Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение (Учетная политика для целей налогообложения, её сущность и основные понятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Только принятие во внимание всей совокупности влияющих факторов поможет правильно подойти к обоснованию учетной политики. С развитием рыночных отношений, появлением принципиально новых видов деятельности, усложнением процессов управления предприятиями и степенью осознания руководителями различного звена субъектов рыночных отношений круга, содержания и значимости решаемых задач объективно возрастает роль учетной политики. В узком смысле, учетная политика согласно действующему законодательству представляет собой совокупность способов бухгалтерского учета. [ 14.с-198]

Если ставить проблему шире, с точки зрения реальной практики и тенденций развития хозяйственной деятельности, то учетную политику организации вполне можно рассматривать в качестве одного из инструментов управления организацией. [ 14с.-199]

При условии, если учетная политика составлена грамотно, то она позволяет решить задачи, представленные в Таблице 2:

ЗАДАЧА

ПРИИМУЩЕСТВА

Сделать выбор в пользу одного из нескольких возможных вариантов учета, предусмотренных законодательством

Важно, чтобы организация внесла нужный элемент в свою учетную политику, дабы налоговый учет стал возможным

Отказаться от метода учета, называемого «по умолчанию».

В случае, когда налогоплательщик желает воспользоваться альтернативным вариантом, который предусмотрен в НК РФ, то это должно быть непременно отмечено в учетной политике. Отказ от данного метода может значительно повлиять на финансовую составляющую предприятия.

Сближение налогового и бухгалтерского учета

Позволит значительно уменьшить объем работы бухгалтера

Минимизировать количество ожидаемых налогов

Грамотно построенная учетная политика позволит реально уменьшить число налоговых выплат

Таблица 2

Судя по информации из Таблицы 2, можно сделать вывод о том, что очень важно правильно распланировать учетную политику, для того чтобы все активы и средства были максимально задействованы и задачи, поставленные в учетной политике, могли эффективно решаться и минимизировали потери.

Рассмотрим в Таблице 3, в каких случаях разрешено вносить внеочередные изменения в учетную политику предприятия (организации):

Случаи, при которых предусмотрены внеочередные изменения учетной политики организации

реорганизации предприятия

Когда предприятие завершает свою деятельность или передает пакет своих активов другим лицам (зачастую этот прием используют вместо ликвидации)

изменений в законодательстве либо в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета

Любая учетная политика предприятия строится на основе законов РФ, поэтому любое изменение в законодательстве должно быть внесено изменением в учетную политику

метод определения выручки (прибыли)

Если данная организация выбрала новый метод получения прибыли, тогда его нужно зафиксировать в действующей учетной политике путем изменения

смены собственников

При смене владельцев данной организации, так же должны быть учтены эти данные и в учетной политике

разработки новых способов бухгалтерского учета

Если данная организация разработала новый способ бухгалтерского учета, тогда должны быть внесены изменения и в учетную политику

метод оценки готовой продукции

Если данная организация выбрала новый метод оценки готовой продукции, тогда его нужно зафиксировать в действующей учетной политике путем изменения

метод учета затрат на производство продукции (работ, услуг)

Если данная организация выбрала новый метод учета затрат на производство продукции, тогда его нужно зафиксировать в действующей учетной политике путем изменения

метод оценки производственных запасов

Если данная организация выбрала новый метод оценки производственных запасов, тогда его нужно зафиксировать в действующей учетной политике путем изменения

метод учета товаров

Если данная организация выбрала новый метод учета товаров, тогда его нужно зафиксировать в действующей учетной политике путем изменения

порядок учета незавершенного производства

Если порядок учета незавершенного производства изменен, тогда соответствующие изменения нужно внести и в учетную политику данной организации

порядок учета расходов будущих периодов

Если порядок учета расходов будущих периодов изменен, тогда соответствующие изменения нужно внести и в учетную политику данной организации

лимит отнесения предметов к основным средствам (далее по тексту - ОС) либо малоценным и быстроизнашивающимся предметам (далее по тексту - МБП);

Данные изменения полагается внести в учетную политику данной организации

порядок начисления амортизации ОС

Если порядок начисления амортизации ОС изменен, тогда соответствующие изменения нужно внести и в учетную политику данной организации

порядок начисления износа МБП

Если порядок начисления износа МБП изменен, тогда соответствующие изменения нужно внести и в учетную политику данной организации

нормы перенесения первоначальной стоимости нематериальных активов на издержки производства и обращения

Изменения данных норм требуют поправки в учетной политике данной организации

порядок распределения общехозяйственных расходов

Если организация изменила порядок распределения общехозяйственных расходов, тогда эти изменения должны быть учтены путем поправки в учетной политике данной организации

перечень создаваемых фондов и резервов

Любые изменения перечня должны отображаться в учетной политике данной организации, путем добавления, ликвидации или переименования

создание резерва по сомнительным долгам

Каждый созданный резерв должен быть непременно зафиксирован в учетной политике данной организации

способ оценки задолженности по полученным кредитам и займам

В случае, когда организация меняет способ оценки, то эти изменения должны отображаться и в её учетной политике


Таблица 3

В приказе могут быть отражены и другие вопросы учетной политики предприятия. Одни элементы учетной политики влияют на налоги, выплачиваемые предприятием, а другие не влияют.

Налоговую учетную политику утверждают по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль. Такое требование есть в статьях 167 и 313 Налогового Кодекса Российской Федерации. Следует отметить, что само понятие учетной политики для целей налогообложения в действующем налоговом законодательстве на данный момент отсутствует. С 1 января 2007 года оно появилось в НК РФ.

Пункт 2 статьи 11 НК РФ дополнен абзацем: «учетная политика для целей налогообложения определяется как выбранная фирмой совокупность допускаемых кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения». Кроме того, это понятие включает в себя «учет иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика». [8с.-87]

Учетная политика для целей налогообложения состоит из трех основных разделов:

а) принципы ведения налогового учета;

б) методы расчета того или иного налога;

в) регистры налогового учета.

Ранее одним из основных положений учетной политики был метод расчета налога на добавленную стоимость: кассовый или начисления. В настоящее время все обязаны платить налог только по методу начисления. [9с.-15]

Подведя итог, мы рассмотрели факторы, влияющие на выбор и задачи, решаемые при формировании учетной политики, и можем умозаключать о том, что существует множество различных факторов, как основных, так и вторичных, которые также играют немаловажную роль в процессе влияния и которые необходимо учитывать в процессе создания учетной политики, для того, чтобы в последствии функционирования данной организации минимизировать возможные риски.

1.2 Порядок принятия и контроль соблюдения учетной политики налогообложения

В соответствии с законодательством Российской Федерации учетная политика организации, в том числе для целей налогообложения, утверждается руководителем организации. Формирование учетной политики является обязанностью главного бухгалтера. В разработке учетной политики организации также должны участвовать специалисты из других функциональных подразделений.


Поскольку экономическая ситуация нестабильна, это определяет соответствующие корректировки в учетной политике. В этом случае может оказаться целесообразным создать в организации специальный комитет по разработке учетной политики с постоянным статусом. В его функции должен входить анализ экономической ситуации и законодательства, мониторинг изменений в системе законодательных стандартов, анализ новых методов бухгалтерского учета, разработка предложений по созданию или изменению учетной политики, подготовка проектов административных документов, анализ реализации выбранных учетных политик.

В комиссию должны входить сотрудники с большим опытом работы, глубокими знаниями деталей организации, экспертами по текущему экономическому, бухгалтерскому и налоговому законодательству. Не исключена возможность привлечения к разработке учетной политики специализированных фирм (бухгалтерских, аудиторских) или независимых экспертов. Однако в любом случае окончательное решение о введении того или иного положения учетной политики остается за руководителем организации или уполномоченными лицам.

В силу существенности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.

Службы внутреннего аудита и ревизионная комиссия осуществляет внутренний контроль за выполнением учетной политики, но при этом их задачи и направленность различна, что в целом позволяет не упустить деталей. Предлагаю рассмотреть сравнительную Таблицу 4:

Различия задач служб, осуществляющих внутренний контроль учетной политики организации

Внутренний аудит

Ревизионная комиссия

задача сосредоточивается главным образом на соответствии учетной политики установленному порядку учета и отчетности, обоснованности принятия администрацией тех или иных решений с точки зрения их влияния на конечные результаты деятельности организации, а также точности соблюдения выбранной учетной политики службами и отдельными исполнителями

ревизионная комиссия, наблюдает за учетной политикой в интересах собственников организации, то есть за тем, насколько принимаемые администрацией решения реализуют цели собственников

Таблица 4

Так же как и внутри фирмы, так и вне её осуществляется контроль следующими участниками:


- независимая аудиторская организация (аудитор): за выполнением учетной политики. Аудитор анализирует учетную политику организации, чтобы выразить мнение о достоверности ее бухгалтерской или налоговой отчетности, устанавливает соответствие избранной организацией учетной политики характеру и условиям ее деятельности, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам

- государственные контролирующие органы, обладающие соответствующими полномочиями (в том числе налоговые органы). Контроль государственных органов, как правило, преследует лишь одну цель - установление соответствия избранных организацией способов ведения налогового учета требованиям и предписаниям законодательства.

Подведя итог по данному разделу, стоит полагать, что любая организация нуждается в непрерывном учете и постоянном контроле, как внутри, так и вне организации. Если контроль будет произведен надлежащим образом, тогда фирма максимально сможет обезопасить себя от непредвиденных потерь и возможных обстоятельств.

Глава 2. Положения об учетной политике для целей налогооблажения. Основные аспекты.

Основные аспекты Положения об учетной политике для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения представляет собой свод обязательных для организации правил, соответствуя которому участники налогообложения объединяют общую информацию о своих хозяйственных операциях в течение закрепленного налогового периода, чтобы можно было определить налоговую базу. Данные правила закрепляются согласно предусмотренным Налоговым кодексом РФ случаям в приказе (распоряжении) руководителя.

Организационные положения:

  1. Для целей формирования информации по налоговому учету организация раскрывает в рамках указанного раздела сведения, позволяющие более точно формировать необходимые сведения как в целом, так и по каждому из налогов, плательщиком которых она является.
  2. Данные о том, является ли организация вновь созданной или нет, необходимы для того, чтобы установить, является ли налоговая учетная политика организации совершенно новой или представляет собой модификацию старой. Отмечаем, что учетная политика формируется не позднее 90 дней с момента учреждения организации и применяется последовательно из года в год.
  3. Далее организации необходимо указать виды осуществляемой ею хозяйственной деятельности. Данная информация, помимо констатации факта, несет в себе и дополнительную нагрузку. В зависимости от конкретного вида деятельности организация будет формировать особенности своей учетной налоговой политики (в первую очередь в части налога на прибыль).
  4. Для этих же целей — для характеристики особенностей деятельности организаций, учитываемых при формировании данных по налоговому учету налога на прибыль, — организация должна указать сведения о том, осуществляет ли она операции с ценными бумагами и несет ли в процессе своей деятельности расходы на НИОКР.
  5. Для целей формирования информации о порядке ведения учета по налогу на имущество организация должна указать, имеется ли у нее на балансе имущество, подлежащее налогообложению.
  6. Для структурной характеристики организации, а также в качестве сведений, которые в дальнейшем будут учитываться при формировании информации о необходимости распределения налоговых платежей, организации необходимо указать в учетной политике на наличие (отсутствие) обособленных структурных подразделений, в том числе расположенных на территории одного субъекта Федерации.
  7. Далее следует блок вопросов, ответы на которые характеризуют порядок организации ведения налогового учета. Организация может вести учет данных как с привлечением сторонней организации или специально уполномоченного лица (в этом случае в тексте учетной политики следует указать их наименование), так и собственными силами. Если налоговый учет ведется собственными силами, то необходимо указать, кто именно этим занимается — отдельный работник или специализированная служба. В обоих случаях необходима конкретизация, то есть точное указание на должность работника согласно штатному расписанию либо на наименование подразделения в соответствии со структурой организации.
  8. Существенным моментом является указание на способ ведения налогового учета (автоматизированный или неавтоматизированный). При выборе автоматизированного метода необходимо дополнительно указать специализированную программу, с помощью которой ведется налоговый учет. [ 11с.-112]

Положение об учетной политике для целей налогообложения содержит два аспекта: организационные аспекты и методические аспекты.

Организационные аспекты подразумевают под собой конкретно организации налогового учета:

а) ответственность за организацию налогового учета в организации и соблюдение налогового законодательства несет руководитель;

б) обязанность ведения налогового учета в организации возлагается на бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером;

в) налоговый учет в организации ведется на основе:

1) данных первичных учетных документов (первичных документов, на основании которых ведется бухгалтерский учет, включая справку бухгалтера);

2) аналитических регистров, расчетов, разработочных таблиц, ведомостей необходимых для создания регистров;

3) расчета налоговой базы.

Для формирования регистров налогового учета используются данные регистров бухгалтерского учета.

Информация по налоговому учету за отчетный налоговый период содержитсяв разработочных таблицах, ведомостях, группируются по объектам налогового учета. Систематизированная и накопленная информация обобщается в сводных регистрах (аналитические регистры налогового учета).

г) организация применяет аналитические регистры, разработанные самостоятельно в электронном виде.

Для формирования полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций в целях налогообложения в бухгалтерском учете (по отличному порядку группировки объектов от требований налогового учета) в рабочем плане счетов могут открываться соответствующие аналитические счета [ 8с.-100]

Что относится к методическим аспектам, то в Положении об учетной политике для целей налогообложения конкретизируются основные элементы различных видов налога, уплачиваемые налогоплательщиком.

а) транспортный налог:

1) транспортный налог вводится в действие в соответствии с гл. 28 НК РФ. Ставка налога определяется в пределах, установленных НК РФ.

б) налог на добавленную стоимость:

1) в соответствии со статьей 167 НК РФ дата возникновения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость устанавливается по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов.

2) в случае осуществления операций, подлежащих налогообложению НДС, и не подлежащих налогообложению НДС, в организации ведется раздельный учет затрат для целей исчисления налога на добавленную стоимость с отражением на счетах бухгалтерского учета (использованием аналитического учета).