговой базы по налогу на имущество организаций осуществля­ется по данным бухгалтерского учета, однако по отдельным видам движимого и недвижимого имущества даже в одном субъекте РФ могут быть установлены различные налоговые ставки либо налого­вые льготы. Для подтверждения права на применение пониженных налоговых ставок и налоговых льгот, устанавливаемых в отно­шении отдельных видов имущества, а также правильной и своевре­менной уплаты сумм налога или авансовых платежей по налогу (так как этот налог - региональный, то в разных субъектах РФ могут устанавливаться различные сроки и правила по внесению авансовых платежей и представлению нало­говых расчетов), налогоплательщику целесообразно разработать соответствующие специальные налоговые регистры.

Влиять на финансовые результаты в рамках учетной политики можно различными путями, например, регулированием оценок активов, распределением доходов и расходов между смежными отчетными периодами. [ 6с.-122]

Эффект «налоговой экономии» [19с.-217] складывается, во-первых, за счет уменьшения величины налоговых платежей, и, во-вторых, за счет их уплаты в более поздние сроки. Благодаря этой экономии сохраняются доходы организации и сокращается потребность в оборотных средствах. Однако не все аспекты варьирования в бухгалтерском учете могут быть учтены при налогообложении. Например, доходы и расходы для целей налогообложения согласно ст. 271-273 НК РФ могут быть определены двумя методами: методом начислений и кассовым, в то время как для целей бухгалтерского учета - только методом начислений (ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

В случае определения доходов от реализации для целей налогообложения кассовым методом у организации оборотные средства в виде налоговых платежей не изымаются, в то время как при методе начислений налоговые обязательства возникают до завершения оборота средств организации, т.е., возникает ситуация, когда денежные средства, соответствующие объекту налогообложения, не получены, а налоги с них нужно заплатить. [19с.-222]

Основные направления оптимизации налогообложения можно представить в следующих вариантах учетной политики.

Для целей налогообложения прибыли амортизацию начисляют одним из методов, предусмотренных ст. 259 гл. 25 НК РФ - линейным или нелинейным. Кроме того, для целей налогообложения может применяться ускоренная амортизация. Для целей бухгалтерского учета организации, использующие ускоренную амортизацию, могут применять один из четырех способов амортизации, предусмотренных в п. 4.2 ПБУ 6/01. Практика применения ускоренной амортизации сопряжена для организаций с определенными трудностями. Основная причина - множественность условий, при которых возможно проведение ускоренной амортизации. [14с.-217]

Кроме того, политика проведения ускоренной амортизации ведет к завышению себестоимости и, как следствие, - к завышению цен реализации на производимую продукцию, что может снизить конкурентоспособность организации, или к снижению прибыли. В то же время амортизационные отчисления по ускоренной амортизации позволяют уменьшить среднегодовую стоимость имущества организации и соответственно ведут к уменьшению выплат по налогу на имущество организаций. [19с.-218]


При применении способов списания производственных запасов в целях оптимизации налогообложения наиболее выгодно использование метода ЛИФО, который отменен в бухгалтерской учетной практике, но в налоговом учёте применяется. При методе ЛИФО оценка материальных ресурсов, находящихся на складе на конец отчетного периода, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретения закупок, что, в условиях роста цен приводит к увеличению себестоимости продукции и соответствующему уменьшению налога на прибыль, но уменьшению налога на имущество. [19с.-219]

Начисление различных видов резервов (на предстоящие отпуска, на ремонт основных средств), при имеющихся суммах отклонений в структуре себестоимости позволяет равномерно распределить налоговые платежи во времени их уплаты. [19с.-220]

Таким образом, варьирование методами учета различных объектов влияет, прежде всего, на величину налога на прибыль и налога на имущество организаций.

Каждая организация, решая задачу оптимизации налогообложения, выбирает вариант учетной политики, призванный обеспечить оптимальное налоговое планирование при заданных производственных и финансовых результатах деятельности. В итоге общие подходы организации по формированию налоговой базы по налогам и специфика способов формирования информации о порядке их исчисления определяются в специальном внутреннем регламенте - учетной политике организации для целей налогового учета.

В этом документе раскрывается информация о выбранном варианте способа налогового учета в случае, когда законодательство о налогах и сборах допускает вариантность; раскрывается конкретная информация в тех случаях, когда законодательство по налогам устанавливает только общие нормы, но не содержит конкретных способов исчисления налогов, отражается информация о позиции организации, занятой в случае, когда налоговое законодательство содержит «противоречия и неясности». Кроме того, учетная политика определяет, какие регистры налогового учета использует организация, как они создаются и как согласуются с системой бухгалтерского учета организации. [17с.-115]

Таким образом, учетная политика организации для целей налогового учета является центральным по значимости документом системы постановки и его ведения на микроуровне. [17с.-116]

Это подтверждается следующими обстоятельствами[17с.-117]:

  • прямым законодательным требованием формирования учетной политики для целей налогового учета (ст. 167 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», ст. 313 гл.25 «Налог на прибыль» НК РФ);
  • наличием по некоторым вопросам законодательства о налогах и сборах только общих норм, не содержащих конкретных способов исчисления налогов, а также противоречий и неясностей, на которые имеется прямая ссылка в п. 7 ст. 3 НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».